Кристина Казиева
Консультация «Обучение пересказу в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Веракса. В это программе развитие речи представлено в разных направлениях: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя и связной речи.
Мы решили дополнить свою Основную Образовательную Программу- программой кружка «Речецветик». Это программа для детей старшего дошкольного возраста. Основной формой работы по программе является пересказ. Программа реализуется в форме кружка, занятия которого проводятся во второй половине дня, два раза в неделю, по 25 минут.
Публикация «Консультация „Обучение пересказу в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Старшая группа
- Темочки
Содержание включает три направления пересказа :
1- Ориентированно на обсуждение с детьми прожитых им событий.
2- Это проектная деятельность.
3- Это собственно пересказ произведений т. е. рассказов, сказок.
По каждому направлению ведут работу воспитатель, учитель-логопед и педагог-психолог.
Первое направление, обсуждение событий взял на себя педагог-психолог. Потому, что события прожитые ребенком, это всегда его эмоциональные переживания. Педагог-психолог совместно с воспитателями в течении дня наблюдает за детьми, выявляет темы для обсуждения. И выбирается форма работы- индивидуальная.
Например: «Алина приходя в детский сад», «Заур забирает чужие игрушки и прячет у себя в шкафу» и групповые «Помоги другу», «Быть дежурным-это очень ответственно». В результате педагог-психолог помогает ребенку справится с личными переживаниями, отрефлексировать свои поступки. От нас важно, что на этих занятиях дети учатся последовательно пересказывать прожитые события.
Второе направление-проектную деятельность ведет воспитатель. Проекты мы используем разновременные. Воспитатель может организовывать проектную деятельность с детьми в группе.
Например: проект «Цвети и благоухай мой детский сад». Самое главное, что во время этих проектов шло обсуждение, общение, т. е. развитие связной речи.
«Мой домашний питомец». Педагог помогает детям подготовится к своей презентации на кружке. Мы организуем и совместные проекты с родителями. Например: «Лучше всех на свете бабушка моя», «Мой любимый город Владикавказ».
Эти проекты мы заслушиваем в рамках конкурсов, мастер-классов для родителей и детей на родительских собраниях, выкладываем на сайт детского сада и на страницы соцсетей. Часть этих проектов предлагаем озвучить на кружке. Например: когда готовились к проекту домашний питомец, мальчик Азамат заболел и не смог выступить. И когда он пришел в детский сад мы предложили защитить свой проект на кружке. В результате дети совместно со взрослыми выстраивают свое выступление логично и последовательно, в соответствии с тем планом который разработали совместно со взрослым. Они учатся представлению своего знания и пересказу на меченому им плану.
Третье направление ведет учитель –логопед в рамках кружка. На учителя-логопеда возлагается ответственная задача: в пересказе важно правильно строить предложение, соблюдать интонацию героев, следовать выразительности и конечно проговаривать звуки. Учитель-логопед из раздела «Дополнительная литература» в Обще Образовательной программе, выбирает произведения соответствующие данному возрасту, которые дети затем учатся пересказывать. В арсенале у учителя-логопеда много разных, интересных приемов, которые он использует при обучении детей пересказу.
Один из этих приемов «Расскажи самому себе». Этот прием может использовать и педагог-психолог в своей работе. Суть его в следующем: пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце).
Мы знаем, что некоторые дети стесняются, боятся публично выступать.
Исключение психологического дискомфорта при выполнении пересказа самому себе способствует развитию речи на всех уровнях. Этот прием очень нравится детям, помогает детям проговаривать свою речь и видеть себя со стороны.
Следующий прием
«Новое свойство».
Он, практически, изменяет содержание знакомых сказочных сюжетов, то есть рождается новая сказка. Берем хорошо знакомые детям сказки, с несложным сюжетом, чтобы легче было проследить взаимосвязь между героями и изменить ее. Например, вот какая сказка про Колобок у нас получилась. Бабушка перепутала соль с сахаром, т. к. очень старенькая была, и Колобок получился очень солёный. Дедушка не захотел его кушать и отпустил Колобка в лес погулять. «…Катится Колобок, а навстречу ему заяц. «Колобок, Колобок, я тебя съем». «Не ешь меня, я не вкусный, я солёный». «Я тебе не верю, сам сейчас проверю»,- сказал заяц и откусил кусочек. Не понравился зайцу Колобок, помахал он лапой и сказал: «Катись своей дорогой…» далее Колобок встречает медведя, волка и лису. Никто съесть его не захотел, нагулявшийся Колобок возвращается обратно к бабушке и дедушки. И они начинают жить вместе. Колобок помогает бабушке и дедушке по дому, а также развлекает их своими историями, про путешествие по лесу.
«Изменение сказочной развязки». Приятно видеть, что несмотря на большое количество мультфильмов, фильмов не проходящих цензуру, которые дети просматривают дома, они остаются оптимистами и стараются переделывать «все плохое в хорошее», в том числе и финалы сказок, если они их не устраивают. Здесь мы помогали ребенку придумать счастливую развязку, какое-либо средство, предмет, явления. Например, в сказке «Морозко» когда злая мачеха решила выгнать Настеньку в лес, ребята предложили такой вариант: Морозко дает Настеньке не самоцветы, а волшебные ягоды, скушав которые человек становится добрым. Настенька вернулась домой, угостила мачеху и свою сводную сестру ягодами, и все жили долго и счастливо.
Результатом работы нашего кружка является постановка сказки «Теремок». В первой половине года мы ставили сказку для детей своей группы. Особенностью этой постановки является то, что каждый ребенок берет на себя две-три роли. Дети представляют сказку несколько раз. И каждый раз ребенок играет разную роль, т. е. каждый раз у нас разный состав артистов. Например: Амина в одном составе она была Лисичкой, в другой раз мышкой.
Этот интересно и самим детям и нам педагогам. Во время демонстрации сказки реализуется цель нашего кружка. Дети запоминают события и учатся их последовательно пересказывать. Инсценировку другой сказки «Колобок», мы планировали показать младшим группам. Но, к сожалению из-за карантина нам это не удалось. И третью сказку «Дюймовочка» планировали представить в конце года на выпуском.
Мы поделились этой системой работы потому, что дети пользуются приемами пересказа, пересказывают прожитые события друг другу.
Родители оказывают нам большую помощь в организации различных экскурсий по городу. Так мы совместно посетили зоопарк, Аллею Славы и музей МВД и Краеведческий музей. Экскурсии произвели на детей большое впечатление, в кругу семьи и в группе с друзьями, они делились своими эмоциями, рассказами об увиденном.
Родители активно включились в проектную деятельность. На сегодняшний день мы уже провели два проекта с родителями и три мини проекта в группе. О которых дети рассказывали своим родителям. Также мы обратили внимание что дети берут книги и по картинкам этих книг рассказывают друг другу сказки.
Спасибо за внимание!