МААМ-картинки

Обучение связной речи детей 5–7 лет с ОНР с использованием нетрадиционных методик

Вероника Успенская
Обучение связной речи детей 5–7 лет с ОНР с использованием нетрадиционных методик
▼ Скачать + Заказать документы

В целях комплексного исследования связной речи детей использовалась серия заданий, которая включает:

- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам);

- составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

- пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

- составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

- сочинение рассказа на основе личного опыта;

- составление рассказа-описания.

Публикация «Обучение связной речи детей 5–7 лет с ОНР с использованием нетрадиционных методик» размещена в разделах

Для реализации поставленных целей в работе так же использовались следующие нетрадиционные методики : куклотерапия использовалась на протяжении двух этапов коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР. Знакомство детей группы с логопедической куклой началось со сказки «Давайте познакомимся». На протяжении всегопервого этапаработы с помощью куклы проводились утренние логопедические пятиминутки, где отрабатывались с детьми артикуляционные позы, а также развивалась мелкая моторика рук, используя пальчиковые игры. Логопедическая кукла помогала и на индивидуальных занятиях с каждым ребенком в отдельности, где действия с куклой сопровождались с работой перед зеркалом: «Посмотри и сделай так же как она». Вместе с логопедической куклой автоматически закреплялись навыки, полученные на занятиях, отрабатывался механизм самоконтроля, активировалось внимание детей и положительный эмоциональный фон.

Сказкотерапия. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Сказочные истории про Язычок, используемыена первом этапе, помогли детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Детям трудно запомнить названия и расположение артикуляционных органов. Чтобы облегчить им это, использовались авторские сказки Е. Карельской.

На фронтальных занятияхтретьего этапасказкотерапия использовалась, как организационный момент, а так же для сообщения темы занятия, что пробуждало интерес к занятию, и направляло внимание детей к изучаемому материалу. Занятия содержат игровые моменты, где сказочному персонажу необходима помощь со стороны ребенка, и ошибиться он просто не имеет право. Такие задания способствуют развитию самоконтроля у ребенка.

Су-Джок терапия использовалась на первом и втором этапах коррекционной работы. Известно, что массаж кистей, стоп и пальцев заменяет общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности и оказывает общее профилактическое действие. Массажер Су-Джок представляет собой колючий пластмассовый шарик (ежик, внутри которого находятся два массажных кольца, изготовленных из нержавеющей стали. «Ёжик» способен массировать участки недоступные обычному массажёру, к тому же, он регулирует интенсивность прилагаемых усилий.

Эластичные массажные кольца используются для массажа пальцев руки. Кольцо надевается на палец и интенсивно прокатывается до стойкого покраснения массируемого пальца. Занятия с пружинным массажеромочень полезны в работе с детьми с ОНР. Массаж пальцев развивает мануальные способности рук, способствует быстрому усвоению навыков письма, развивает речь и концентрирует внимание у дошкольников. Игровой самомассаж с массажеромпроводился на первом этапе, в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз). Стимуляция высокоактивных точек, расположенных на пальцах рук проводилась на подгрупповых и индивидуальных занятиях перед выполнением артикуляционной гимнастики. Знакомство с массажером началось со сказки. «Ёжик на прогулке» логопеда-практика Гульнары Кашаповой. Отрабатывая движения и рассказывая сказку, дети развивали мелкую моторику рук, а так же активизировали мыслительную деятельность, что способствовало эффективной работе на занятии.

Пескотерапия применялась на первом этапе коррекционной работы на индивидуальных занятиях как часть занятия. Работа с ребенком начиналась со знакомства с песком. Следующий шаг- научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям, ровно держать ладони). Через некоторое время дети, при помощи взрослого, смогли составлять отпечатками ребер ладони различные геометрические фигуры, что способствовало лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов. Параллельно с этим дети делали самомассаж песком: перетирали его между пальцами, зарывали руки глубоко в песок. Все это позволило перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д. Взрослый начинал игру, за ним повторяет ребенок. С помощью пескотерапиина втором этапе решался ряд задач по формированию фонематических процессов. Игры и упражнения включались в групповые и индивидуальные занятия.. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

Комплексное исследование включало семь последовательных экспериментальных заданий и проводилось методом индивидуального эксперимента в несколько приёмов.

Описание эксперимента:

1 задание. Составление предложений по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действи. Ребенку поочередно предлагаются картинки следующего содержания: «Мальчик поливает цветы»; «Бабушка вяжет кофту»; «Дедушка читает газету»; «Девочка качает мишку»; «Мальчик разбил чайник». При показе каждой картинки ребенку был задан вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?». В результате была выяснена способность ребенка самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задавался второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик / девочка / бабушка / дедушка?»).

2 задание - составление предложения по трем картинкам (с изображением девочки, корзинки и леса) направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания.

3 задание имеет целью выявить возможности детей с речевым недоразвитием в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки «Репка», с опорой на иллюстрации.

4 задание- составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как ёжик яблоки собирал» Радлова Н. Э. дает возможность определить ряд специфических особенностей в проявлениях монологической речи у детей с речевым недоразвитием. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и каждому дается возможность внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки.

