Шалбина Вера
Консультация для педагогов «Основания подбора художественных текстов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Образовательный салон»
Для реализации образовательного потенциала художественной литературы – чтобы книга сама «работала» на развитие ребенка – воспитатель должен пользоваться совокупностью художественных текстов, определенным образом подобранных с учетом их структуры и содержательно-смысловой наполненности. Эта совокупность художественных текстов не должна иметь характер обязательной систематической учебной программы, но может быть представлена только в виде рекомендательного круга чтения.
Публикация «Консультация для педагогов „Основания подбора художественных текстов“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Художественные тексты по степени сложности должны быть не просто «подстроены» под наличный уровень детского восприятия и понимания, но должны создавать «напряжения души», то есть продвигать детей на шаг вперед в их умственной и эмоциональной активности.
Обычно решающим для подбора художественных произведений является жанровое деление: поэзия- проза, а внутри него дробление на фольклор- авторские произведения.
Вместе с тем есть еще одно жанровое деление, которое должно быть принято во внимание: большие литературные формы – малые литературные формы.
Круг чтения можно представить схематически через жанровое многообразие.
Из схемы сразу видно, каких произведений недостает на книжных полках детского сада. Это большие литературные формы –авторские сказочные и реалистические повести, а также циклы рассказов с единым персонажем. Большие повествования обычно не используют в детском саду. В дошкольных программах преобладают малые литературные формы- короткие рассказы, стихи, сказки. Большие повествовательные тексты позволяют ребенку открыть для себя широкий спектр возможных моделей поведения и переживания в разных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе.
Интересы старших дошкольников концентрируются как раз вокруг этих продолжающихся историй персонажей, то есть художественных текстов больших форм. Именно они становятся привлекательными для ребенка с его возрастающими способностями понимания мира и именно этих произведений нет в детском саду. Ребенок как бы вырастает из коротких стихов, рассказов, сказок, поэтому большие художественные тексты должны быть включены в круг чтения для старших дошкольников.
Все многообразие миров, создаваемых текстами можно представить в виде схемы.
Каждый з этих типов возможных миров по-своему работает на развитие ребенка.
При подборе художественных произведений воспитатель должен сообразовываться с особенностями детей группы, их актуальными интересами.
Известно, что границы возможностей сосредоточенного слушания книги для детей 5-7 лет колеблются примерно вокруг 20 минут. Таким образом, рекомендуемый список художественных текстов для удобства разбит на два раздела:
• Тексты для длительного чтения, принадлежащие по преимуществу к большим литературным формам, которые должны читаться по одной -несколько глав каждый раз;
• Тексты для короткого чтения- каждый из них укладывается в 20 минут.
Предлагаемые для чтения художественные тексты не только становятся более разнообразными в содержательно-смысловом отношении, но и изменяются со стороны самой структуры повествования: они содержат более сложные событийные последовательности и взаимосвязи персонажей, с раскрывающими переживаниями, мотивами поступков и х последствиями, рассуждениями, размышлениями.