Танзиля Шарифуллина
Оптимизация образовательного процесса для амплификации речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №8 «Белоснежка»
Проект по теме:
Руководители проекта:
Шарифуллина Т. Ф.
Титовец М. Г.
г. Мегион, 2018 г.
Цель:
«Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей старшего дошкольного возраста через малые жанры фольклора (скороговорки, пословицы)».
Задачи:
Публикация «Оптимизация образовательного процесса для амплификации речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Оптимизировать образовательный процесс, направленный на амплификацию (обогащение) речевого развития детей старшего дошкольного возраста через скороговорки, пословицы.
2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы (Центр грамотности) дидактическим материалом (картотека скороговорок, пословиц) для детей старшего дошкольного возраста.
3. Обеспечить преемственность в работе с родителями воспитанников по обогащению речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность скороговорки:
-благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка;
-улучшает дикцию;
-обогащает словарный запас;
-исправляет неправильное произношения звуков, слогов, неправильное ударение;
-развивает образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать, сценические способности детей.
Тип проекта: долгосрочный, познавательно – речевой.
Сроки проведения: сентябрь 2017 г. по апрель 2018 г.
Этапы проекта:
подготовительный: сентябрь-октябрь,
основной: ноябрь-март
заключительный: апрель.
Первый этап - подготовительный.
В ходе данного этапа проводилась предварительная работа: анкетирование родителей, определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, составление перспективного плана мероприятий, прогнозирование результата. составление картотеки скороговорок, иллюстрированного материала, разработка консультаций, рекомендаций и памяток для родителей.
Второй этап - основной.
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: беседы о жанрах устного народного творчества, прослушивание и разучивание скороговорок. Разучивание музыкальных подвижных игр, подвижных игр со звукоподражанием и стихами. Организация словесных игр, викторин, досугов, организация выставки, изготовление книжки вместе с детьми «Мои любимые скороговорки».
Третий этап – заключительный.
Проводятся обобщение результатов работы, анализ деятельности, проведение КВН «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь» с участием детей и родителей.
Презентация результатов работы по проекту для родителей на родительском собрании.
Участники проекта:
- воспитанники группы «В» общеразвивающей направленности для детей 6-7лет
- воспитатели группы
- родители воспитанников
Формы работы с детьми:
Нод
Совместная деятельность.
Самостоятельная деятельность.
Предполагаемый результат:
1. У родителей появился интерес к занятиям с детьми по развитию речи, развитию творчества. Оптимизировать образовательный процесс, направленный на амплификацию (обогащение) речевого развития детей старшего дошкольного возраста через малые жанры фольклора.
2. Пополнили предметно-развивающую среду Центра грамотности картотекой «Скороговорки и пословицы обо всем на свете», играми и упражнениями по речевому развитию.
1.
3. Установили тесное сотрудничество в работе с родителями воспитанников по обогащению речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Этапы проекта
МЕРОПРИЯТИЯ Сроки проведения
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
ЭТАП 1. Изучение методической литературы, поиск информации в сети интернет;
2. Постановка цели и задач;
3. Составление плана работы по реализации проекта;
4. Подбор скороговорок для создания картотеки;
5. Пополнение Уголка грамотности.
6. Подбор игр и упражнений по развитию речи.
7. Подготовить консультации для родителей: «Особенности речевого развития детей 6-7 лет», «Самые известные скороговорки», «Развитие речи дошкольников в играх», «Игры со словами»,
Словесные игры («Скажи, как я», «Послушай и скажи», «Добавлялки», «Подскажи словечко», «Кто знает больше считалок», «Мирилки», «Сундучок стихотворений», «Мешочек со скороговорками», мнемотаблицы «Скороговорки» и др.).
Развивающие игры («Живые слова», «Звуки природы», «Логопедическое лото», «Почемучка» и др.).
Музыкальные игры («Если весело живется», «Лавата», «Каравай», «Во поле береза стояла», «По малину в сад пойдем», «Таусень», «Горшки», «Шел козел по лесу», «Калину ламали.» и др.).
Подвижные игры со звукоподражанием («Комары и осы», «Лошадки», «У медведя во бору», «Бубенцы» и др.).
Подвижные игры со стихами («Дружные ребята», «Мышеловка», «Сижу-посижу», «Сторож и зайцы», «Два Мороза», «Кот Васька», «Водяной», «Грибники», «Воевода», «Пингвины» и др.).
9. Групповое родительское собрание «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей старшего дошкольного возраста через малые жанры фольклора».
Сентябрь-Октябрь
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Работа с детьми
Организация образовательного процесса с детьми
• Беседа о видах устного народного творчества.
• Заучивание скороговорок.
• Оформление книги «Любимые скороговорки». Викторина.
• Звукобуквенные скороговорки.
• Придумывание рассказов по скороговорке.
Ноябрь - Апрель
• Внутригрупповой конкурс «Лучший чтец скороговорки» Январь
• Викторина «Расскажи скороговорку» Февраль
• Оформление мини-книг «Любимые скороговорки». Март
КВН «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь»
Апрель
Работа с родителями
Анкетирование родителей: «Скороговорка в жизни детей»
Беседы с родителями об актуальности создания проекта.
Заучивание дома стихов, скороговорок по рекомендациям воспитателей.
Консультация
• «Особенности речевого развития детей 6-7 лет».
• Подбор дидактических игр на развитие слухового внимания.
Октябрь
Папки-передвижки:
«Самые известные скороговорки», «Звукобуквенные скороговорки»
• «Развитие речи дошкольников в играх»
Подбор развивающих игр («Живые слова», «Звуки природы», «Логопедическое лото», «Почемучка» и др.).
Ноябрь
Консультации:
• Роль семьи в развитии речи ребенка.
• Памятка для родителей по разучиванию скороговорок.
Пополнение предметно-развивающейся среды :
• Пополнить Центр грамотности дидактическими играми и упражнениями на развитие фонематического слуха.
Декабрь
Игротренинг для родителей:
• «Игры для развития речи по дороге в детский сад»
Пополнение Центра грамотности играми и упражнениями по развитию речевого дыхания.
Январь
Консультация:
• «Пословица недаром молвится…»
Подбор предметов и сюжетных картинок по смыслу пословиц.
Февраль
• Блиц-турнир (на знание скороговорок и пословиц)
• Консультация: «Звукобуквенные скороговорки»
Выставки:
• Рисунки совместной деятельности взрослого и ребёнка «Нарисуй иллюстрацию к любимой скороговорке»,
• «Нарисуй рисунок к любимой пословице»
Март
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ЭТАП Презентация проекта по теме «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей старшего дошкольного возраста через малые жанры фольклора» в рамках Фестиваля проектов
Групповое собрание об итогах реализации проекта
КВН «Всех скороговорок не перескоговоришь, не перевыскоговоришь»
Посещение Центральной детской библиотеки города.
Апрель
Приложение 1
Перечень обучающих презентаций, мультфильмов, сказок (медиатека) :
1. Презентация «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»
2. Презентация «Скороговорки для детей»
3. Презентация «Скороговорки и чистоговорки»
4. Презентация «Пословицы и поговорки в жизни народов крайнего севера»
5. Презентация «Пословицы о семье, доме и домашнем воспитании»
6. Презентация «Пословицы и поговорки в числах»
Приложение 2
Список литературы:
1. Загадки, пословицы, поговорки обо всем на свете: Сборник- Москва: Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2018. - 80 стр.
2.350 загадок-350 отгадок/C. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков и др. ; - Москва: Издательство АСТ, 2017. – 158стр.
3. Уроки логопеда: игры для развития речи/ Елена Косинова. – М. : Эксмо: ОЛИСС, 2011.- 192 стр.
4. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов/сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208 стр.
5. Веселый фразеологический словарь/ Лаврентьева Е. В. – издательство РООССА – 2010.- 145 стр.
6. Веселые пословицы и поговорки/ Лаврентьева Е. В. – издательство РООССА – 2012.- 145 стр.
7. Ресурсы интернета.