Светлана Зайцева
Оценка результативности спортизированного физического воспитания детей дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад о проведении констатирующего эксперимента на тему: «Оценка результативности спортизированного физического воспитания детей дошкольной организации»
Физкультурные занятия являются основной формой работы, в процессе которой у детей формируется интерес к физическим упражнениям, дети осваивают определенный объем движений, развиваются физические качества.
Публикация «Оценка результативности спортизированного физического воспитания детей дошкольной организации» размещена в разделах
Однако изучение практического опыта, педагогические наблюдения показывают, что физкультурные занятия носят в основном обучающий характер. Тренирующая эффективность — физическая нагрузка на физкультурных занятиях — недостаточна для оздоровления ребенка.
Эффективность физкультурных занятий оценивается с помощью проведения анализа количественных и качественных характеристик. Количественные показатели получают методом хронометрирования и построения физиологической кривой. Качественные характеристики даются с помощью педагогического анализа занятия.
Хронометраж — это наблюдение за деятельностью какого- либо ребенка. Для наблюдения лучше наметить двух-трех детей, имеющих средние показатели развития движения. Для хронометрирования потребуются специальные протоколы для расчета плотности занятия.
Различают два вида плотности занятия: общую (педагогическую) и моторную плотность. Они вычисляются по формуле:
ОП = время, затраченное на обучение, делится на продолжительность занятия и умножается на 100.
МП = время, затраченное на выполнение физических упражнений, делится на продолжительность занятия и умножается на 100.
Хронометрируются следующие виды деятельности ребенка:
1. Выполнение физических упражнений. Определяют время всех движений, которым обучают на занятии. Не фиксируется только деятельность, связанная с решением организационных задач (перестроения, переходы).
2. Слушание и наблюдение за показом упражнений, демонстрацией пособий и т. п. (команды и указания, занимающие менее 5 секунд, не фиксируются).
3. Отдых, ожидание выполнения задания. Регистрируется время отдыха для регулирования физической нагрузки.
4. Действия по организации занятия. Фиксируется деятельность занимающегося по подготовке, разметке мест занятий, установке, уборке оборудования и т. п. Отмечается время, затраченное на перестроения, переходы к месту выполнения заданий, подготовку к играм и т. п.
5. Простои. К ним относят все нерационально затраченное время в занятии — по вине педагога или детей (опоздание группы к началу занятия, поиски инвентаря и др.).
Ведение хронометрирования осуществляется в специальном протоколе. Его форма не догма, она может изменяться. Учитывая ограниченность объема пособия, укажем лишь основные моменты, на которые педагог должен обратить особое внимание, с более подробной, пошаговой процедурой хронометрирования можно ознакомиться в пособиях, указанных в списке литературы.
Работа по хронометрированию должна заканчиваться формулированием выводов. Анализ моторной плотности занятия как важного показателя занятия должен сопоставляться с задачами, поставленными педагогом.
Следует помнить, что хронометрирование показывает только объем двигательной деятельности, не учитывая его интенсивности. К примеру, дети могут долго ходить в медленном темпе, а могут всего несколько раз пробежать в максимальном темпе. Именно поэтому хронометрирование необходимо совмещать с построением физиологической (пульсовой) кривой.
Определение тренирующего эффекта физкультурного занятия
Для определения тренирующего эффекта физкультурного занятия рассчитывается средняя величина ЧСС. Для этого суммируется частота сердечных сокращений после вводной части, ОРУ, обучения основным видам движений, подвижной игры, заключительной части, полученная сумма показателей делится на количество замеров.
В практике дошкольного физического воспитания можно ориентироваться на следующие показатели тренирующего эффекта физкультурных занятий. Средний уровень ЧСС:
• для детей 3-4 лет — 130-140 уд. /мин;
• детей 5-7 лет— 140-150 уд. /мин.
Достижение такого уровня возбудимости пульса будет возможно, если педагог будет включать в занятие беговые упражнения, прыжки, игры с мячом и др.
Педагогический анализ физкультурного занятия
Контролирующая функция, направленная на проверку оздоровительной и образовательной ценности занятий, будет считаться окончательной, когда будет проведен педагогический анализ занятия. Он проводится на основе педагогического наблюдения и определяет качественные характеристики физкультурного занятия. В качестве образца приведем примерную схему педагогического анализа физкультурного занятия