Белоусова Светлана Ивановна
Организация деятельности детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
По статистике каждый 5-й ребенок в России нуждаются в особых образовательных условиях. Это дети с задержкой психического и интеллектуального развития, нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоционально-волевой сферы
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. ввел в российское образовательное пространственное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия : инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП).
Публикация «Организация деятельности детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
Одной из важных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психологического и другие особенностей». При разработке стандарта учитываются особые образовательные потребности детей отдельных категорий детей (в том числе с ООП).
Получение детьми с ООП образования является одним из основных и неотъемлемых условий в жизни общества, поэтому в современной мировой педагогической практике в течение нескольких лет развивается инклюзивный подход. Дети с ООП включаются в общеобразовательные группы детских учреждений вместе с обычными сверстниками.
В соответствии с педагогическим стандартом, специалистам, работающим с детьми ООП, необходимо знать закономерности возрастного развития, стадии, кризисы развития, владеть технологиями учета возрастных особенностей и опираться на достижения в области физиологии и гигиены. Коррекционная работа с детьми всегда стоится на принципе командной работы. Каждый специалист владеет и использует в своей работе методы смежных специальностей.
Воспитатель создает условия, в которых ребенок с ООП развивается во взаимодействии с другими детьми, тем самым проходит все этапы социализации.
Педагог-дефектолог отслеживает уровень и динамику развития воспитанника. Под особым вниманием дефектолога дети с отклоняющимся развитием и не усваивающим программу развития.
Учитель-логопед ставит клинико-педагогический диагноз речевого нарушения, разрабатывает программы (или перспективы коррекционно-логопедического обучения детей, имеющих необходимость в логопедической поддержке, проводит групповые и индивидуальные занятия по корректировке патологий речи воспитанников.
Тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке, и реализации образовательной программы, исполняет сопровождение ребенка с ООП в режимных моментах,
Пребывание детей с ООП в группах общеразвивающей направленности ДОУ организуется и осуществляется на основании заключения ПМПк (Письмо Министерства образования и науки РФ №27 /901-6 ОТ27.03.2000г. «О психолого – медико – педагогическом консилиуме» (ПМПк).
Получение заключения ПМПк – важнейший этап в подтверждении статуса ребенка с ООП. Довольно часто ПМПк рекомендует родителям определить ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждается динамика в развитии ребенка с ООП, корректируют индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). При составлении ИОМ детей с ООП используются результаты диагностики педагогического процесса в группе ДОУ. Диагностика носит динамический характер, что позволяет корректировать программы в ходе их осуществления и своевременного выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.
В соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования на каждого воспитанника с ООП специалисты учреждения разрабатывают индивидуальный адаптированный маршрут на основе программ, рекомендованных Министерством образования и построенных на диагностике функционального состояния этого воспитанника – (основную или индивидуальную, в зависимости от группы : компенсирующей или комбинированной направленности).
Учебный процесс по индивидуальным маршрутам для детей с ООП имеет особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действия коррекции педагоги направляют на полное или частичное устранение отклонений в развитии «особого» ребенка своей группы и руководствуются основными принципами обучения детей с ООП : мотивирование к учебному процессу, помощь в приспособлении к окружающим условиям, соблюдение психологической безопасности, соблюдение единства в совместной деятельности.
Для того чтобы составить индивидуальный адаптированный маршрут для ребенка, необходимо его комплексное обследование, которое проводят педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, социальный педагог, воспитатель группы.
Каждый педагог, работающий с ребенком с особыми образовательными возможностями, обрабатывает полученные данные в ходе обследования ребенка, определяет, с какими трудностями может столкнуться ребенок с ООП в процессе овладения программным материалом. Данные обобщаются в «Аналитической справке».
В соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной образовательной программы форма интеграции «особого» ребенка постоянная и полная. Дети с ООП посещают группу общеразвивающей направленности, в которой воспитателями создана специальная адаптивная среда: гибкий режим, коррекционно-развивающие центры, релаксационные уголки, центры коррекции двигательной активности.
Учитываются обязательные условия инклюзии ребенка с ООП в общеобразовательную среду дошкольного учреждения:
• Желание родителей обучать своего ребенка с нормально развивающимися сверстниками, стремление и готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения;
• Письменное соглашение родителей на введение для ребенка с ООП образования по индивидуальному адаптированному маршруту.
• наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации инклюзивного обучения, который является доступным и полезным для его развития;
• психологическая готовность ребенка с особыми образовательными потребностями к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками;
• наличие возможности систематически оказывать «особому» ребенку необходимую ему квалифицированную специальную медико-психолого-педагогическую помощь.
В процессе организации образовательной деятельности все специалисты, работающие с детьми с ООП, гибко сочетают индивидуальный и дифференцированный подход. Это позволяет осуществлять активное участие детей с ООП в жизни коллектива сверстников.
Организация образовательной деятельности с детьми ООП формируется в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, основными направлениями которого являются : адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности, формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений.
Содержание инклюзивного образования реализуется в формах:
• индивидуальных занятий со специалистами;
• совместной, активной и игровой деятельности в микрогруппах со сверстниками;
• в режимных моментах;
• работы детско-родительских групп;
• проведение праздников, конкурсов, экскурсий.
Индивидуальные занятия специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог) выстраивают с опорой на достижения ребенка и определения зоны его ближайшего развития. По результатам занятия специалистом делается запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которой в дальнейшем знакомятся другие специалисты и воспитатели группы. Родителям выдается домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков у ребенка.
Взаимодействие с другими детьми - обязательное условие развития «особых» детей, способствующее формированию у них социальных навыков. В результате этого общения у детей формируются навыки разрешения конфликтных ситуаций, нахождения совместных решений, согласования своих действий.
Музыкальные и творческие занятия, различные игры в детско-родительских группах проводят специалисты с привлечением родителей. Родители – активные участники совместных праздников, конкурсов. Эти формы работы помогают семьям воспитанников с ООП быть не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками образовательного процесса, равноправно общаться с детьми и специалистами.
Включение детей с ООП в воспитательно-образовательный процесс- это не просто растворение среде здоровых сверстников, это дифференциация и соединение.
Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество под руководством специалистов ДОО позволят всем участникам образовательного процесса: и воспитанникам с ограниченными возможностями и детям с нормальным развитием приобрести новые знания, стать более толерантными, научиться принимать решения в разных жизненных ситуациях.
Список используемой литературы:
• Федеральный закон от29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Болотов В. А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Методическое письмо Министерства образования РФ-М., 2002.
• Федюшина Э. Е. Детский сад, рука об руку с инклюзией». Образовательный портал «Педсовет»
• Прочухаева М. «На пути от интеграции к инклюзии» (практический опыт работы специалистов инклюзивного детского сада) 2009г.
Интернет источники:
https :// infourok.ru
https:// logoportal.ru