Зотка Наталья
Опыт работы «Образование ребенка с глубокими нарушениями зрения в условиях группы «Особый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Образование ребенка с глубокими нарушениями зрения в условиях группы «Особый ребенок».
Зотка Наталья Валерьевна
воспитатель, первой квалификационной категории.
МАДОУ ПГО «Детский сад № 65»,
Полевской ГО
Публикация «Опыт работы „Образование ребенка с глубокими нарушениями зрения в условиях группы „Особый ребенок“» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности». Особенно важен этот период для незрячего ребенка, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля.
Одной из важных потребностей развития незрячих детей является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент для дальнейшего развития физического и умственного.
Часто можно слышать мнение, что у незрячего ребенка уровень слуха, осязания, обоняния выше, чем у ребенка зрячего, что все эти чувства развиваются автоматически, как бы сами по себе. К сожалению это не так. Наоборот, без соответствующих игр и упражнений, организованных взрослыми, малыши с глубокими зрительными проблемами могут иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством сохранных органов чувств.
Присутствие такого ребенка требует организации максимально благоприятной развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности дошкольника с глубокой патологией зрения, требует особых условий. На данный момент наш МАДОУ ПГО «Детский сад № 65» группу «Особый ребенок» посещает ребёнок с тотальной слепотой, возраст 3 года. Опыта работы с такими детьми у нас ещё не было. К сожалению, мало литературы, рельефных пособий, технических средств и приборов, необходимых для занятий с ребенком, имеющим глубокую зрительную патологию.
Условно были определены несколько этапов в индивидуальной работе с тотально слепым ребенком.
Первый этап – это адаптационный период. Он характеризовался тяжелыми эмоциональными переживаниями, как ребенка, так и его близких, связанными с отрывом от привычного круга общения и низким уровнем социальной адаптации. Поэтому мама по согласованию специалистов и администрации детского сада первое время находилась рядом с ребенком в группе. Первые дни мальчик в основном сидел на коленях у мамы и часто плакал. Его очень пугали крики детей и посторонние шумы. Дети же на него не обращали внимания. Ребенок быстрее и легче пошел на контакт со взрослыми, чем с детьми и через некоторое время мальчик привык к воспитателям, узнавал по голосу и брал за руку. Занятия наши начались с игры с предметами: мячиком, кубиком, матрёшкой и другими. Мама наблюдала, как происходило обучение действиям с предметами. Проводили работу в группе по формированию навыков самообслуживания: одевание и раздевание, обучение самостоятельности в процессе питания. Этим навыкам учить необходимо методично, терпеливо, без спешки. Мы использовали прием совместных действий, сопровождаемых речевыми комментариями. Сначала он только помогал нам, а теперь мальчик уже в состоянии снять с себя самостоятельно некоторые детали одежды: носочки, штанишки. При этом мы приучали ребенка не бросать вещи, а протягивать их нам. Расстёгивать и застёгивать одежду учим ребёнка с помощью специальных игр-упражнений по развитию мелкой моторики с пуговицами и другими застежками.
Обучение самостоятельности в процессе питания оказалось более сложным. Как мы это делали? Мы садились сзади ребёнка, вкладывали ему в правую руку ложку, брали его руку в свою, зачерпывали еду и помогали направлять ложку в рот, сопровождая все действия речевыми комментариями. Давали возможность ребенку самостоятельно повторить все действия, но пока мальчик только научился самостоятельно пить из кружки, держа её обеими руками.
Мы очень радовались успехам ребёнка.
На втором этапе выяснялась возможность пребывания ребенка с тотальной слепотой без мамы в группе.
Когда ребенок достиг определенных навыков, мама начала оставлять его в группе на 4 часа. После обеда мама приходила за ребенком и получала полную информацию о состоянии ребенка, чем занимались и как дома закрепить полученные умения и навыки. Мальчик стал немного передвигаться по группе. На музыкальных занятиях, которые доставляли ему массу удовольствий, научился хлопать в ладоши.
Мама чаще стала улыбаться, радоваться успехам ребенка.
