марина береговая
Моделирование игрового пространства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад «Теремок»
Моделирование игрового пространства в ДОУ
Воспитатель
Береговая М. С.
2017 год.
Содержание
Вводная часть…. 3
Основная часть…4
Заключение….7
Список литературы…8
Вводная часть.
У каждого из нас
Внутри талант таится,
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться.
Актуальность.
Публикация «Моделирование игрового пространства в ДОУ» размещена в разделах
Актуальной на сегодняшний день остается проблема моделирования игрового пространства, ведь моделирование – метод познания, сущность которого заключается в воспроизведении свойств, структуры и функций объекта познания на специально устроенной (или подобранной) его модели, включающей в себя методы исследования как теоретического, так и практического характера. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре образовательной программы дошкольного образования.
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта.
Цель, которую я поставила в данном направлении, такова: создание в групповом пространстве при адекватном использовании полезной площади предметно – развивающей среды для полноценного развития детей.
Из заданной цели следуют задачи:
1. создать среду адекватную реализуемой программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру ребенка.
2. активнее использовать продукты детской и совместной деятельности воспитания ребенка.
3. привести пространство группы в соответствие с возрастными особенностями, и по интересам детей.
4. рационально использовать пространство помещения для создания предметно – развивающей среды.
ФГОС дошкольного образования выдвигает следующие требования к
развивающей предметно — развивающей среде ДОУ: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Основная часть.
Среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и поэтому необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
При моделирование группового пространства использовала следующие принципы:
1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в ДОУ или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)
4. Вариативность среды предполагает: наличие в ДОУ или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В педагогической науке понятие «образовательное пространство» определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению. В широком смысле развивающая среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиции психологов, таких как Л. С. Выготский, Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Заньков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С. Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда -это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка». К настоящему времени в отечественной дошкольной педагогике и психологии накоплен достаточно большой опыт работы по проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, С. А. Новоселова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.) Особенностью этих исследований является акцентирование внимания на построении предметно-развивающей среды, что предполагает поиск новых подходов к ее организации в дошкольном учреждении, работающем в новых условиях — в русле личностно-ориентированной концепции. Именно в детском саду возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника, становится источником его знаний и социального опыта, в том числе и игрового.
Основными пространствами детского сада являются: игровое пространство; пространство физической культуры; пространство познания окружающего мира; пространство личностно-социального развития; пространство художественно – эстетического развития. Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства. Поскольку именно в игре ребенок осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе, в детском саду необходимо создавать условия для разворачивания игровой деятельности самых разных видов: свободной игры, ролевых игр, игр с разной степенью жесткости заданных правил и различной предметностью (например, математических).
Модульные игровые зоны в группах целесообразно устраивать таким образом, чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры, разворачиваемой ребенком (или несколькими детьми) в данный момент.
В подготовительной группе детского сада «Теремок» я с помощью родителей создала различные центры, где дети имеют возможность реализовывать свои задумки, планы.
В нашей группе есть такие центры, как музыкальный и театральный, где расположены различные музыкальные инструменты, книги о инструментах (самоделки, различные дидактические игры музыкальной направленности. Уголок помогла наполнить наш музыкальный руководитель, Царева Н. Н. В центре театрализации детей ждут различные маски, кукольные театры, теневой театр, плоскостной и много интересного. Дети рады проявлять себя в различных ролях, что способствует снятию психоэмоционального напряжения, положительному настрою.
Далее расположены игровой центр где находятся конструктивные игры, которые представлены различными видами конструктора: 1) деревянного: крупного и мелкого, 2) лего: крупного и мелкого, 3) пластмассового: кубики большие и маленькие, 4) плоскостной конструктор. Также в игровом центре находятся сюжетно-ролевые игры и режиссерские игры. Наборы для реализации игры наполнены в соответствии с возрастными на различную тематику. В центре дидактических игр находится много игр, различной направленности. Каждый ребенок выбирает игру по своему интересу, очень часто дети объединяются в группы по интересам.
Несомненно мы помним и про очень важный аспект как здоровьесбережение, группе находиться физкультурный центр, который направлен на укрепление и сохранения здоровья детей. В нём находится оборудование для индивидуальных занятий, для корригирующей гимнастики, материал для подвижных игр, пособия.
В познавательном центре есть много различных материалов для исследования. Каждый ребенок сможет получить ответы на различные вопросы. Календарь природы, помогает отслеживать и сравнивать природные явления в разные времена года. В группе располагаются комнатные растения, за которыми дети ухаживают самостоятельно.
Речевой центр очень важен в подготовительной группе. В нем во – первых располагается символы нашей страны, во – вторых различные энциклопедии, с помощью которых ребенок может сам без помощи взрослого отыскать ответы на свои вопросы, в – третьих, художественные книги и речевые игры.
Обучающий центр оформлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Художественно – эстетический центр помогает развивать умения творить прекрасное в своей повседневной жизни. Также обеспечивает творческую самореализацию своего «Я». В центре представлены иллюстрации для рассматриваний, репродукции картин, предметы народно – прикладного искусства. Дети с удовольствием свое свободное время проводят в этом центре.
Заключение.
При моделировании предметно - развиваюшей среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
При формировании игрового пространства необходимо : избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «глаз — рука», роста и предметного мира взрослых; исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, легкие переносные ширмы. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т. д.). Предметно-пространственная среда группового помещения — неотъемлемая часть целостной образовательной среды.
Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.
Список литературы:
1. Асташина И. В «Развивающие игры для детей» ИД «Владис», 2007;
2. Давыдова М. М. «Развивающие игры для детей» М. «Аквариум», 2000;
3. Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей». – Ярославль, 2006;
4. Никишина И. В. «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе» Волгоград «Учитель»,2008;
5. Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми» М. :Владос, 1994;
6. Солнцева Е. А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики» М. Астрель, 2007;
7. Флерина Е. А «Эстетическое воспитание дошкольников» М., 1961;
8. Чуб Н. В. «Большая книга заданий и упражнений Готовимся к школе». – М. :Клуб семейного Досуга», 2013;
9. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». М. :Просвещение, 1983;
10. Шмаков С. А. «От игры к самовоспитанию». - М. : Педагогика, 1971.