5 задание - составление рассказа на близкую детям тему: «На нашем участке» с целью выявить уровень и особенности владения детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Предлагается рассказать о том, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой. После этого ребёнок составляет свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания повторяется.

6 задание– составление описательного рассказа об игрушке. Предварительно составляется «экспозиция» рассказа по вопросам экспериментатора, с опорой на предметную картинку, что облегчает детям переход к последующему составлению рассказа по собственному замыслу.

7 задание - завершение рассказа «Проказницы» по готовому началу (с опорой на картинку) с целью выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенной речевой и наглядный материал.

Методика «завершение рассказа» : ребенку предлагается картинка, изображающая кульминационный момент действия рассказа. После разбора содержания картинки ребенку дважды прочитывается текст незавершенного рассказа, и предлагается придумать его продолжение.

Все задания предлагались последовательно, в разные дни и утренние часы. В ходе наблюдения за детьми были отмечены незначительные отклонения в эмоционально-волевой сфере. Дети с желанием шли на контакт. Проведенные исследования показали уровень развития связной монологической речи детей с ОНР 3 уровня и позволили сделать соответствующий анализ проведенной работы.

Результаты оценивались по следующей шкале: Норма – 4 б, хорошо – 3 б, удовлетворительно – 2 балла, задание не выполнено – 1 б.

Суммарная оценка:

1) больше 20 б. - высокий уровень

2) 16 – 20 б. - средний уровень

3) 10 – 15 б. – ниже среднего

4) 1 – 10 б. – низкий уровень

1 задание: 4 б. - предложение составлено самостоятельно, грамматически логически верно; 3 б. – предложения составлены с некоторой помощью взрослого (побуждения, стимулирующие вопросы); 2 б. – предложения составлены исключительно по наводящим вопросам; 1 б. – задание не выполнено.

2 задание: 4 б. – предложения составлены самостоятельно, грамматически логически верно, в соответствии с изображением на картинках; 3 б. - предложения составлены с некоторой помощью взрослого (побуждения, стимулирующие вопросы); 2 б. – предложения составлены исключительно по наводящим вопросам; 1 б. – задание не выполнено.

3 задание: 4 б. – пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения, при пересказе соблюдаются грамматические нормы родного языка; 3 б. – пересказ составлен с некоторой помощью взрослого (побуждения, стимулирующие вопросы, близко к тексту передается содержание текста, отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения, отсутствие художественно-стилистических элементов, единичные нарушения структуры предложений; 2 б. – пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения значительно нарушена, отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки, нарушается последовательность изложения, бедность и однообразие употребляемых языковых средств; 1 б. – задание не выполнено.

4 задание: 4 б. – самостоятельно составленный связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет, рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей); 3 б. – рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку, достаточно полно отражено содержание картинок, возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа, изображенному сюжету, отмечаются неявно выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз; 2 б. - отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; резко нарушена связность повествования; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа. 1 б. – задание не выполнено.

5 задание: 4 б. - рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания, все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания, применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту; 3 б. - рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания, отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т. д.); 2 б. - отсутствуют один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации, отмечается крайняя бедность содержания; резко нарушена связность повествования, грубые лексико-грамматические недостатки, зат-рудняющие восприятие рассказа; 1 б. – задание не выполнено.

6 задание: 4 б. - самостоятельно составлен связный рассказ, сюжет построен логически верно, рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей); 3 б. - рассказ составлен с небольшой помощью взрослого (стимулирующие вопросы); 2 б. - рассказ составлен целиком по наводящим вопросам, крайне беден по содержанию, схематичен и продолжен в соответствии с заданием, но не завершен, резко нарушена связность повествования, допускаются грубые смысловые ошибки, нарушается последовательность изложения, выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа. 1 б. – задание не выполнено.

7 задание: 4 б. - рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу, доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий, соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов, языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам; 3 б. -

рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен, отмечаются неявно выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования, некоторые языковые трудности в реализации замысла; 2 б. - рассказ составлен целиком по наводящим вопросам, крайне беден по содержанию, схематичен и продолжен в соответствии с заданием, но не завершен, резко нарушена связность повествования, допускаются грубые смысловые ошибки, нарушается последовательность изложения, Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа; 1 б. – задание не выполнено. Полученные результаты при выполнении первого задания показали, что многие дети испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи с чем, возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делает мальчик, девочка?»).

Комплексное исследование связной речи детей позволило получить дополнительные данные о степени их готовности к школьному обучению. После подсчета суммарного балла и определения уровня развития той или иной стороны речи каждого исследуемого, вычислялся средний балл за выполнение заданий по всем испытуемым и их уровень.

Эффективным при обучении детей с ОНР являлся приём параллельного описания логопедом и ребёнком двух однотипных игровых предметов, когда педагог, а вслед за ним ребёнок, составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Указанный приём использовался в работе с детьми, которые испытывают наибольшие затруднения в запоминании последовательного плана-схемы.

Так же проводились отдельные занятия с детьми на составление описания предметов по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения) по темам: «Моя любимая игрушка», «Моё домашнее животное» и др. Описание по памяти проводились и на воспитательских занятиях, особенно на основе свежих впечатлений детей, например, после посещения живого уголка, коллективного труда по уходу за растениями, занятий по ознакомлению с природой.