На третьем этапе формировались первые навыки общения с детьми. Этот этап был наиболее сложным, потому что незрячий мальчик не желал вступать в контакт с детьми. Мы провели ряд игр, в которые можно было включить слепого ребенка. Такая игра, как «Паровозик», «Ручеёк», где дети держались друг за друга, способствовала непосредственному тактильному общению. В игре «Давайте познакомимся», «Привет» слепой ребенок мог потрогать руками детей, ощупать их голову, найти глаза, нос, уши и т. д. Так благодаря проведенной работе, слепой мальчик перестал бояться детей, но иногда ещё пугается непроизвольного крика детей или шума.
Целью четвертого этапа было определение перспектив слепого ребенка в плане обучения. Занятия со слепым ребенком были направлены на формирование действий с предметами, включающие оперирование предметами и произвольными движениями с ними. Первое время это были простые манипуляции с предметами, позже началось развитие активного осязания.
Осязание имеет для незрячего ребёнка исключительное значение, это главный способ познания, предметной и пространственной ориентации. Только руками можно хорошо обследовать предмет, изучить его пространственные и физические свойства. При обследовании предметов мы управляем руками ребенка, накладывая на них свои руки, стоя за ребенком. Прием «рука на руке» - самый лучший метод обучать ребенка новым навыкам.
Учим ребенка мы двум приемам обследования:
- 1-й прием – руки находятся на противоположных сторонах предмета и одновременно перемещаются сверху вниз. При таком движении рук сразу появляется ощущение формы и размеров предмета, некоторых других его свойств.
- 2-й прием – одна рука остается неподвижной, а другая по противоположной стороне предмета скользит сверху вниз, затем наоборот.
Мальчик сначала боялся использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов, его пугали новые ощущения. В такой момент мы стараемся заинтересовать ребенка или, наоборот, переходим к другому виду деятельности, отвлекая его.
На занятиях мы формируем у ребенка умение распознавать подошвами ног некоторые покрытия – коврики: ребристые, колючие, мягкие, шершавые. Вместе с ребенком ходим по камушкам разной величины. Такие упражнения способствуют профилактике плоскостопия и развивают осязательное восприятие пространства.
В окружающей нас среде множество разнообразных звуков, шумов, поэтому одной из основных задач нашей работы является развитие слухового восприятия пространства. На занятиях мы слушаем пение птиц, голоса животных, шелест листьев, звуки машин…Обонятельные и вкусовые ощущения имеют также существенное значение для развития ребенка с глубоким нарушением зрения. Они носят предметный характер, то есть каждому предмету, веществу присущ свой вкус и запах.
В. И. Сухомлинский писал, что «игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире».
Для ребенка с тотальной слепотой игра приобретает особое значение. В игре создаются тоже условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.
Мальчик отличается крайней неусидчивостью, неустойчивым вниманием, в работе быстро утомляется. У него отмечается в разной степени общая моторная недостаточность.
Поэтому в своей группе мы организовали развивающую среду по развитию осязания и мелкой моторики с помощью игр:
«Сухой бассейн»
Цель: развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.
Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы
Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.
«Цветочная поляна»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания.
Материал: полянка с нашитыми пуговицами, цветы из фетра.
Ход игры: предложить ребёнку посадить цветы на полянке.
«Волшебные крышечки»
Цель: развитие мелкой моторики, усидчивости, внимания.
Материал: баночки с разными размерами крышек.
Ход игры: Найти баночке соответствующую по размеру крышку.
«Весёлые прищепки»
Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев (учить правильно открывать прищепку, прикреплять к шаблону, развивать тактильные ощущения.
Материал: прищепки, готовые шаблоны.
Ход игры: по краю или контуру шаблона пристегнуть прищепку.
За непродолжительное время мальчик достиг определённых результатов. У него появилась потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Он узнаёт по голосу педагогов, выражает радость, когда к нему обращаются. Ребёнок с удовольствием посещает детский сад. Научился сам пить из кружки, снимать и одевать некоторые предметы одежды, даже может самостоятельно встать и сделать несколько непроизвольных шагов по группе, очень любит музыкальные занятия.
Результаты своей работы оцениваем не только мы, но и родители мальчика.
Мы очень радуемся каждому успеху ребёнка!
«Если мы принимаем людей такими,
какие они есть, мы делаем им хуже.
Если же мы относимся к ним так, как
будто они таковы, какими им следует
быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать»