Юлия Соловьева
Проект «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию речевого развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Актуальность темы диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где в качестве определения основных задач образовательной области «речевое развитие» обозначено обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Публикация «Проект „Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько пускают процесс развития речи детей на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, или со своими игрушками, редко слушают рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи: вообще редкость. Вот и получается, что речь детей бедная, отмечается недостаточный словарный запас. Таким образом, можно отметить следующие проблемы:
Отсутствие у детей интереса к чтению художественной литературы,
Предпочтение компьютеру и телевизору,
Недостаточно уделяется времени чтению в семье,
Непонимание родителями значения чтения детских книг для воспитания ребенка – читателя.
Воспитанники нашей группы обладают средним уровнем речевого развития. Не все дети умеют внимательно слушать произведения, не всегда активны в речевом диалоге, не всегда отвечают на вопросы воспитателя полным ответом (чаще всего «да» или «нет»). Речь детей бедная, отмечается недостаточный словарный запас.
Изучив методическую литературу, информацию в сети Интернет мы пришли к выводу, что ознакомление с произведениями художественной литературы разного жанра в ходе реализации проекта «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей среднего дошкольного возраста» позволит эффективно решить имеющиеся проблемы в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста.
Ознакомление с художественной литературой хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства и мотивации детей.
Только в этом случае художественная литература послужит могучим, действенным средством речевого воспитания детей.
Гипотеза проекта :
Художественная литература будет эффективным средством развития речи детей среднего дошкольного возраста, если:
использовать художественную литературу с учетом возрастных особенностей.
использовать в процессе чтения художественной литературы различные методы и приемы;
обеспечить взаимодействие с семьей по проблеме развития речи детей среднего дошкольного возраста через использование художественной литературы.
Цель проекта : Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы разного жанра.
Задачи:
Оптимизировать образовательный процесс по амплификации (обогащению) речевого развития детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы различного жанра в разных формах организации детской деятельности.
Создать условия для развития связной речи детей за счёт поиска эффективных приёмов руководства и мотивации детей в контексте ФГОС ДО.
Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития путем привлечения их к участию в совместных мероприятиях, направленных на обогащение речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2017г. – май 2018г.
Этапы проекта :
подготовительный: сентябрь
основной: октябрь-апрель
заключительный: май
Участники проекта :
воспитанники группы «Б» общеразвивающей направленности для детей 4-5лет,
родители воспитанников (законные представители,
воспитатели.
Формы реализации проекта с детьми :
Непосредственно образовательная деятельность
Совместная деятельность взрослого и ребенка (индивидуальная, подгрупповая);
Самостоятельная деятельность.
Ожидаемые результаты:
Педагогами группы в системе ведётся работа по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы различного жанра в разных формах организации детской деятельности.
Педагогами группы используются эффективные приёмы руководства и мотивация детей с целью развития связной речи в контексте ФГОС ДО.
Родители компетентны в вопросах речевого развития, принимают активное участие в совместных мероприятиях, направленных на обогащение речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Родители заинтересовались проблемой недостаточного чтения для детей и постарались заполнить этот пробел. Родители отметили, что благодаря участию в проекте они стали больше времени проводить с детьми. Две семьи стали регулярными посетителями детской библиотеки.