Татьяна Константинова
Консультация для педагогов «Активные методы обучения в совместной образовательной деятельности педагогов с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Активные методы обучения в совместной образовательной деятельности педагогов с дошкольниками
Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком современности является повышенная профессиональная педагогическая мобильность.
Именно эти условия подвели меня к тому, что в совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста педагоги стали широко применять АМО. Хотелось бы поделиться с вами особенно популярными и любимыми формами работы, как у педагогов, так и у детей.
Публикация «Консультация для педагогов „Активные методы обучения в совместной образовательной деятельности педагогов с дошкольниками“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
На начальном этапе занятия можно применять следующие методы :
«Подарки», «Комплименты», «Здороваются носики» - они помогут нам начать деятельность, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе. Пример АМО начала образовательного мероприятия «Здороваются носики».
Цель АМО – встреча детей друг с другом, приветствие. Участвуют все дети и воспитатель. Время – 3-4 минуты. Проведение: Дети встают в круг. Воспитатель предлагает детям поздороваться с как можно большим числом детей, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга кончиком носа. Через 3-4 минуты дети собираются опять в круг и улыбкой приветствуют друг друга. Это смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми.
На основном этапе занятия мы используем такие методы как :
- это презентации учебного материала «Цветик-семицветик». В процессе деятельности воспитателю регулярно приходится сообщать новый материал. Данный метод позволят нам сориентировать детей в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На информационную доску прикрепляется «Цветик-семицветик». В центре его указывается название темы. Каждый лепесток цветка заполнен, но закрыт. Открывая лепесток, дети узнают, что произойдет с ними, какое задание им нужно выполнить. Лепестки открываются по мере изложения материала. Таким образом, наглядно и в четко структурированном порядке представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты
Еще один активный метод – «Мозговая атака». Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Участников мозговой атаки побуждают к свободному выражению ожиданий и опасений в занятии и выдвижению идей без какой-либо критики со стороны участников занятия в момент рождения оригинальных и нестандартных идей, но при последующем их критическом рассмотрении.
Метод проектов – это один из методов обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, помогающие ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это бучение через деятельность.
В ходе совместной деятельности используется такой активный метод как релаксация – цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра. Проводится в середине основной части занятия.
Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации.
Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческих задач. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решению, правильного ответа.
Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Моделирование – метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления; предполагающий исследование объектов познания на их заместителях – реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы-сигнала, прототип модели.
Метод любования – это эмоциональная форм усвоения нового. Под музыку П. И. Чайковского прочитать стихотворение «Зимняя дорога» А. С. Пушкина, затем любовались с детьми зимними пейзажами, восхищались красотой русской природы.
Исследовательский - это метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
На последнем этапе занятия лучше всего подходят такие активные методы, используемые нами на этапе подведения итогов, такие как «Кинолента», «Круг» позволяют всем участникам ещё раз как бы пропустить через себя всё прошедшее на занятии. У наших детей появляется осознанность своих действий, ясное понимание того, как вложенные усилия содействовали личным достижениям и успехам на занятии. Это укрепляет мотивацию и уверенность ребят в собственных силах.
У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности, а именно: групповая форма организации работы участников образовательного процесса; использование деятельностного подхода к обучению; практическая направленность деятельности участников образовательного процесса; игровой и творческий характер обучения; интерактивность образовательного процесса; включение в работу разнообразных коммуникаций и диалога; использование знаний и опыта обучающихся; активизация в процессе обучения всех органов чувств; рефлексия процесса обучения его участников.
АМО отличаются нетрадиционной технологией процесса:
– активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;
- развивают партнерские отношения;
- повышают результативность обучения не за счет увеличения объема информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
- обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях обучающихся.
И на итог следующее: не сдерживайте инициативы детей; подходите к проведению работы творчески; поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций; не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно; не спешите с вынесением оценочных суждений. Удачи вам в педагогической деятельности!