Лучший педагог года

Организация деятельности детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности

Белоусова Светлана Ивановна
Организация деятельности детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности

По статистике каждый 5-й ребенок в России нуждаются в особых образовательных условиях. Это дети с задержкой психического и интеллектуального развития, нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами эмоционально-волевой сферы

Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. ввел в российское образовательное пространственное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия : инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП).

Публикация «Организация деятельности детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности» размещена в разделах

Одной из важных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психологического и другие особенностей». При разработке стандарта учитываются особые образовательные потребности детей отдельных категорий детей (в том числе с ООП).

Получение детьми с ООП образования является одним из основных и неотъемлемых условий в жизни общества, поэтому в современной мировой педагогической практике в течение нескольких лет развивается инклюзивный подход. Дети с ООП включаются в общеобразовательные группы детских учреждений вместе с обычными сверстниками.

В соответствии с педагогическим стандартом, специалистам, работающим с детьми ООП, необходимо знать закономерности возрастного развития, стадии, кризисы развития, владеть технологиями учета возрастных особенностей и опираться на достижения в области физиологии и гигиены. Коррекционная работа с детьми всегда стоится на принципе командной работы. Каждый специалист владеет и использует в своей работе методы смежных специальностей.

Воспитатель создает условия, в которых ребенок с ООП развивается во взаимодействии с другими детьми, тем самым проходит все этапы социализации.

Педагог-дефектолог отслеживает уровень и динамику развития воспитанника. Под особым вниманием дефектолога дети с отклоняющимся развитием и не усваивающим программу развития.

Учитель-логопед ставит клинико-педагогический диагноз речевого нарушения, разрабатывает программы (или перспективы коррекционно-логопедического обучения детей, имеющих необходимость в логопедической поддержке, проводит групповые и индивидуальные занятия по корректировке патологий речи воспитанников.

Тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке, и реализации образовательной программы, исполняет сопровождение ребенка с ООП в режимных моментах,

Пребывание детей с ООП в группах общеразвивающей направленности ДОУ организуется и осуществляется на основании заключения ПМПк (Письмо Министерства образования и науки РФ №27 /901-6 ОТ27.03.2000г. «О психолого – медико – педагогическом консилиуме» (ПМПк).

Получение заключения ПМПк – важнейший этап в подтверждении статуса ребенка с ООП. Довольно часто ПМПк рекомендует родителям определить ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждается динамика в развитии ребенка с ООП, корректируют индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). При составлении ИОМ детей с ООП используются результаты диагностики педагогического процесса в группе ДОУ. Диагностика носит динамический характер, что позволяет корректировать программы в ходе их осуществления и своевременного выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.

В соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования на каждого воспитанника с ООП специалисты учреждения разрабатывают индивидуальный адаптированный маршрут на основе программ, рекомендованных Министерством образования и построенных на диагностике функционального состояния этого воспитанника – (основную или индивидуальную, в зависимости от группы : компенсирующей или комбинированной направленности).

Учебный процесс по индивидуальным маршрутам для детей с ООП имеет особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действия коррекции педагоги направляют на полное или частичное устранение отклонений в развитии «особого» ребенка своей группы и руководствуются основными принципами обучения детей с ООП : мотивирование к учебному процессу, помощь в приспособлении к окружающим условиям, соблюдение психологической безопасности, соблюдение единства в совместной деятельности.

Для того чтобы составить индивидуальный адаптированный маршрут для ребенка, необходимо его комплексное обследование, которое проводят педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, социальный педагог, воспитатель группы.

Каждый педагог, работающий с ребенком с особыми образовательными возможностями, обрабатывает полученные данные в ходе обследования ребенка, определяет, с какими трудностями может столкнуться ребенок с ООП в процессе овладения программным материалом. Данные обобщаются в «Аналитической справке».

В соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной образовательной программы форма интеграции «особого» ребенка постоянная и полная. Дети с ООП посещают группу общеразвивающей направленности, в которой воспитателями создана специальная адаптивная среда: гибкий режим, коррекционно-развивающие центры, релаксационные уголки, центры коррекции двигательной активности.

Учитываются обязательные условия инклюзии ребенка с ООП в общеобразовательную среду дошкольного учреждения:

• Желание родителей обучать своего ребенка с нормально развивающимися сверстниками, стремление и готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения;

• Письменное соглашение родителей на введение для ребенка с ООП образования по индивидуальному адаптированному маршруту.

• наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации инклюзивного обучения, который является доступным и полезным для его развития;

• психологическая готовность ребенка с особыми образовательными потребностями к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками;

• наличие возможности систематически оказывать «особому» ребенку необходимую ему квалифицированную специальную медико-психолого-педагогическую помощь.

В процессе организации образовательной деятельности все специалисты, работающие с детьми с ООП, гибко сочетают индивидуальный и дифференцированный подход. Это позволяет осуществлять активное участие детей с ООП в жизни коллектива сверстников.

Организация образовательной деятельности с детьми ООП формируется в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, основными направлениями которого являются : адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности, формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений.

Содержание инклюзивного образования реализуется в формах:

• индивидуальных занятий со специалистами;

• совместной, активной и игровой деятельности в микрогруппах со сверстниками;

• в режимных моментах;

• работы детско-родительских групп;

• проведение праздников, конкурсов, экскурсий.

Индивидуальные занятия специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог) выстраивают с опорой на достижения ребенка и определения зоны его ближайшего развития. По результатам занятия специалистом делается запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которой в дальнейшем знакомятся другие специалисты и воспитатели группы. Родителям выдается домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков у ребенка.

Взаимодействие с другими детьми - обязательное условие развития «особых» детей, способствующее формированию у них социальных навыков. В результате этого общения у детей формируются навыки разрешения конфликтных ситуаций, нахождения совместных решений, согласования своих действий.

Музыкальные и творческие занятия, различные игры в детско-родительских группах проводят специалисты с привлечением родителей. Родители – активные участники совместных праздников, конкурсов. Эти формы работы помогают семьям воспитанников с ООП быть не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками образовательного процесса, равноправно общаться с детьми и специалистами.

Включение детей с ООП в воспитательно-образовательный процесс- это не просто растворение среде здоровых сверстников, это дифференциация и соединение.

Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество под руководством специалистов ДОО позволят всем участникам образовательного процесса: и воспитанникам с ограниченными возможностями и детям с нормальным развитием приобрести новые знания, стать более толерантными, научиться принимать решения в разных жизненных ситуациях.

Список используемой литературы:

• Федеральный закон от29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Болотов В. А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Методическое письмо Министерства образования РФ-М., 2002.

• Федюшина Э. Е. Детский сад, рука об руку с инклюзией». Образовательный портал «Педсовет»

• Прочухаева М. «На пути от интеграции к инклюзии» (практический опыт работы специалистов инклюзивного детского сада) 2009г.

Интернет источники:

https :// infourok.ru

https:// logoportal.ru

Публикации по теме:

«Покровка — Родина моя». НОД с использованием ИКТ в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет«Покровка — Родина моя». НОД с использованием ИКТ в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет Образовательные задачи – Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился где прошло.

Фотоотчет «Зимние забавы». День зимних видов спорта в группах общеразвивающей направленности 3–4 лет и 4–5 летФотоотчет «Зимние забавы». День зимних видов спорта в группах общеразвивающей направленности 3–4 лет и 4–5 лет Фотоотчет «Зимние забавы» - День зимних видов спорта. в группах общеразвивающей направленности №13 с 3-4 лет и №1 с 4-5 лет. Зима одно.

Конспект НОД «Одежда» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект интегрированной НОД по познанию окружающего мира и развитию речи на тему «Одежда» в группе общеразвивающей направленности для детей.

Конспект НОД «Русская народная песня» в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет НОД по теме «Русская народная песня» Задачи:Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности. Тема: «Волшебство магнита» Цель: создание социальной ситуации развития в поисково – исследовательской деятельности в процессе знакомства.

Конспект прогулки для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет «В гости к рябине»Конспект прогулки для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет «В гости к рябине» Цель: Познакомить детей с листьями и ягодами рябины. Ход наблюдения: Воспитатель читает детям стихотворение: Друг за другом становитесь,.

Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Проект «Мир посуды» в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет.Проект «Мир посуды» в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет. Тема проекта: ""Мир посуды" Вид проекта: средней продолжительности (октябрь - ноябрь 2016г.) Доминирующий вид деятельности: информационный,.

Содержание центра экспериментальной деятельности в группе общеразвивающей направленности от 4–5 лет по ФГОССодержание центра экспериментальной деятельности в группе общеразвивающей направленности от 4–5 лет по ФГОС .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация деятельности детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности
Опубликовано: 5 ноября 2020 в 14:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация деятельности детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности» (включая файлы) размещена пользователем Белоусова Светлана Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД