Получи документы

Опытно-исследовательская работа в системе экологического образования дошкольников

Наталья Устименко
Опытно-исследовательская работа в системе экологического образования дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №81 «Дошкольная академия»

«Опытно – исследовательская работа в системе экологического образования дошкольников»

Выполнила: воспитатель

группы №7 «Мечтатели»

Наталья Юрьевна Устименко

г. Новосибирск – 2021

Публикация «Опытно-исследовательская работа в системе экологического образования дошкольников» размещена в разделах

Актуальность данной темы обусловлена тем, что дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности.

На основании ФГОС дошкольного образования в качестве приоритетной является задача: «Не столько научить ребенка читать и писать, сколько «приохотить» его к учебе на протяжении всей жизни».

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности, по мнению А. И. Ивановой, заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношении с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов – обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений.

Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям детей. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Формы организации исследовательской деятельности детей среднего возраста.

Ребенок рождается исследователем. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания окружающего мира. Оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, а значит, дети получат правдивые, достоверные сведения. Исследуя, ребенок играет, а значит, он всегда готов к получению информации.

Цель моей работы – развитие познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Углублятьпредставления о живой и неживой природе.

2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «Детство» под редакцией Н. Н. Гладышевой, Ю. Б. Сержантовой, изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления работы.

В группе были оборудованы центры для детского экспериментирования:

Центр «Песок-вода» : емкости разного размера, лейки, формочки, камешки, песок, вода, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, степени прозрачности, плавающие игрушки.

Центр «Воздух» : воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки.

Манипулятивный центр: мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, веревочки.

Мини-лаборатория «Маленький исследователь»

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковиц, листа)

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

В процессе исследования - экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко – низко-далеко; мягкий – твердый – теплый и т. д).

Свою работу я начала с опытов с водой.

В итоги проведенных опытов дети усвоили, что вода прозрачная и без запаха. Но вода может меняться по цвету, запаху и состоянию, если добавить цветные пахучие вещества, нагреть ее и охладить.

«Воздух» Цель: определить воздух в предметах.

Дети узнали, что ленточки колышутся, потому что мы на них дуем. В воде появляются пузырьки, потому что дуем через трубочку. Шарики изменили форму, потому что мы их наполнили воздухом. Целлофановый пакет изменил свою форму, потому что мы им собрали воздух.

Вывод: вокруг нас находится воздух. Он не виден, но он может попадать в предмет и изменять его.

В экспериментах со снегом дети узнали, что он белый, холодный, легкий, из него можно лепить, тает в руках.

Бумага.

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличии от камней; что бумага может быть тонкой и толстой, может рваться.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-исследовательская работа в системе экологического образования дошкольников
Опубликовано: 17 марта 2021 в 10:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-исследовательская работа в системе экологического образования дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Устименко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД