Людмила Кононенко
«Образование существительных в родительном падеже от существительных в именительном падеже»
▼ Скачать + Заказать документы
У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка, или языковое чутье, он правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний, способов сочетания слов и т. д.
Иная картина наблюдается у дошкольника того же возраста с общим недоразвитием речи. Так, даже при 3-м уровне речевого развития (самом высоком) словарный запас ребенка ограничен, что отмечается и в активном (употребление) и в пассивном (понимание) плане.
Публикация «„Образование существительных в родительном падеже от существительных в именительном падеже“» размещена в разделах
В грамматическом оформлении речи у детей у детей данной категории можно отметить низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники зачастую не могут правильно повторять фразы более чем из четырех слов или уменьшают их количество. Естественно, что в самостоятельной речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, но даже здесь у них нередки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных частей речи.
Ткаченко Т. А. рекомендует авторский подход к проблеме формирования лексико-грамматических представлений, состоящий в следующем.
1. Логопед на групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляет тех детей с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях; руководит работой воспитателя, по расширению, уточнению и активизации словарного запаса на занятиях и в свободное от занятий время.
Воспитатель на занятиях и в течение всего времени общения с детьми систематически контролирует грамматическую правильность речи.
2. Акцент при планировании и проведении логопедических занятий делается не на словарных темах, а на изучаемой грамматической категории, в частности интересуемой нами падежной форме существительных (Р. п. и И. п.) Словарю отводится роль «строительного материала», «кирпичиков», из которых формируется динамический стереотип грамматических закономерностей родного языка.
Разумеется, не требуется, чтобы дошкольники знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они практически усваивали некоторые общие закономерности в структуре услышанных фраз и могли осуществить перенос на самостоятельно смоделированное предложение, а также находили неточности, сознательно допущенные педагогом в словосочетаниях.
3. Словарь для лексико-грамматических занятий логопеда не ограничивается одной - двумя лексическими темами. Тем самым исключается лексическая замкнутость, а словарь ребенка (активный и пассивный) расширяется без ограничений.
4. Высокая умственная и речевая нагрузка, содержащаяся в каждом упражнении, позволяет добиться значительного обучающего эффекта, поддерживает интерес ребенка к занятиям.
Рекомендуемые игры и упражнения.
Упражнение 1 Цель: уточнение и активизация предметного словаря ребенка.
Содержание Взрослый просит ребенка подобрать по пять слов - названий предметов. Для подсчета перед малышом кладет 5 счетных палочек (фишек) или предлагает пользоваться пальцами рук. Затем задает вопрос:
- Что можно открыть? (Отвечать необходимо полным предложением.) : Можно открыть дверь, крышку, книгу, коробку, калитку, банку и т. п.
Подбор слов происходит не абстрактно, а только после показа соответствующих предметов.
- Что можно поднимать (лепить, двигать, есть, чистить, пить, лепить, рисовать, мыть, покупать, гладить, клеить, отодвигать, носить, надевать, вешать, доставать и т. д. ?
Упражнение 2 Цель: Расширение, уточнение, активизация предметного словаря ребенка.
Содержание. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинку, назвать все изображенные объекты и подумать :
Кто бегает (прыгает, ходит, ползает, плавает, лает?
После работы с картинкой можно переходить к подбору слов без наглядной опоры. Здесь взрослый помогает ребенку жестами, мимикой, подсказывающими словами (длинная, скользкая, холодная; большой, сильный, косолапый, мохнатый.
Кто еще может бегать (ползать, прыгать, ходить, плавать и т. д. ?
Упражнение 3 Цель Учить ребенка образовывать сущ. в родительном падеже единственного числа от сущ. в именительном падеже, правильно согласовывая слова в словосочетаниях и предложениях.
Содержание. Взрослый предлагает ребенку вспомнить и назвать все, что можно пить. Затем просит посмотреть на два предмета (чашку и стакан) и говорит: «В чашке - чай, в стакане - сок, значит я могу выпить чашку чая и стакан сока». Далее игра продолжается так. Взрослый называет напитки, которые находятся в чашке и в стакане, а малыш преобразует форму названных существительных, изменяя падеж на родительный. Например: В стакане кефир, а в чашке ряженка. Ответ ребенка: Я выпью стакан кефира и чашку ряженки.
Варианты слов для игры: лимонад, компот, молоко, вода, кисель, фанта, морс и т. п.
Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не почувствует разницу между падежными формами одного и того же слова и не будет правильно изменять существительное.