МААМ-картинки

Опыты и экспериментирование в группах раннего возраста и младшего дошкольного возраста

Людмила Ивановна
Опыты и экспериментирование в группах раннего возраста и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Учёные, изучающие познавательную активность маленького ребёнка, отмечают, что уже на 3-ем году жизни в поведении малыша можно видеть элементы экспериментирования. Это объясняется тем, что детям раннего возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (раздел куклу, порвал книжку, сломал колесо или руль у машинки, вытащил бечёвку у штанишек и т. д.). Взрослые, к сожалению, часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность, как бесцельную, хулиганскую. А ребёнок же занимается именно познанием мира через экспериментирование.

Публикация «Опыты и экспериментирование в группах раннего возраста и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В процессе эксперимента обогащается память ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения.

Выделяются два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:

1 - экспериментирование исходящие от самого малыша и не побуждаемое взрослым (примеры приведены ранние);

2 - экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.

Задача педагога, сделать любознательность малышей процессом управляемым. Роль педагога не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребёнка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, побуждать познавательную активность, снимая при этом страх ошибиться.

Самым оптимальным вариантом детских экспериментов для малышей в детском саду и дома являются такие материалы, как песок и вода. Важнейшим условием для организации практического экспериментирования является оборудование. Желательно, чтобы в группе имелся экспериментальный центр «Вода - песок», наполненный прокаленным песком.

Песок. Вначале ребё нку предоставляется возможность знакомиться с материалом через простые действия: пересыпание, просеивание, высыпание песка из большой ёмкости в маленькую и наоборот. Для этих целей используются: сита, совочки, ведёрки, стаканчики, воронки, мельницы, ложечки, бутылочки. При овладении ребёнком действиями, связанными с формовкой (пирожки, куличики, используются пластмассовые формочки, ведёрки, совочки, лопаточки.

С маленькими детьми участие взрослого необходимо! В процессе игры - эксперимента, взрослый направляет, уточняет, показывает последовательность игровых действий. Например, предлагает полить песок. «Что из влажного песка можно сделать?» «Почему не видно воды в песке? Куда она подевалась?» Воспитатель обращает внимание ребёнка на то, что песок может быть сухим и влажным. Сухой песок рассыпается - из него нельзя лепить, строить. Но его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито. Показывает, как сухим песком можно измерить объём разных формочек и даже с бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку (понятие «много», «мало»). На песке можно оставлять следы, отыскать в песке спрятанную игрушку, рисовать палочкой, пальцем. Из песка можно строить дороги, башни.

Детям интересно играть с окрашенным в разные цвета песком. Окрашенный песок используется сухим! С цветным песком можно поиграть в такие игры: «Радуга», «Цветные дорожки», «Цветной дождь».

Игры - эксперименты с песком очень актуальны с детьми раннего возраста, т. к. развивается тактильно - кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук. А также происходит развитие мыслительных операций и обязательно речевое развитие.

Вода. Ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр - занятий под наблюдением педагога. Вода возбуждает ребёнка, поэтому, вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Вначале дети просто опускают ладошки в воду, шевелят пальчиками, воспитатель контролирует, вода прозрачная, ласковая, тёплая (t +18, +20) 5-8 минут.

Если в группе нет экспериментального центра «Вода - песок», то для игр экспериментирования с водой используются надувные бассейны, тазы. Устанавливают их так, чтобы ребёнок имел возможность играть с водой стоя. Для экспериментов с водой используются: лейки, миски, трубочки, венчики, камушки, ракушки, лодочки, изготовленные из бумаги, пенопласта, пластмассы и т. д. Детей раннего возраста учат ловить сачками рыбок, делать волны, пускать лодочки, кораблики, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать её в ситечки и наблюдать, как она течёт в отверстия.

Обращать внимание детей на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить; быть прозрачной, светлой, мутной, цветной.

В играх экспериментах с водой заложены большие возможности для развития у детей умственных способностей. Например, воспитатель с детьми опускает в воду бумажный кораблики и лодочки из пенопласта. Через определённое время, кораблики тонут, а лодочки нет. Почему? Бумага намокла и стала тяжёлой, а пенопласт намок, но воду не пропускает, остается легким. Так в процессе появляется игра «Тонет - не тонет». У детей появляется интерес к предметам, какие тонут, какие нет. Устанавливают причинно - следственные связи и делают вывод.

В процессе игры необходимо формировать навыки детей аккуратно наливать воду, не пролив мимо. Чтобы поддержать интерес детей к игре, можно использовать художественное слово или ввести игровой персонаж. Например, ввести в игру кукол. 2-3 куклы и по количеству кукол кружечки. Предложить детям попробовать самостоятельно налить воду в кружки куклам. Вода проливается на стол, в результате этой игры появляются новые «Есть лужа - нет лужи» «Одна лужа - много луж» «Большая лужа - маленькая лужа» Перед детьми ставится вопрос: «Что нужно сделать, чтобы не было лужи?» «Чем можно вытереть?» Детям предлагается несколько вариантов: губка, тряпка, бумага, полиэтиленовая плёнка. Делаем вывод: тряпкой и губкой можно вытирать - они впитывают воду. А бумага и плёнка нет. Таким образом, дети пришли к выводу о свойствах и качествах материалов.

На закрепление цвета с детьми можно поиграть в «Разноцветную воду». В баночку с водой добавить несколько капель краски и понаблюдать, как меняется цвет. В результате, появляется новая игра «Видно - не видно», подводя детей к тому, что вода бывает прозрачной и не прозрачной.

Во время прогулок в зимний период, так же можно проводить игры экспериментирования с водой. Показать детям, как в морозную погоду вода превращается в лёд, становится твёрдой, холодной.

Таким образом, в результате игр экспериментирования у детей развивается мелкая моторика рук; тактильная чувствительность; активизируется речь детей; развиваются умственные и творческие способности, активизируются мыслительные процессы, творческие способности, обогащается память у малышей, а также формируются трудовые навыки.

Основной задачей, при использовании игр - экспериментирования с детьми раннего возраста и младшего дошкольного возраста, стоит - не получение ребёнком новых знаний, а, развитие познавательной активности у детей (важно развить у ребёнка интерес к познанию нового ещё не изведанного им) и привить навыки безопасного поведения при экспериментальной деятельности.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Элементарное экспериментирование с водой в группах раннего возрастаЭлементарное экспериментирование с водой в группах раннего возраста В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Проведение элементарного экспериментирования.

Дидактическая игра «Кто это и чем питается» для детей раннего и младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто это и чем питается» для детей раннего и младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Кто это и чем питается». Цель: Закреплять знания детей о питании животных и птиц. Задачи: 1. Закреплять и расширять.

Фотоотчет «Новогодние забавы в группах младшего дошкольного возраста детского сада»Фотоотчет «Новогодние забавы в группах младшего дошкольного возраста детского сада» "Елка новогодняя в комнате стоит И, блестя игрушками, с нами говорит. Вспоминает елочка с грустью зимний лес, Полный звонких песенок,.

Фотоотчет «Экспериментирование со снегом» для детей раннего возрастаФотоотчет «Экспериментирование со снегом» для детей раннего возраста Интересные эксперименты можно проводить в любое время года не только в помещении, но и на улице. Зима - та пора, чтобы изучать снег и его.

Консультация для родителей. Опыты с водой с детьми младшего дошкольного возрастаКонсультация для родителей. Опыты с водой с детьми младшего дошкольного возраста Вода – это идеальное вещество для знакомства с физическими свойствами предметов. Умение видеть чудо в обыденных предметах отличает гения.

Опыты и эксперименты для детей раннего возраста Опыты и эксперименты для детей раннего возраста. 1."Рвем бумагу" Ребенок рвет на мелкие кусочки разноцветную бумагу, затем вместе можно.

Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью»Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью» Рисование открывает малышу огромные возможности для творчества. Как известно все дети любят рисовать. Особенно красками. Но не все родители.

Экспериментирование в группе раннего возраста «Цветные льдинки»Экспериментирование в группе раннего возраста «Цветные льдинки» Цель: в процессе экспериментирования показать детям, что вода при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыты и экспериментирование в группах раннего возраста и младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 мая 2022 в 21:45
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыты и экспериментирование в группах раннего возраста и младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ивановна (УИ 38327) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД