Приложение МААМ

Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста

Диана Дугина
Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство является ключевым этапом в формировании личности. В этот период ребенок начинает осваивать основы окружающего мира, у него формируется отношение к людям и труду, развиваются навыки и привычки правильного поведения, а также закладывается характер. Игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста, в которой развиваются как духовные, так и физические способности ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплина и ловкость. Кроме того, игра представляет собой уникальный способ усвоения социального опыта, характерный для дошкольного возраста. В процессе игры формируются и развиваются все аспекты личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, что подготавливает его к переходу на новую, более высокую стадию развития. Психологи выделяют игру как ведущую деятельность дошкольников. Игра — это форма непродуктивной деятельности, где основная мотивация заключается не в конечном результате, а в самом процессе. Её значение огромно. Воспитательное значение игры во многом определяется профессионализмом педагога, его знанием психологии ребенка, учетом возрастных и индивидуальных особенностей, а также правильным методическим руководством в организации взаимодействия между детьми и четкой организацией различных игр. Детские игры представляют собой уникальное явление, так как они отличаются разнообразием как по содержанию, так и по степени самостоятельности детей, формам организации и игровым материалам. В связи с этим различные источники предлагают свои классификации игр. Мне наиболее близка следующая: игры можно разделить на творческие и игры с правилами. Творческие игры включают сюжетно-ролевые, строительные и драматизационные игры, в то время как игры с правилами делятся на подвижные и дидактические. Существует множество других видов и классификаций игр: игры с правилами и без них, имитационные игры, режиссерские игры, пальчиковые игры и так далее. Все они обладают значительной развивающей и эмоциональной ценностью для детей и, соответственно, для их родителей.

