Наталья Устименко
Опытно-исследовательская работа в системе экологического образования дошкольников
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №81 «Дошкольная академия»
«Опытно – исследовательская работа в системе экологического образования дошкольников»
Выполнила: воспитатель
группы №7 «Мечтатели»
Наталья Юрьевна Устименко
г. Новосибирск – 2021
Публикация «Опытно-исследовательская работа в системе экологического образования дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность данной темы обусловлена тем, что дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности.
На основании ФГОС дошкольного образования в качестве приоритетной является задача: «Не столько научить ребенка читать и писать, сколько «приохотить» его к учебе на протяжении всей жизни».
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность.
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности, по мнению А. И. Ивановой, заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношении с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов – обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений.
Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
Экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям детей. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Формы организации исследовательской деятельности детей среднего возраста.
Ребенок рождается исследователем. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания окружающего мира. Оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, а значит, дети получат правдивые, достоверные сведения. Исследуя, ребенок играет, а значит, он всегда готов к получению информации.
Цель моей работы – развитие познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Углублятьпредставления о живой и неживой природе.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «Детство» под редакцией Н. Н. Гладышевой, Ю. Б. Сержантовой, изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления работы.
В группе были оборудованы центры для детского экспериментирования:
Центр «Песок-вода» : емкости разного размера, лейки, формочки, камешки, песок, вода, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, степени прозрачности, плавающие игрушки.
Центр «Воздух» : воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки.
Манипулятивный центр: мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, веревочки.
Мини-лаборатория «Маленький исследователь»
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковиц, листа)
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования - экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко – низко-далеко; мягкий – твердый – теплый и т. д).
Свою работу я начала с опытов с водой.
В итоги проведенных опытов дети усвоили, что вода прозрачная и без запаха. Но вода может меняться по цвету, запаху и состоянию, если добавить цветные пахучие вещества, нагреть ее и охладить.
«Воздух» Цель: определить воздух в предметах.
Дети узнали, что ленточки колышутся, потому что мы на них дуем. В воде появляются пузырьки, потому что дуем через трубочку. Шарики изменили форму, потому что мы их наполнили воздухом. Целлофановый пакет изменил свою форму, потому что мы им собрали воздух.
Вывод: вокруг нас находится воздух. Он не виден, но он может попадать в предмет и изменять его.
В экспериментах со снегом дети узнали, что он белый, холодный, легкий, из него можно лепить, тает в руках.
Бумага.
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличии от камней; что бумага может быть тонкой и толстой, может рваться.