Людмила Ивановна
Опыты и экспериментирование в группах раннего возраста и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Учёные, изучающие познавательную активность маленького ребёнка, отмечают, что уже на 3-ем году жизни в поведении малыша можно видеть элементы экспериментирования. Это объясняется тем, что детям раннего возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (раздел куклу, порвал книжку, сломал колесо или руль у машинки, вытащил бечёвку у штанишек и т. д.). Взрослые, к сожалению, часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность, как бесцельную, хулиганскую. А ребёнок же занимается именно познанием мира через экспериментирование.
Публикация «Опыты и экспериментирование в группах раннего возраста и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В процессе эксперимента обогащается память ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения.
Выделяются два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:
1 - экспериментирование исходящие от самого малыша и не побуждаемое взрослым (примеры приведены ранние);
2 - экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.
Задача педагога, сделать любознательность малышей процессом управляемым. Роль педагога не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребёнка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, побуждать познавательную активность, снимая при этом страх ошибиться.
Самым оптимальным вариантом детских экспериментов для малышей в детском саду и дома являются такие материалы, как песок и вода. Важнейшим условием для организации практического экспериментирования является оборудование. Желательно, чтобы в группе имелся экспериментальный центр «Вода - песок», наполненный прокаленным песком.
Песок. Вначале ребё нку предоставляется возможность знакомиться с материалом через простые действия: пересыпание, просеивание, высыпание песка из большой ёмкости в маленькую и наоборот. Для этих целей используются: сита, совочки, ведёрки, стаканчики, воронки, мельницы, ложечки, бутылочки. При овладении ребёнком действиями, связанными с формовкой (пирожки, куличики, используются пластмассовые формочки, ведёрки, совочки, лопаточки.
С маленькими детьми участие взрослого необходимо! В процессе игры - эксперимента, взрослый направляет, уточняет, показывает последовательность игровых действий. Например, предлагает полить песок. «Что из влажного песка можно сделать?» «Почему не видно воды в песке? Куда она подевалась?» Воспитатель обращает внимание ребёнка на то, что песок может быть сухим и влажным. Сухой песок рассыпается - из него нельзя лепить, строить. Но его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито. Показывает, как сухим песком можно измерить объём разных формочек и даже с бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку (понятие «много», «мало»). На песке можно оставлять следы, отыскать в песке спрятанную игрушку, рисовать палочкой, пальцем. Из песка можно строить дороги, башни.
Детям интересно играть с окрашенным в разные цвета песком. Окрашенный песок используется сухим! С цветным песком можно поиграть в такие игры: «Радуга», «Цветные дорожки», «Цветной дождь».
Игры - эксперименты с песком очень актуальны с детьми раннего возраста, т. к. развивается тактильно - кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук. А также происходит развитие мыслительных операций и обязательно речевое развитие.
Вода. Ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр - занятий под наблюдением педагога. Вода возбуждает ребёнка, поэтому, вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Вначале дети просто опускают ладошки в воду, шевелят пальчиками, воспитатель контролирует, вода прозрачная, ласковая, тёплая (t +18, +20) 5-8 минут.
Если в группе нет экспериментального центра «Вода - песок», то для игр экспериментирования с водой используются надувные бассейны, тазы. Устанавливают их так, чтобы ребёнок имел возможность играть с водой стоя. Для экспериментов с водой используются: лейки, миски, трубочки, венчики, камушки, ракушки, лодочки, изготовленные из бумаги, пенопласта, пластмассы и т. д. Детей раннего возраста учат ловить сачками рыбок, делать волны, пускать лодочки, кораблики, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать её в ситечки и наблюдать, как она течёт в отверстия.
Обращать внимание детей на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить; быть прозрачной, светлой, мутной, цветной.
В играх экспериментах с водой заложены большие возможности для развития у детей умственных способностей. Например, воспитатель с детьми опускает в воду бумажный кораблики и лодочки из пенопласта. Через определённое время, кораблики тонут, а лодочки нет. Почему? Бумага намокла и стала тяжёлой, а пенопласт намок, но воду не пропускает, остается легким. Так в процессе появляется игра «Тонет - не тонет». У детей появляется интерес к предметам, какие тонут, какие нет. Устанавливают причинно - следственные связи и делают вывод.
В процессе игры необходимо формировать навыки детей аккуратно наливать воду, не пролив мимо. Чтобы поддержать интерес детей к игре, можно использовать художественное слово или ввести игровой персонаж. Например, ввести в игру кукол. 2-3 куклы и по количеству кукол кружечки. Предложить детям попробовать самостоятельно налить воду в кружки куклам. Вода проливается на стол, в результате этой игры появляются новые «Есть лужа - нет лужи» «Одна лужа - много луж» «Большая лужа - маленькая лужа» Перед детьми ставится вопрос: «Что нужно сделать, чтобы не было лужи?» «Чем можно вытереть?» Детям предлагается несколько вариантов: губка, тряпка, бумага, полиэтиленовая плёнка. Делаем вывод: тряпкой и губкой можно вытирать - они впитывают воду. А бумага и плёнка нет. Таким образом, дети пришли к выводу о свойствах и качествах материалов.
На закрепление цвета с детьми можно поиграть в «Разноцветную воду». В баночку с водой добавить несколько капель краски и понаблюдать, как меняется цвет. В результате, появляется новая игра «Видно - не видно», подводя детей к тому, что вода бывает прозрачной и не прозрачной.
Во время прогулок в зимний период, так же можно проводить игры экспериментирования с водой. Показать детям, как в морозную погоду вода превращается в лёд, становится твёрдой, холодной.
Таким образом, в результате игр экспериментирования у детей развивается мелкая моторика рук; тактильная чувствительность; активизируется речь детей; развиваются умственные и творческие способности, активизируются мыслительные процессы, творческие способности, обогащается память у малышей, а также формируются трудовые навыки.
Основной задачей, при использовании игр - экспериментирования с детьми раннего возраста и младшего дошкольного возраста, стоит - не получение ребёнком новых знаний, а, развитие познавательной активности у детей (важно развить у ребёнка интерес к познанию нового ещё не изведанного им) и привить навыки безопасного поведения при экспериментальной деятельности.