Публикация «Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Основные характеристики сюжетно-ролевой игры включают в себя: - Соблюдение установленных правил. - Социальный аспект игр. - Эмоциональное развитие участников. - Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста. - Стимуляция воображения и творческих способностей. - Улучшение речевых навыков. Существует несколько видов сюжетно-ролевых игр: 1. Игры на бытовые темы: «дом», «семья», «праздники», «дни рождения». В этих играх значительное внимание уделяется взаимодействию с куклами, через которые дети выражают свои знания о сверстниках и взрослых, а также о их отношениях. 2. Игры на производственные и общественные темы, отражающие труд людей. Темы для таких игр берутся из повседневной жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, полиция, пожарные, цирк, театр, зоопарк, завод и т. д.). 3. Игры на героико-патриотические темы, посвященные подвигам нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.). 4. Игры, основанные на литературных произведениях, фильмах, теле- и радиопередачах. 5. «Режиссерские» игры, в которых дети выступают в роли создателей сюжета. В возрасте от 3 до 5 лет дети начинают в играх подражать взрослым. Важно, чтобы игры способствовали пониманию назначения предметов, их функций и обучали детей использовать их как инструменты. Занятия с пирамидками, куклами и строительными наборами помогают детям расширять представления о размере, форме, цвете и пространственном расположении объектов. Игры с игрушками на колесах, лопатками и совками, которые можно использовать для копания снега или песка, способствуют повышению двигательной активности и улучшению координации движений. В процессе игры дети начинают имитировать действия взрослых, а игрушки становятся для них символами, которые помогают развивать игровые сюжеты и способствуют формированию основ абстрактного мышления. Характерной особенностью игр маленьких детей является их индивидуальность. Когда дети приходят в детский сад, важно, чтобы они научились играть. Поэтому воспитатель уделяет особое внимание некоторым детям, помогая им адаптироваться к новой обстановке, преодолевать застенчивость и пробуждать интерес к играм. Для сюжетно-ролевых игр детям необходимы куклы, посуда и мебель. Полезно иметь в группах игрушечные утюги, плиты, а также атрибуты для игр в парикмахерскую и больницу. Кроме того, нужны автомобили различных размеров, коляски для кукол и другие игрушки. Наборы игрушек следует размещать в разных уголках комнаты, чтобы дети могли играть небольшими группами. При организации среды для сюжетно-ролевой игры игровое оборудование нужно вводить постепенно, по мере того как дети осваивают знания об окружающем мире, чтобы игрушки помогали им вспомнить недавние события. После закрепления и уточнения знаний можно добавить новую игрушку или самодельные атрибуты, а иногда и настоящий предмет, например, кухонную доску. Эти предметы должны быть безопасными для детей. В оснащении игровой среды особое внимание следует уделять предметам-заместителям. В игры детей четвертого года жизни предметы-заместители лучше вводить в совместной игре, так как требуется демонстрация действий с ними. Обычно дети. Предметы-заместители значительно разнообразят и обогащают игровые действия детей. Однажды во время игры девочка, отвечая на вопрос о том, чем она кормит свою куклу, сказала, что это котлеты. При этом она брала воображаемые кусочки котлет из тарелки ложкой и подносила их к рту куклы. Я спросила: «Ты уже сделала фарш?» Мы вместе решили, что листок бумаги будет мясом. В игру добавились новые действия: девочка положила листок в мясорубку, покрутила ее, затем достала бумагу и порвала на кусочки. Она разложила эти кусочки на сковороде, поставила их жарить на плиту, а потом начала кормить куклу, но уже не ложкой, а вилкой. Чтобы дети могли регулярно использовать предметы-заместители в игре, в игровых уголках целесообразно разместить коробки с природными и бросовыми материалами. Дети часто используют строительные материалы, например, кирпичик как телефон или конус как мороженое и так далее. Воспитателю в этой возрастной группе важно создать хорошие условия для игры и помочь детям выбрать подходящие игрушки. Если воспитатель научил детей играть с игрушками самостоятельно и спокойно, он достиг первой стадии развития игровой деятельности. Однако следующей задачей становится преодоление этапа индивидуальных игр и постепенное вовлечение детей в совместные игры, объединение их в группы и пробуждение интереса к коллективу. Для этого необходимо создать условия, способствующие совместной игре. Обстоятельства жизни в детском саду уже способствуют усилиям педагогов: дети проводят весь день в одной группе, используют общие игрушки и следуют единому распорядку дня. Эти факторы способствуют формированию более тесных отношений между детьми. Педагог может поддерживать и укреплять эти дружеские связи. Для этого можно вмешаться в процесс игры и тактично направить её : «Люда, твоя дочка хочет в детский сад, отведи её туда». Это создаёт возможность объединить детей, играющих поодиночке, в группу. Например, мальчику, который без цели тянет машину по группе, можно предложить: «Саша, не хочешь ли ты.». Содержание детских игр тесно связано с их знаниями об окружающем мире. В процессе игры можно напомнить детям о их прошлом опыте и эмоциях, стараясь, чтобы эти переживания находили отражение в игре. Часто сюжет игры подсказывается игрушками: куклы, посуда и мебель для кукол могут вдохновить на игру в «семью», машинки – на «шофера», а фигурки домашних животных – на «ферму» и так далее. Однако важно вмешиваться в ход игры, чтобы развить выбранный детьми сюжет. Нередко младшие дети быстро теряют интерес к игре и переключаются на что-то другое, если игра не вызывает у них увлечения. Углубить интерес можно, если педагог добавляет новые элементы в игру, тем самым предотвращая частую смену сюжетов. Например, Миша без цели катался на машинке по группе, затем бросил её и начал наблюдать за детьми, которые строили что-то из конструктора. Когда это ему надоело, он схватил барабан и начал стучать по нему. В младшей группе часто возникают недоразумения во время игр, поскольку участники не соблюдают основные правила совместной деятельности. Как известно, дети формируют правила творческих игр, опираясь на свои роли. Ребенок, играющий определенную роль, должен вести себя так, как это делает персонаж, которого он изображает. Педагог должен обучать детей критически оценивать поведение своих сверстников в игре, сопоставляя их действия с реальной жизнью. Таким образом, дети постепенно привыкают к точному соблюдению игровых правил. Приведу еще один пример. Дети играли в «корабль», где были капитан и пассажиры. Вдруг Оля, которая путешествовала со своей дочкой-куклой, встала и захотела уйти. Однако другие пассажиры возмутились: «Ты не можешь сойти, вокруг же вода!» Но Оля все равно настаивала на своем. Начался спор и крики. Воспитателю пришлось вмешаться: «Если Оля не хочет продолжать поездку, пусть сходит. Но помните, что вокруг вода, и она может утонуть. Товарищ капитан, причальте к берегу». В возрасте от 3 до 5 лет детям необходимы игры с ровесниками, которые отражают их опыт и события общественной жизни. В этот период игры становятся важным инструментом для формирования социального сознания, познания окружающего мира и его преобразования, а также способствуют объединению детей в коллектив и созданию условий для самостоятельной детской деятельности. Планирование системы педагогических мероприятий должно, с одной стороны, направлять детей на отражение в игре разнообразных и новых для них явлений окружающей действительности, а с другой — усложнять способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей о мире, полученные из различных источников, определяют содержание игровых задач и темы сюжетов. Умелое усложнение методов и средств решения игровых задач играет ключевую роль в формировании самой игры. Расширение знаний детей происходит на занятиях или во время специальных наблюдений, при этом устанавливается связь между их прошлым опытом и новыми знаниями. Одним из действенных методов формирования игровых умений и навыков является совместная игра взрослых и детей. Обычно дети приходят во 2-ю младшую группу с базовыми навыками самостоятельного взаимодействия с игрушками. Если ребёнок не освоил игровые действия, воспитатель демонстрирует их. Такие игры рекомендуется проводить не реже трёх раз в неделю во второй половине дня. Воспитатель фиксирует в календарном плане цель и сюжет игры, а также имена участников. Педагог должен быть осведомлён о том, какие сюжеты подходят для детских игр. Важно, чтобы сюжеты были простыми для понимания ребёнка и отражали знакомые ему действия из повседневной жизни, такие как приготовление пищи, уборка, стирка, лечение в поликлинике, поездки на транспорте и т. д. Темы можно заимствовать из известных детям сказок и литературных произведений, а также создавать самостоятельно, опираясь на реальные факты и события (например, врач и больные дети, продавец и покупатель). Как правило, воспитатель сначала сам исполняет главную роль.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возраста Поскольку 2018 год был объявлен Годом добровольцев-волонтеров в России - у нас в Детском саду появилась идея немного изменить это понятие,.

Фотозона для детей младшего дошкольного возраста в игровой комнатеФотозона для детей младшего дошкольного возраста в игровой комнате Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новогоднюю фотозону для малышей, которая расположена в игровой комнате. В Новый год все.

Игровой сеанс с песком «Белый медведь»  как средство адаптации детей младшего дошкольного возрастаИгровой сеанс с песком «Белый медведь»  как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная терапия». Песочная терапия – разновидность игровой терапии. Принцип терапии песком.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 октября 2024 в 22:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Диана Дугина (УИ 3350671) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД