Индира Дзейтова
Обучение рассказыванию сказок с помощью наглядного моделирования. ОД для старшей группы по сказке «Лиса и Журавль»
▼ Скачать +Заказ
Цель: развивать целостное восприятие русской народной сказки, научить определять характер героев.
Задачи:
- учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки;
- развивать - связанную монологическую речь, коммуникативные качества детей; закреплять правильное употребление слов и падежных окончаний;
- воспитывать нравственные качества, сопереживание, готовность прийти на помощь; поддерживать интерес к русскому народному творчеству.
Публикация «Обучение рассказыванию сказок с помощью наглядного моделирования, ОД для старшей группы по сказке „Лиса и Журавль“» размещена в разделах
- Журавль, журавлик
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- «Лиса и журавль», сказка
- Темочки
Предварительная работа:
Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и журавль», рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: куманек, потчевать, не обессудь, окрошка, дружба врозь, не солоно хлебавши, как аукнется, так и откликнется, каков привет, таков ответ.
Методы и приемы: активная беседа, рассматривание, художественное слово.
Материал и оборудование: подборка тематических иллюстраций по сказке «Лиса и журавль», настольный театр, маски по сказке, музыкальный центр, флеш-накопитель.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, скажите, вы любите сказки?
Откуда они берутся? Чему нас учат? У вас есть любимые сказки? (Ответы детей)
А вы хотели бы побывать в сказке?
Воспитатель: Для того, чтобы в сказку попасть, у меня есть волшебный платок. Волшебство случится, когда заиграет музыка, и пока музыка не утихнет, попрошу вас глаза не открывать.
Звучит волшебная музыка, воспитатель платком накрывает детей.
«Закрываю глазки – отправляюсь в сказку,
Ты, платочек, покружи
Детям сказку покажи!»
Воспитатель надевает костюм лисы, дети открывают глаза.
Лиса: Здравствуйте, а вы кто такие? Как вы здесь оказались?
Дети: Ребята из детского сада.
Лиса: В детском саду, наверно, детишек полно? Я знаю, что все дети очень любят сказки. Это правда?
Лиса: Я - Лисичка- сестричка. Я гуляла по сказочному лесу и заблудилась?
Дети: (отвечают)
Лиса: Ребята, а вы знаете в какие-то сказки про меня, про Лисоньку.
Дети называют сказки про лису. Лиса пытается выяснить у детей, какой она была в каждой сказке, с каким характером?
Лиса: Ой, это я такая плохая была и хитрая и коварная? Не хочу быть злой и плохой, а хочу быть доброй, хочу с ребятами играть. А вы будете играть со мной?
В моей сумочке кое - что есть для игры.
Игра «Угадай героя, угадай сказку»
Лиса предлагает детям присесть сказочные пенечки.
Выбирается водящий, голову ему надевается ободок с героем из сказки, остальные дети описывают героя, его характер, отвечая на вопрос: Какой?
Водящий отгадывает героя, называет из какой он сказки.
Лиса: Ребята, какие вы молодцы, столько сказок знаете.
А я - то из какой сказки пришла, как домой мне воротиться?
Лиса: Ну что ребята, вы поможете мне?
Дети: Поможем!
Лиса: Тогда оправляемся в путь по сказочному лесу.
Миниатюра «Идем Как…» (Медведь, заяц, лиса)
Лиса обнаруживает иллюстрации к сказке, показывает их детям.
Лиса: Ой, это же мои фотографии. Ребята, посмотрите. А это кто такой? (указывает на журавля) Знакомое лицо. Ребята, давайте, поближе рассмотрим фотографии.
Дети с картинками в руках выходят на ковер. Задача детей угадать название сказки и разложить иллюстрации в правильной последовательности по ходу рассказа сказки.
Лиса: Точно, точно, я была в этой сказке, а что делала – не помню. А вы, ребята, знаете, как дело было? Мне так хочется послушать сказку, ребята, кто хочет рассказать ее? (дети рассказывают сказку «Лиса и журавль» с опорой на сюжетные картинки)
Лиса: Спасибо, ребята, за помощь, теперь я вспомнила из какой я сказки,
Это же получается? Я опять была хитрой и журавля обидела, поругались мы с ним. Ой, Журавушка, не хочу больше с ним ругаться. Я исправлюсь. Игру знаю про журавля, ребята, хотите вас научу?
Дети: Хотим!
Физкультминутка: не по кругу
Шёл журавль на охоту, (шагают по кругу, высоко поднимая колено)
Искал лягушку на болоте. (выпучить глаза)
Ноги длинные поднимал, Через кочки он шагал. (широкий шаг)
Посмотрел по сторонам, Нет её ни тут, ни там. (поморгать, посмотреть по сторонам руки на пояс поворачиваются влево-вправо)
Оглянулся, повернулся, (поворачиваются назад)
И назад домой вернулся. (шагают по кругу, в обратную сторону, высоко поднимая колено)
Лиса: ой не знаю, простит меня журавль или нет? Как же быть, подскажите ребята.
Дети: подружиться с ним.
Лиса: точно подружусь с ним, я знаю мудрые слова про дружбу. Сейчас, у меня в сумочке все записано.
Лиса достает пословицы, а последнее слово стерто.
Игра «Доскажи словечко» - пословицы о дружбе:
«Друзья на дороге … (не валяются)»,
«Друга ищи, а найдёшь - … (береги)»,
«Все за одного и один … (за всех)»,
«Друзья познаются … (в беде)»,
«Дружбу помни, а зло … (забывай)»
Лиса уточняет у детей смысл пословиц.
Лиса: Ребята, спасибо, за вашу помощь побегу скорее к журавлю мириться. А вам пора возвращаться в детский сад, я вам в этом помогу. Как только зазвучит музыка, вы вернетесь в детский сад, но помните правило: глазки не открывать, пока не замолчит музыка.
Звучит волшебная музыка, лиса обнаруживает волшебный платочек. Дети садятся в круг, лиса произносит волшебные слова и накрывает ребят платком.
Глазки дружно закрываем,
Волшебство мы ожидаем.
Покружу, покружу,
В детский сад ребят верну!
Дети открывают глаза, перед ними воспитатель.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Ну, что ребята понравилось вам путешествие в сказку?
- С кем вы встретились в сказке?
- Чему вас научила эта сказка?
- Как называется сказка?
Дети: Сказка нас учит дружить, заботиться о других, быть гостеприимным.
Воспитатель: Правильно, ребята, недаром говорят: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой», и животные, и птицы, и люди - все должны жить дружно.
Воспитатель: на этом наше приключение закончилось.
Сказка в гости приходила,
Многому нас научила.
Рассказала, как нельзя
С другом вам вести себя.
Будем сказки мы встречать,
С интересом их читать.
Будем с ними мы дружить,
Этой дружбой дорожить!