Папки-передвижки

Обогащение и активизация словарного запаса детей раннего возраста 2–3 лет

Елизарова Наталья Викторовна
Обогащение и активизация словарного запаса детей раннего возраста 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

«Обогащение и активизация словарного запаса детей раннего возраста (2-3 года)»

Елизарова Наталья Викторовна,

воспитатель

ЧДОУ РО «НЕРПЦ (МП)» «Православный детский сад во имя преподобного Серафима Саровского города Нижнего Новгорода»

В повседневной жизни мы общаемся каждую секунду: вслух, «про себя», письменно, мысленно, сами с собой, друг с другом, с коллегами, с родственниками и даже с незнакомыми людьми. Мы передаем важную информацию, познаем новое, думаем и размышляем словами, и чем больше слов, тем богаче наша речь. Взрослый человек черпает новые слова и пополняет свой словарный запас сам из разных внешних источников, из общения с другими людьми, и ребенок так же нуждается в обогащении, а главное, активизации словаря, чтобы у него было больше возможностей для общения и познания окружающего мира. Проблема позднего начала речи, бедности речи ребенка сейчас правда очень остро стоит перед нами, и часть этой проблемы – пополнение словаря детей, обогащение его. Проблема эта решается общими усилиями – и родителями, и педагогами. Поскольку педагоги обладают профессиональными навыками, дидактическими материалами, занимаются с детьми в детских садах, и в любых видах деятельности задача пополнения и активизации словаря решается постоянно, а вот дома с родителями, вопрос общения и развития речи детей требует помощи. Действительно мамам и папам нужно помочь сейчас в общении с детьми, научить играть с детьми так, чтобы было и интересно, увлекательно ребенку, и познавательно, полезно для развития словарного запаса. Предлагаю посмотреть на проблему обогащения и активизации словаря детей раннего возраста (2-3 года) с разных сторон, и в первую очередь постараться дать инструмент для решения этой проблемы.

Публикация «Обогащение и активизация словарного запаса детей раннего возраста 2–3 лет» размещена в разделах

Важно воспитать у детей интерес к общению со взрослыми и со сверстниками, важно, чтобы ребенок хотел общаться, а для этого нужно, чтобы ребенок умел высказывать свои желания, просьбы, чувства, настроение. Поэтому еще одна важная задача родителей и педагогов – нужно обучить ребенка вступать в контакт с окружающими, развить желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на умение понимать обращенную к ребенку речь, высказать свои пожелания к другому человеку. Чем больше в нашем арсенале слов, жестов, настроения, тем богаче мы можем общаться, так же и у ребенка – чем богаче словарный запас, тем больше эмоций и желания общаться возникает, тем интереснее проходит развитие во всех областях знаний. Для этого и необходимо обогащать и активизировать словарь детей : за счет слов – названий предметов, действий с ними, некоторых ярко выраженных качеств и частей предметов, свойств предметов (цвет, форма, размер, активизировать освоение изобразительных материалов, инструментов, поддерживать экспериментирование с ними – важно помнить, что ребенок быстрее и активнее запоминает то, с чем он взаимодействует физически (с чем играет, действует, трогает, переворачивает, передвигает).

Дети очень восприимчивы к новому от природы, они очень любознательны и подвижны, стремятся ко всему новому и неизведанному, и это надо использовать вовремя и во благо, без специального обучения. Новое слово для ребенка – это так же неизведанный факт, который он хочет познать (слово «почему», «что» часто звучит из детских уст, только часто мы пропускаем мимо ушей эти слова, потому что в наших ушах или наушники, или просто в голове мысли о работе). Надо просто действительно много разговаривать с ребенком, не пропускать тот момент, когда ребенок спрашивает, показывает, быть рядом в любой момент, чтобы ответить – и вот еще одно новое слово в словарь малыша, еще на одно слово речь стала богаче и красивее. А ведь всего – то, что произошло: мама (или папа, или бабушка с дедушкой) просто объяснила и рассказала, с настроением и улыбкой, а ребенок запомнил и в «копилочку» себе положил.

Обогащение словаря - одна из задач образовательной области «Речевое развитие» по ФГОС ДО, в этом документе обогащение словаря стоит на втором месте после главной задачи речевого развития – овладение речью как средством общения и культуры. То есть обогащение словаря важно для развития речи, ведь наша речь состоит из слов, мы их изменяем, подстраиваем в предложение, используем слова в соответствии с контекстом, и, соответственно, чем больше слов в нашем арсенале, тем больше выбор разных речевых конструкций и словоизменений. Слово – это деталь речевого конструктора, а, как известно, чем больше деталей, тем больше построек можно сделать, не правда ли? Богатый словарь дает ребенку огромное количество путей, способов для речевого творчества (есть даже такое понятие – детское словотворчество).

Ребенок 2-3 лет всегда и везде находится со взрослыми, поэтому важно озвучить эту мысль – в младшем дошкольном возрасте в развитии ребенка ведущую, главную, и, пожалуй, единственную роль играют окружающие его взрослые. Именно им ребенок подражает во всем - в поведении, в интонации, в манерах, в действиях, в словах, в речи. Изначально ребенок повторяет за взрослыми, новую информацию он в очень ограниченных пределах может усваивать с помощью слова, ведь ему понятны только те сведения, которые касаются хорошо знакомых предметов и явлений – то, что ребенок видит, чувствует, повторяет. Новые слова появляются в речи ребенка вместе с впечатлениями, действиями, играми, и чтобы обогатить словарь малыша, не нужно долго ему объяснять словами, нужно погрузить ребенка в это новое слово, проиграть, показать, подействовать с ним.

В целом, развитие речи ребенка 2-3 лет интенсивно происходит в следующих направлениях:

- речь активно используется для общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основой качественного преобразования психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие);

- речь проходит два взаимосвязанных и последовательно сменяющихся этапа – пассивного владения словом и активного его употребления.

Именно эти направления и нужно учитывать при играх с малышом. Общение, развитие психических процессов и обогащение словаря – вот три кита для активизации словарного запаса детей.

Публикации по теме:

Презентация «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение.

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обогащение и активизация словарного запаса детей раннего возраста 2–3 лет
Опубликовано: 24 декабря 2022 в 19:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение и активизация словарного запаса детей раннего возраста 2–3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Елизарова Наталья Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД