Юлия Сулейманова
Общая характеристика проектной деятельности в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Общая характеристика проектной деятельности в дошкольной образовательной организации».
Метод проектов рождается гуманистическим направлением философской науки и образовательной деятельности, достигщих в 20-х годах прошлого века определенной стадии развития. Его местом появления называют Соединенные Штаты Америки. Именно американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи первым начал внедрять в работу со своми учениками метод проектов, который соединял в своей основе осознанность осуществляемой деятельсти и личный интерес ребенка. В. Килпатрик и Э. Коллингс продолжили начинание Д. Дьюи, разрабатывая метод проектов в исследованиях. В российских образовательных учреждения метод проектов появился и очень быстро получил заслуженное признание с конца девяностых годов прошлого века, постепенно становясь одним из основных видов образовательной деятельности. Внедрение метода проектов открывает новые перспективы в воспитательной работе и развивающей деятельности педагогов, позволяя воспитывать инициативную самостоятельную личность, принимающую нестандартные решения, способную ставить реальные общественно полезный цели, планировать поэтапность их достижения, контролировать и адекватно оценивать результат. Сегодня проектная деятельность занимает заслуженно почетное место среди основных методов реализации новых стандартов образования. С самого рождения одним из важнейших оснований развития человека предъявляется побуждение к знакомству и взаимному действию со всеми и всеми, окружающими его, потребность отыскивать и решать новые задачи. Быть первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает – главное предназначение ребенка. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Отсюда следует, что поступающая информация полноценно осваивается детьми, если они постигают ее в действии, произведенном и осмысленном самостоятельно. Именно подобная специфика и делает проектную деятельность востребованной с самого раннего возраста, занимающей достойное место в деятельности дошкольных образовательных организаций, делая интересным и привлекательным процесс и для детей, и для взрослых. Проектная деятельность включает в себя различные, базирующиеся на актуальных перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность располагается, во-первых, на взаимном действии детей со взрослыми, во-вторых, на постоянно беспрерывно растущих независимых действиях ребенка, включающих личные пробы, искания, выбор, манипулирование предметами и действиями, моделирование, наблюдение и экспериментирование. Проектная деятельность требует от воспитателя устройства условий, которые дают возможность детям независимо или вместе с взрослым постигать открывающийся конкретный опыт, получать его опытным, поисковым путем, анализируя и переделывая. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - указывает Песталоцци. Участвуя в проектной деятельности ребенок ощущает свою субъектность, так как имеет полным образом реализуемую независимость и инициативность активного деятеля, несущего ответственность за результат своей деятельности, свои поступки. Сущность проектной деятельности пробуждать и поддерживать подкреплять заинтересованность детей к возникшим в предоставленной работе вопросам. В фундаменте проектной деятельности заложено 8 становление заинтересованности к познанию, способность независимо использовать возникающие впечатления в аналогичных ситуациях, отыскивать ориентиры в потоке информации, дополнять отсутствующие знания и вырабатывать соответствующие умения. Проектная деятельность делает востребованной над ситуативную активность, обусловливающему побуждение ребенка к поиску ответов для решения проблемы. Управление проектной деятельностью требует от педагога трансформации взглядов. Из передающего существующих знаний он преобразуется в инициатора исследовательской деятельности своих подопечных и оказывает помощь воспитаннику в присваивании комплексные цивилизованные методы действий, универсальные компетентности, обеспечивающие успешное функционирование во всех ситуациях обучения и жизни. Различие проектной деятельности или метода проектов от иных методов проведения образовательного в дошкольной образовательной организации состоит в следующем : - практичность использования воспитанниками полученных знаний и умений; - промежуточность постановки задач, возможность их варьирования, усиливающая независимость и творчество дошкольников; - интерес к деятельности, обеспечивающий открытый результат, личная направленность на него. Проектная деятельность содержит : - задачу для детей, оформленную в виде проблемы; - целенаправленную детскую деятельность; - набор форм взаимного действия детей с воспитателем и между собою; - обнаруженный детьми способ решения проблемы проекта в качестве результата деятельности. Проектная деятельность детей дошкольного возраста в зависимости от направления приобретает познавательно-исследовательский, игровой или творческий характер. В зависимости от длительности по времени проекты длящиеся от одной недели до нескольких месяцев называют краткосрочными, а от полугода до нескольких лет соответственно, долгосрочными. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендованы недолгие по длительности и элементарные по итогам проективной деятельности тематические мини - проекты, осуществляемые, безусловно, при активном содействии родителей или вместе с ними. С детьми старшего дошкольного возраста проектная деятельность, приобретающая длительный характер, становится цикличной по интенсивности, то усиленно развиваясь, то утихая на какое-то время и снова набирающая прежнюю активность среди детей. Проектная деятельность у ребенка дошкольного возраста имеет поэтапную особенность становления. До 5 лет ребенок формирование ребенка находится на подражательно-исполнительском уровне. Недостаточность нужного опыта жизнедеятельности не создают ему возможности в полном объеме показать свою независимость в постановке проблемных вопросов и нахождении способов ее разрешения. На данном этапе преимущественную роль играет взрослый. Пристальное отношение к нуждам воспитанников, к их побуждениям и потребностям позволяет педагогу быстро и без затруднений выявить проблему «запрашиваемую» детьми. Таким образом, ребенок в среднем дошкольном возрасте оказывается заказчиком предстоящего проекта, а его реализация осуществляется на подражательно исполнительском уровне. В конце пятого года жизни, когда происходит накопление достаточного общественного опыта, создается возможность осуществить переход на следующий уровень становления проектирования, обусловленный особенностями становления самостоятельности воспитанников. Ребенок 5, 10 лет уже готов контролировать свои импульсивные действия, адекватно ситуации придерживать их, чтобы выслушать окружающих. Общение со взрослыми приобретает специфические характеристики. Дело в том, что в старшем дошкольном возрасте снижается частота обращений детей к взрослым со своими нуждами и просьбами, в то время как активизируется общая деятельность с ровесниками, что способствует становлению самоконтроля и самооценки. Дети сами воспринимают проблемность ситуации, способны определить цель, найти нужные способы и соответсвующие средства, обеспечивающие достижение успешного итога деятельности. Далее в следующем возрастном периоде наступает третий творческий этап становления проектной деятельности, характеризующийся появлением у воспитанников расширенного познавательного интереса, подкрепляемого познавательным и личностным развитием. К концу 6-го и 7-го года жизни сформированность личностных сторон ребенка комплексных приобретает характер, с наличием нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер развития. Названные изменения влекут за собою новообразования в роли, выполняемой взрослым на данном этапе. Взрослому предназначено обеспечивать совершенствование и сопровождение творческой инициативы воспитанников, формирование обстоятельств, помогающих им быть независимыми в обозначении цели и подборе содержания будущей деятельности, избрать способы осуществления проекта и осуществить ее.