Занятия по обучению пересказу были организованы по определенному плану:

1. Организационная часть (цель - помочь детям сконцентрировать внимание, подготовить их к восприятию текста);

2. Чтение текста (без установки на пересказ);

3. Разбор текста в вопросно-ответной форме (вопросы ставятся так, чтобы дети могли ещё раз уточнить основные моменты сюжета, способы его языкового выражения);

4. Повторное чтение текста детьми (с установкой на пересказ);

5. Пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал);

6. Упражнения на закрепление языкового материала;

7. Анализ детских рассказов.

Значительное место в работе над формированием связной речи было отведено упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, рассказов из собственного опыта. В занятия по формированию связной речи включались доступные задания творческого характера (составление рассказа по аналогии с пересказываемым текстом, продолжение к действию, изображенному на серии сюжетных картинок и др.). При проведении занятий были поставлены следующие задачи: закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; формирование навыков построения связных монологических высказываний; развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций, тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.

Коррекционная работа по формированию навыков рассказывания строилась с учётом тематического принципа обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей логопедической группы. Большое внимание так же уделялось овладению детьми навыками планирования связных развёрнутых высказываний. Обучение на основе каждого текстового или картинного материала проводилось как минимум на двух учебных занятиях.

Особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста занимает обучение творческому рассказыванию. Сначала включаются отдельные, доступные детям задания творческого характера в занятиях по развитию связной речи. Эта работа осуществляется совместно логопедом и воспитателями.

Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказывания: упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинных панно, наглядной схемы); восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом (воспитатель) : а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений; составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др. ; придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту (продолжение к сказке, законченному рассказу).

Обучение рассказыванию по картинам

Придумывание названия к картине или серии картин, а также различных вариантов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду). Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины («кто самый внимательный?», «кто лучше запомнил?» и др.). Упражнения в составлении предложений по данному слову (словоформе) с опорой на картину. Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.). Придумывание продолжения к действию, изображённому на картине (серии картин). Составление завязки к изображённому действию (с опорой на речевой образец логопеда). Восстановление пропущенного звена (какой-либо картинки) при составлении рассказа по серии картин. Игра-упражнение «Угадай-ка!» (по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но не показанного фрагмента, закрытого экраном).

Обучение описанию предметов

Игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам). Составление описания предмета по собственному рисунку (воспитатель). Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и пр.) (проводит воспитатель). В целях формирования навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества использовали следующие виды работы: составление рассказов по аналогии, придумывание продолжения (окончания) к незавершенному рассказу, составление сюжетного рассказа по набору игрушек, сочинение рассказа по нескольким опорным словам, придумывание рассказа на заданную тему. При этом решались следующие практические задачи: развитие у детей умения ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале (речевой образец, текст начала рассказа, опорные картинки-иллюстрации) при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся знаний и представлений об окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения; формирование навыков самостоятельного рассказывания.

Специальные занятия по обучению рассказыванию с элементами творчества проводились в основном на заключительном этапе коррекционной работы. Здесь уже составление рассказов по аналогии с прослушанным текстом (небольшого объёма) проводилось без предварительного пересказа (с учётом возросших речевых и познавательных возможностей детей). Структура таких занятий включала: двукратное чтение и разбор содержания текста; конкретные указания детям по составлению собственного рассказа (изменение времени года, места действия и др.); рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.

При обучении творческому рассказыванию использовались методы составления рассказов по наборам игрушек, по трём опорным словам с иллюстрацией соответствующих картинок ( например: «мальчик» - «удочка» - «река»; «ребята» - «лес» - «ёжик»; «мальчики» - «озеро» - «плот»). Составлению рассказа предшествовало называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагалась тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На рыбалке», «Случай в лесу», «Приключение на озере» и т. п. Для облегчения выполнения задания использовался краткий план из трёх-четырёх вопросов, к составлению которого привлекались дети ( например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?», «Кого он встретил на реке?», «Что принес мальчик домой?» и т. д.). При затруднениях логопедом давался образец начала рассказа.

В целях формирования навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества использовали следующие виды работы: составление рассказов по аналогии, придумывание продолжения (окончания) к незавершенному рассказу, составление сюжетного рассказа по набору игрушек, сочинение рассказа по нескольким опорным словам, придумывание рассказа на заданную тему. При этом решались следующие практические задачи: развитие у детей умения ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале (речевой образец, текст начала рассказа, опорные картинки-иллюстрации) при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся знаний и представлений об окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Конспект НОД по рисованию с применением нетрадиционных методик рисования «Осенний листопад»Конспект НОД по рисованию с применением нетрадиционных методик рисования «Осенний листопад» b]Конспект непрерывно-образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных методик рисования на тему: «Осенний листопад»[/b]Цели:.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение связной речи детей 5–7 лет с ОНР с использованием нетрадиционных методик
Опубликовано: 16 августа 2020 в 11:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение связной речи детей 5–7 лет с ОНР с использованием нетрадиционных методик» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Успенская (УИ 225457) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД