Алина П
Обучение коммуникации детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Уроки и занятия по альтернативной коммуникации включают в себя, прежде всего, осознание собственного «я» посредством использования реальных предметов / объектов, ситуаций, картинок, схематических рисунков и различных графических символов. Ребенок учится распознавать разнообразные знаки вокруг себя.
Основное внимание во время занятий направляется на поиск и выделение из окружающего мира смысловых единств (предмета / объекта, его изображения с помощью картинки, жеста, условного знака).
Публикация «Обучение коммуникации детей с ОВЗ» размещена в разделах
К категории детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) относятся дети, имеющие выраженную патологию: тяжелую интеллектуальную недостаточность, расстройства аутистического спектра, нарушения в сенсорной, моторной, двигательной сферах, а также различные формы психопатий. Они лишь частично могут усваивать программный материал.
Дети с ТМНР нуждаются в использовании дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Выходом из этой ситуации служит обучение применению альтернативных средств коммуникации. У детей с ОВЗ понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами, ограничены. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений, наблюдаются эхолалии.
Ребенок с ОВЗ, не владеющий вербальной речью, становится непонятным для окружающих, что затрудняет как его собственное развитие, так и полноценное общение с ним. Следует признать, что в работе с неговорящими детьми вербальные способы передачи фактической информации малоэффективны, поскольку они не всегда понимают обращенную речь. Речевая форма общения для них остается за порогом возможностей. Поэтому развитие детей требует поиска и использования иных средств, отличных от речевых, которые бы способствовали формированию индивидуального «я», созданию положительной атмосферы в детском коллективе. Такой подход в обучении достигается на основе использования невербальной коммуникации. Однако признается, что Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь в словесной культуре.
Невербальные компоненты в коммуникации рассматриваются как «информация, считываемая с внешнего облика ребенка, его мимики и пластики, поведенческих реакций и с облика учителя» (И. Н. Горелов). Выделяют три основные группы внеречевых средств: - фонационные (паузы в речи, молчание); - кинетические (мимика, жест, поза); - проксемические (дистанция). Невербальная коммуникация в качестве главного средства взаимодействия с ребенком выбирается на основе тщательной оценки его ресурсов, возможностей овладения словесной речью. Вследствие этого встает вопрос о соотношении вербальной и невербальной коммуникации, возможности и целесообразности использования приемов альтернативной коммуникации в обучении детей с ТМНР. Обучение «чтению» детей в процессе коррекционно-развивающей работы предполагает широкое толкование и понимание конкретных вещей, т. е. возможность графически соотносить слова и предметы на карточках. Для этого создан курс «Альтернативная коммуникация» - особый помощник для общения детей с ТМНР. Слово «читать» означает в данном случае умение воспринимать предметы / объекты и ситуации и понимать, что они обозначают. Умение понимать значение предметов, и особенно ситуаций, делает более понятным окружающий мир, позволяет наладить с ним отношения. Умение «читать» предметы помогает сформировать установку на чтение: ребенок начинает понимать, что предметы / объекты, а позже картинки, символы и буквы содержат в себе какую-то информацию.
Следующие этапы обучения чтению предметов можно связывать с глобальным чтением на абстрактном уровне (мяч + картинка + название предмета). Письмо требует высокой степени абстрагирования и понимания символов. Это, чаще всего, не может быть достигнуто детьми с ТМНР. Поэтому письмо для данной категории понимается не как написание слов и текстов как таковых, а как освоение дополнительных способов самовыражения и установление контакта с окружающими. Умение «записывать» дает возможность установить межличностную коммуникацию, нормализовать отношения и обеспечить интеграцию в общество. На каждого ребенка составляется индивидуальный план работы, который строится с учетом следующих принципов: - опора на актуальный уровень развития и «зону его ближайшего развития»; - учет индивидуальных психофизических особенностей; - единство требований в школе и семье; - доступность, повторяемость учебного материала; - коррекционная направленность образовательного процесса.
Методическая литература:
1. Танцюра С. Ю., Кононова С. И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2017