галина спирина
Организация игрового пространства в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обучению воспитанников игровым действиям способствует развивающее общение взрослых и детей, организация развивающей предметно – пространственной среды.
Организовывая предметно-развивающую среду в группе, учитываем, что все окружающие предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей.
В процессе разнообразных манипуляций с предметами детей учим не только их всесторонне обследовать, но и неоднозначно воспринимать окружающие их предметы, переносить функции с одного предмета на другой, обыгрывать и осмыслять совершаемые действия.
Темочки:
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Создавая условия для развития предметно – манипулятивной деятельности в группе предоставляем детям разнообразные многофункциональные предметы, необходимые для разыгрывания сюжетов детских игр и маркеры игрового пространства. Это модули, кубики разных цветов, коробочки, пластмассовые пузырьки, толкушки, футляры из- под киндер – сюрпризов, мягкие тюбики из- под крема и пасты, фотобачки, губки разных форм и размеров, кегли, кольца от пирамидок и т. д. Платочки с узелками, расположенными по-разному, помогают ребенку увидеть в них индивидуальный образ, развивают воображение.
Сначала взрослый, а затем сами дети обыгрывают разнообразные предметы. Просим детей показать, выполнить какие – либо действия с предметами: например, как летит самолет, прыгает лягушка. Причем, один и тот же предмет, толкушку, можно превратить в куклу, ракету, поезд, кружочек в одной игре может служить тарелкой, в другой - печеньем. В процессе выполнения заданий побуждаем детей сопровождать свои действия звуками.
Дети действуют по - разному:
Пузырек из-под шампуня заворачивают в платочек и укачивают «куклу», напевая: «Баю-баю». Катают кубик, как машину произнося: у-у-у – поехала машина. Серёжа взял платочек с узелками, покрутил в руках, потянул за узелки, потом поставил и сказал: «Прыг-скок». На вопрос «Кто это?» Серё жа ответил: «Зайка, вот у него ушки» (два узелка сверху).
Освоив действия, ребенок в дальнейшем будет по-своему использовать предмет – заместитель. Формирование игровых замещений происходит в совместной игре со взрослым, когда путем совместно-индивидуальных действий ребенок изобретает новые способы игровых замещений.
Наблюдение ребенка за действиями взрослого, а затем совместная деятельность, имеющая эмоциональный подтекст, способствует сближению ребенка с взрослым, стимулирует его желание выполнить игровое задание. В то же время дети учатся отражать смысловое действие с помощью разных предметов, самостоятельно или с небольшой помощью педагога придумывают образ предмета.
Для обеспечения полноценной предметной деятельности детей действия с предметами сопровождаем словом, раскрывающим результат действия (перелили воду, надели платье); его значение (перелили воду в чашку, чтобы пить; надели новое платье, чтобы пойти в гости); оценку собственных действий и качество предмета («Ловко получилось – воду не пролили», «Аккуратно надевали платье – не помяли его!»).
В результате совместной деятельности воспитателя с детьми, малыш постепенно учится действовать с предметами самостоятельно: кормит куклу, которую кормил воспитатель; нагружает машинку кубиками, как показал взрослый.
Хотя ведущей деятельностью является предметная, но именно в раннем возрасте зарождается сюжетно – ролевая игра. Все игрушки подбираем среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее детей пространство, создавать более развернутые и содержательные сюжеты. Здесь предусматриваем место для игр с дидактическими игрушками; место для игр с двигателями, строительным материалом (чаще для игр мальчиков); 2/3 игрового пространства для игр с куклами и сюжетными игрушками (чаще для девочек).
Расширяя круг предметов, находящихся в обиходе малыша, стимулируем его познавательную активность. Для этого создаем простейшие игровые ситуации, в которых показываем все новые и новые способы использования предметов.
Вступая в игровые контакты с ребенком, с целью привлечь его внимание к сюжету и содержанию игры, предлагая его возможное продолжение («Во что будем с тобой играть?», «Давай посмотрим, что куколка будет делать дальше?», применяем методы прямого руководства игрой : придумываем сюжет, показываем и объясняем действие, становимся участником игры, берем на себя роль, вовлекаем ребенка в игру путем внесения новой игрушки. Поведение детей не всегда предсказуемо, так же как и дальнейшее развитие игры, поэтому устанавливаем контакт с ними.
Игровая предметная среда не является самоцелью, создается не «для красоты», постоянно изменяется в процессе роста детей, обогащается новизной. Игровая среда для детей не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая, но и обогащающаяся.
Игровая предметная среда, организованная наилучшим образом, не может эффективно воздействовать на ребенка без участия взрослого. Взрослый должен «открыть» её для ребенка, «подарить» её ребенку в процессе развивающего общения, которое помогает ребенку познавать и систематизировать окружающий мир. Воспитатель должен учить детей с предельным комфортом жить в организованной для них предметно – пространственной развивающей, игровой среде.