МААМ-картинки

Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с помощью картинок-матриц

Евгения Кубанская
Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с помощью картинок-матриц
▼ Скачать + Заказать документы

-Добрый день, уважаемые коллеги!

Хочу представить вашему вниманию технику обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с помощью картинок – матриц.

«Творчество – это не удел только гениев,

создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует,

создает что-либо новое» Л. С. Выготский

Но, чтобы перейти к данной технике давай вспомним и повторим методику обучения рассказыванию для детей дошкольного возраста.

Общие требования к организации работы с картиной :

1. Младшая группа

Публикация «Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с помощью картинок-матриц» размещена в разделах

Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. Картина оставляется в группе на все время занятий с ней и постоянно находится в поле зрения детей.

2. Средний дошкольный возраст.

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение»

— Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.

Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я»

Молодец, запомнил, как я рассказывала», — говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов, или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин). С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

3. Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы»

Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово

«забава»?» - Обращается к детям воспитатель после молчаливого

рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

4. Подготовительная группа

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа, используются все виды рассказов по картине : описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображённому на картинках.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.

Но как показывает практика, традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее — сказуемое, наличием слов-повторов («ну»., «потом»., «вот». и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам : "Ребята, слушайте внимательно!", "Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает. " Этого требования хватает лишь на несколько секунд дисциплинированного поведения. Закономерно возникают вопросы:

· Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?

· Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине?

· Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на

занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются

технологии речевого развития.

К ним можно отнести:

· Технология «Азбука общения» Л. Н. Шипицыной,

· Технология «Развитие диалогического общения» А. Г. Арушановой,

· «Обучение составлению творческих рассказов»,

· Технология ТРИЗ,

· Моделирование,

· Мнемотехника,

· Технологии обучения образной речи : (технология обучения детей составлению сравнений, технология обучения составлению метафор, технология обучения составлению загадок).

· Технология синквейна,

· Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок,

· Артикуляционная и пальчиковая гимнастика,

· Логоритмика,

· Минидраматизации, инсценировки.

Хочу предложить вам, следующий вариант обучению детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с помощью картинок – матриц.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что

ребёнок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложна задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок,

небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразовании).

Практическая часть

«Мы- фантазёры!»

Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с помощью картинок – матриц»

Цель. Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании, развивать творческое мышление.

Материалы: картинка - матрица (основа) или лист фетра, раздаточные картинки. Идеально для данного занятия подойдёт магнитная доска, но при её отсутствии Вам помогут картинки, которые Вы можете распечатать (при возможности).

-Уважаемые коллеги, предлагаю вам составить картину и рассказать по ней получившийся сюжет. Мы с вами будем фантазёрами.

- Вы будете в роли детей, а я в роли педагога. (выбираю 3-х педагогов).

-Перед вами лежат разрезные картинки и фон-матрица. Давайте вместе с вами пофантазируем, придумаем историю и оживим нашу картину.

Итак, главные герои у нас будут мальчик и девочка (выкладываем на фон героев).

- Давайте придумаем им имена (варианты детей).

- Куда отправились дети? (варианты детей).

- Какое было время суток? (варианты детей : утро, день, вечер, ночь). Педагог выкладывает на картину картинки солнца, луны, облака. Обращает внимание на облака (они похожи на животных).

- О чём разговаривали дети между собой? (варианты детей).

- Что встретилось им на пути? (варианты детей : деревья с арбузами, с батонами, речка, пни, воздушные шары, самолёт и т. д.).

-Кто попался им по пути? (варианты детей : ёж, лиса, кот и пёс, летающий бегемот).

-Как попал в лес летающий бегемот? Как вы думаете, откуда он появился? (варианты детей : из зоопарка, с Африки и т. д.).

Педагог может подсказать, что бегемот прилетел к нам из далека из жаркой страны – Африки. Он очень хотел найти новых друзей).

- Что могло произойти интересного с детьми и бегемотом в лесу? (варианты детей : летали на воздушном шаре, плавали на пароходе, с Тузиком и Васькой ловили на речке рыбу, пускали по реке кораблики, веселились, рассказывали друг-другу много интересных историй и т. д.).

- Ребята, какое настроение было у наших друзей? (весёлое, жизнерадостное, лёгкое и т. д.).

Педагог: - было весело, но настала пора возвращаться домой.

- Как прощались дети с бегемотом? С какими словами? (Варианты детей : с пожеланиями добра, до свидания, до новых встреч и т. д.).

Дети попрощалось с новым другом и отправились домой с надеждой увидеться вновь.

- Ребята, давайте посмотрим на нашу картину и расскажем, что у нас получилось.

- Кто хочет попробовать рассказать?

Ребята, вот мы и научились самостоятельно составлять рассказ, фантазировать и создавать картину о том, как можно весело провести время, встретить новых друзей, необычные предметы.

- Что на занятии вам запомнилось больше всего? Что понравилось? (варианты детей).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Из опыта работы «Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа»Из опыта работы «Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа» Из опыта работы "Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа" Руденко Л. В. Работая с детьми, я обратила.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группеКонспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.

Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Консультация для педагогов «Автоматизация звуков в игровых упражнениях с помощью картинок»Консультация для педагогов «Автоматизация звуков в игровых упражнениях с помощью картинок» Автоматизация звука порой очень кропотливый процесс. Просто проговаривать речевой материал скучно. И не всегда можно предложить ребенку.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Обучение детей правилам дорожного движения поможет предотвратить несчастные случаи. Дома начальные знания о правилах поведения на дороге.

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста»Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с помощью картинок-матриц
Опубликовано: 23 ноября 2023 в 13:30
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с помощью картинок-матриц» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Кубанская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД