Оля Черкасова
Обучение игре на детских музыкальных инструментах как основа музыкально-творческого развития
▼ Скачать
Музыка и связанная с ней деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность-желание «общаться» с нею, а по мере возможности и «рассуждать» о ней (Д. Б. Кабалевский.)
Игра на детских музыкальных инструментах- один из видов исполнительской деятельности детей, являющейся лучшей формой приобщения их к совместному коллективному музицированию. Её назначение- способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребёнка, обогащать художественный опыт дошкольников., развивать их интерес к исполнительской деятельности, целенаправленное восприятие, чувства музыкального ритма и усвоение приёмов игры, эмоциональное отношение к музицированию.
Публикация «Обучение игре на детских музыкальных инструментах как основа музыкально-творческого развития» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Я считаю, что педагог на занятиях должен не меньше времени уделять обучению игре на музыкальных инструментах, чем таким видам деятельности как музыкально-ритмическая деятельность или слушание произведения. Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах может проходить в различной форме: индивидуальное занятие, групповое, коллективное. В этом случае нужно учитывать и желание ребёнка (на каком инструменте ему хочется играть). Для положительного результата обучения игре на музыкальных инструментах должно проходить постепенно и последовательно. Во-первых, дети должны познакомиться с произведением, определить характер произведения, дошкольники старшего возраста определяют двухчастную форму, динамику, какие инструменты присутствуют в оркестре. При повторном прослушивании ребёнок обращает внимание на то, что отдельные музыкальные фразы повторяются. Положительный результат дают индивидуальные занятия, где ребёнок проигрывает свою партию. Можно предложить детям прохлопать ритмический рисунок, даже помочь им определить сильные доли. Выучив ритмический рисунок группами, педагог приступает к завершающему этапу – соединение всех партий. Дети слушают произведение и сами участвуют, сопровождая музыку своим выступлением.
Важно подчеркнуть, что в совместном музицировании реализуется и коммуникативная природа музыки, потребность в музыкальном общении. Оркестр позволяет активно включать детей в музыкальную деятельность. Играя в оркестре, у ребёнка создается впечатление, что он участвует в создании прекрасной музыки.
Игра в оркестре способствует не только музыкальному развитию детей, но и формированию у них таких важнейших психических качеств, как внимание, самостоятельность, инициативность.
Чтобы ребёнок получал удовольствие, положительные эмоции, педагогу необходимо найти к каждому подход, уделять больше времени на индивидуальные занятия.
В моей педагогической практике много уделяется времени обучению игре на музыкальных инструментах. Дети учатся определять название инструмента по его звучанию. Прослушав произведение, предлагают свои варианты выбора того или иного инструмента. Для этого музыкальный материал должен быть доступным для совместного исполнения детьми и педагогом и способствовать формированию творческих действий детей. Дошкольники с удовольствием выступают на утренниках. Чтобы ребенок легче усвоил название музыкального инструмента, его звучание, мог сравнить звучание инструмента с какими-либо действиями, для этого на занятиях использую дидактические игры. Например: «Угадай, на чем играю?»- игра для восприятия музыкального слуха и знакомство со звучанием инструмента, «Музыкальное лото» - игра для развития музыкального слуха и тембрового звучания.
Педагог старается вызвать у детей желание импровизировать на музыкальных инструментах, прослушав произведение. Например, представить и рассказать о том, что услышали в музыке (звук ветра, капли дождя и т. д., а затем выбрать соответствующий инструмент. Дети с интересом изображают капли дождя на треугольнике, металлофоне. Придумывают свой ритмический рисунок (частый дождь, маленькие капельки).
Среди музыкальных инструментов популярны стали деревянные ложки. Они являются символом русского народа. Практика показывает, что с каждым годом увеличивается интерес к русской народной музыке, которая несет в себе доброту. Приемы игры на ложках тоже разнообразны. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах- длительный процесс и начинать его обучение надо с раннего возраста.
Игра на детских инструментах особенно полезна для музыкально –творческого развития детей со слабым уровнем координации слуха и голоса.
Что нужно для ребенка на музыкальных занятиях? Это прежде всего педагог, который любит свою работу, любит детей, отдает свою доброту и знания детям. Надо построить занятие так, чтобы заинтересовать детей, чтобы они получили и знания, и радостные эмоции от занятия. Очень хорошо, что в настоящее время музыкальному руководителю дали свободу проведения занятий, а именно в игровой форме. Детям весело, интересно, они не устают, а педагог получает от этого положительный результат работы.
Таким образом, обучение игре на детских музыкальных инструментах является неотъемлемой частью в музыкальном развитии дошкольника, обогащает его духовный мир, расширяет представление о музыке.