Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Основания подбора художественных текстов»

Шалбина Вера
Консультация для педагогов «Основания подбора художественных текстов»
▼ Скачать + Заказать документы

«Образовательный салон»

Для реализации образовательного потенциала художественной литературы – чтобы книга сама «работала» на развитие ребенка – воспитатель должен пользоваться совокупностью художественных текстов, определенным образом подобранных с учетом их структуры и содержательно-смысловой наполненности. Эта совокупность художественных текстов не должна иметь характер обязательной систематической учебной программы, но может быть представлена только в виде рекомендательного круга чтения.

Публикация «Консультация для педагогов „Основания подбора художественных текстов“» размещена в разделах

Художественные тексты по степени сложности должны быть не просто «подстроены» под наличный уровень детского восприятия и понимания, но должны создавать «напряжения души», то есть продвигать детей на шаг вперед в их умственной и эмоциональной активности.

Обычно решающим для подбора художественных произведений является жанровое деление: поэзия- проза, а внутри него дробление на фольклор- авторские произведения.

Вместе с тем есть еще одно жанровое деление, которое должно быть принято во внимание: большие литературные формы – малые литературные формы.

Круг чтения можно представить схематически через жанровое многообразие.

Из схемы сразу видно, каких произведений недостает на книжных полках детского сада. Это большие литературные формы –авторские сказочные и реалистические повести, а также циклы рассказов с единым персонажем. Большие повествования обычно не используют в детском саду. В дошкольных программах преобладают малые литературные формы- короткие рассказы, стихи, сказки. Большие повествовательные тексты позволяют ребенку открыть для себя широкий спектр возможных моделей поведения и переживания в разных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе.

Интересы старших дошкольников концентрируются как раз вокруг этих продолжающихся историй персонажей, то есть художественных текстов больших форм. Именно они становятся привлекательными для ребенка с его возрастающими способностями понимания мира и именно этих произведений нет в детском саду. Ребенок как бы вырастает из коротких стихов, рассказов, сказок, поэтому большие художественные тексты должны быть включены в круг чтения для старших дошкольников.

Все многообразие миров, создаваемых текстами можно представить в виде схемы.

Каждый з этих типов возможных миров по-своему работает на развитие ребенка.

При подборе художественных произведений воспитатель должен сообразовываться с особенностями детей группы, их актуальными интересами.

Известно, что границы возможностей сосредоточенного слушания книги для детей 5-7 лет колеблются примерно вокруг 20 минут. Таким образом, рекомендуемый список художественных текстов для удобства разбит на два раздела:

Тексты для длительного чтения, принадлежащие по преимуществу к большим литературным формам, которые должны читаться по одной -несколько глав каждый раз;

Тексты для короткого чтения- каждый из них укладывается в 20 минут.

Предлагаемые для чтения художественные тексты не только становятся более разнообразными в содержательно-смысловом отношении, но и изменяются со стороны самой структуры повествования: они содержат более сложные событийные последовательности и взаимосвязи персонажей, с раскрывающими переживаниями, мотивами поступков и х последствиями, рассуждениями, размышлениями.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Активные методы обучения в совместной образовательной деятельности педагогов с дошкольниками» Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком.

Презентация «22 февраля — день основания Ботанического сада в Санкт-Петербурге» 1 слайд. 22 февраля – день основания Ботанического сада в Санкт – Петербурге 2 слайд. Указом 11 (22) февраля 1714 года Пётр I повелел.

Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования у детей связной речи» Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связанной речи, через.

Консультация для педагогов «Комплексная работа педагогов и специалистов по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТНР»Консультация для педагогов «Комплексная работа педагогов и специалистов по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТНР» Зачастую координация усилий специалистов, работающих в группах компенсирующей направленности, является сложной и подчас невыполнимой задачей.

Консультация для педагогов «Организация совместной деятельности педагогов и родителей в физическом воспитании детей» Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботится о правильном физическом развитии детей, регулярно.

Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.

Консультация: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами литературно-художественных произведений» Развитие речи детей - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности.

Опыт работы «Влияние художественных техник на развитие детского творчества» Пояснительная записка Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать,.

Особенности подбора музыкальных игр и упражнений для детей раннего возраста Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский.

Особенности подбора песенного репертуара для детей младшего и среднего дошкольного возраста Ни для кого не секрет, что пение – это сложный психофизический процесс, результат функции всех жизненно важных систем организма. Поэтому,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Основания подбора художественных текстов»
Опубликовано: 29 апреля 2019 в 18:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Основания подбора художественных текстов»» (включая файлы) размещена пользователем Шалбина Вера (УИ 1536462) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД