Евгения Кубанская
Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с помощью картинок-матриц
▼ Скачать + Заказать документы
-Добрый день, уважаемые коллеги!
Хочу представить вашему вниманию технику обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с помощью картинок – матриц.
«Творчество – это не удел только гениев,
создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует,
создает что-либо новое» Л. С. Выготский
Но, чтобы перейти к данной технике давай вспомним и повторим методику обучения рассказыванию для детей дошкольного возраста.
Общие требования к организации работы с картиной :
1. Младшая группа
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с помощью картинок-матриц» размещена в разделах
Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. Картина оставляется в группе на все время занятий с ней и постоянно находится в поле зрения детей.
2. Средний дошкольный возраст.
Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.
Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение»
— Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я»
Молодец, запомнил, как я рассказывала», — говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов, или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин). С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.
3. Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.
Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы»
Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово
«забава»?» - Обращается к детям воспитатель после молчаливого
рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.
4. Подготовительная группа
На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа, используются все виды рассказов по картине : описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображённому на картинках.
Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.
В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.
Но как показывает практика, традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее — сказуемое, наличием слов-повторов («ну»., «потом»., «вот». и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам : "Ребята, слушайте внимательно!", "Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает. " Этого требования хватает лишь на несколько секунд дисциплинированного поведения. Закономерно возникают вопросы:
· Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?
· Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине?
· Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на
занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются
технологии речевого развития.
К ним можно отнести:
· Технология «Азбука общения» Л. Н. Шипицыной,
· Технология «Развитие диалогического общения» А. Г. Арушановой,
· «Обучение составлению творческих рассказов»,
· Технология ТРИЗ,
· Моделирование,
· Мнемотехника,
· Технологии обучения образной речи : (технология обучения детей составлению сравнений, технология обучения составлению метафор, технология обучения составлению загадок).
· Технология синквейна,
· Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок,
· Артикуляционная и пальчиковая гимнастика,
· Логоритмика,
· Минидраматизации, инсценировки.
Хочу предложить вам, следующий вариант обучению детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с помощью картинок – матриц.
Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что
ребёнок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложна задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок,
небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразовании).
Практическая часть
«Мы- фантазёры!»
Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию с помощью картинок – матриц»
Цель. Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании, развивать творческое мышление.
Материалы: картинка - матрица (основа) или лист фетра, раздаточные картинки. Идеально для данного занятия подойдёт магнитная доска, но при её отсутствии Вам помогут картинки, которые Вы можете распечатать (при возможности).
-Уважаемые коллеги, предлагаю вам составить картину и рассказать по ней получившийся сюжет. Мы с вами будем фантазёрами.
- Вы будете в роли детей, а я в роли педагога. (выбираю 3-х педагогов).
-Перед вами лежат разрезные картинки и фон-матрица. Давайте вместе с вами пофантазируем, придумаем историю и оживим нашу картину.
Итак, главные герои у нас будут мальчик и девочка (выкладываем на фон героев).
- Давайте придумаем им имена (варианты детей).
- Куда отправились дети? (варианты детей).
- Какое было время суток? (варианты детей : утро, день, вечер, ночь). Педагог выкладывает на картину картинки солнца, луны, облака. Обращает внимание на облака (они похожи на животных).
- О чём разговаривали дети между собой? (варианты детей).
- Что встретилось им на пути? (варианты детей : деревья с арбузами, с батонами, речка, пни, воздушные шары, самолёт и т. д.).
-Кто попался им по пути? (варианты детей : ёж, лиса, кот и пёс, летающий бегемот).
-Как попал в лес летающий бегемот? Как вы думаете, откуда он появился? (варианты детей : из зоопарка, с Африки и т. д.).
Педагог может подсказать, что бегемот прилетел к нам из далека из жаркой страны – Африки. Он очень хотел найти новых друзей).
- Что могло произойти интересного с детьми и бегемотом в лесу? (варианты детей : летали на воздушном шаре, плавали на пароходе, с Тузиком и Васькой ловили на речке рыбу, пускали по реке кораблики, веселились, рассказывали друг-другу много интересных историй и т. д.).
- Ребята, какое настроение было у наших друзей? (весёлое, жизнерадостное, лёгкое и т. д.).
Педагог: - было весело, но настала пора возвращаться домой.
- Как прощались дети с бегемотом? С какими словами? (Варианты детей : с пожеланиями добра, до свидания, до новых встреч и т. д.).
Дети попрощалось с новым другом и отправились домой с надеждой увидеться вновь.
- Ребята, давайте посмотрим на нашу картину и расскажем, что у нас получилось.
- Кто хочет попробовать рассказать?
Ребята, вот мы и научились самостоятельно составлять рассказ, фантазировать и создавать картину о том, как можно весело провести время, встретить новых друзей, необычные предметы.
- Что на занятии вам запомнилось больше всего? Что понравилось? (варианты детей).