Наталья Овсянникова
Организация игрового пространства в кабинете педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В данной статье описывается опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в кабинете педагога-психолога ДОУ для всех категорий детей. Раскрыты основные задачи и требования к организации игрового пространства в соответствии с ФГОС.
Ключевые слова: кабинет, зонирование, оборудование, требования, оснащение, развивающее пространство.
«Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась
бы в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребёнка конкретного мира…»
Публикация «Организация игрового пространства в кабинете педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах
Е. И. Тихеева
Одно из важных условий успешной работы педагога-психолога в дошкольном учреждении – правильная организация игрового развивающего пространства. Под игровым пространством следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными и игровыми материалами и оборудованием. Среда, в которой обучается ребёнок, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование.
Как вовлечь ребят в совместную с педагогом-психологом деятельность, построить интересное, увлекательное занятие, чтобы оно носило познавательный характер, было эмоционально окрашено, развивало творческую мыслительную активность ребят? Для этого должны быть созданы оптимальные условия более продуктивного коррекционного и развивающего воздействия. С этой целью в нашем ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, оборудован и успешно функционирует кабинет педагога-психолога. Оборудование кабинета педагога-психолога определяется целями и задачами психологической деятельности, а именно:
• Содействие реализации поставленных профессиональных целей и задач педагога-психолога;
• Создание предпосылки для творческого применения наиболее эффективных методов и приемов работы педагога-психолога;
• Обеспечение позитивного настроя на взаимодействие с педагогом-психологом при консультировании всех субъектов образовательного пространства;
• Повышение эффективности просветительской, диагностической и коррекционно-развивающей работы;
• Предоставление широких возможностей для организации профилактических мероприятий, направленных на снятие психоэмоционального напряжения у детей и взрослых.
В соответствии с требованиями к развивающей предметно-пространственной среде, игровое пространство кабинета обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала для работы психолога, содержит перечень материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, позволяет обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Образовательное пространство кабинета оснащено всеми необходимыми средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, оборудованием и инвентарем. Данное оснащение обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных и коммуникативных играх.
Ребёнок должен приходить в кабинет к психологу с желанием и интересом. Обучающие задания должны чередоваться с развивающими играми, атмосфера кабинета призвана способствовать развитию познавательной и эмоциональной активности детей, вовлечению их в продуктивную совместную деятельность с педагогом и сверстниками. Для этого всё учебное пространство кабинета поделено на зоны, которые соответствуют основным направлениям работы:
• Зона коррекционно-развивающей работы оснащена необходимыми материалами для проведения индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы. Здесь расставлены столы, стулья. Для проведения игровых занятий, в ходе которых дети свободно размещаются на полу, в кабинете имеется ковёр, а так же разнообразный игровой материал.
• Зона консультативной работы. Здесь я постаралась создать доверительную и свободную обстановку, помогающую посетителю, пришедшему на консультацию, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Способствуют этому такие элементы интерьера как удобные диван и кресла, живописный фонтанчик.
• Зона организационно-планирующей деятельности. Эта зона необходима для подготовки к работе (занятиям, консультациям, обработки данных, хранения материалов, рабочей документации, методической литературы, пособий и т. д. В кабинете имеется практическая литература для работы с детьми, родителями, педагогами, методическая литература, просветительская литература.
• Зона релаксации. Кабинет должен служить местом эмоциональной разгрузки как для детей, так и для взрослых. Выполнению этой функции служит создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Во время релаксации дети лежат на специальных мягких ковриках под спокойную музыку, звуки природы.
В психологическом кабинете имеются : практическая литература для работы с детьми и педагогами, методическая литература, просветительская литература для педагогов и родителей, интерактивный стол ActivTable, световой стол для рисования песком, сенсорная тропа. Накоплен большой диагностический, коррекционный, раздаточный материал для работы с детьми (игры, картинки, ребусы, задания для развития памяти, внимания, мышления, восприятия, общей и мелкой моторики, массажёры, мелкие детали, пуговицы, верёвочки, шнуровки, коврики для релаксации).
Организация игрового пространства в кабинете педагога-психолога – это неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Дошкольники получают возможность индивидуального развития в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Психолог обеспечивает условия для перевода ребёнка из объекта в субъект воспитания, даёт ребёнку возможность быть самим собой, создаёт условия для сохранения психологического и физического здоровья детей при переходе к школьному обучению.
Библиографический список
1. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. Ввозная В. И., Коновалова И. Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ М., ТЦ Сфера, 2006.
3. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. - М. : Гардарики, 2000.
4. Пирская Т. Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ // Современный детский сад. – 2010.
5. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / изд. 7-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010.