Юлия Юрьевна Карачкова
Опыт работы «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи через работу районного детско-родительского клуба»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед/дефектолог СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с "Солнышко. "
В последние годы наблюдается значительный рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Большинство из них имеют сложные речевые дефекты, следовательно, складывается ситуация, что в отдаленных сельских детских садах не хватает специалистов для зачисления детей в специализированные речевые группы. Выходом из такой ситуации стало создание команды единомышленников, которые имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты, заниматься профилактической, коррекционно - развивающей работой с детьми определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Таким образом, в рамках работы районного методического объединения работников коррекционно-логопедической и социально-психологической служб дошкольного образования муниципального района Красноармейский с 2016/2017 учебного года был организован районный детско-родительский клуб «Улыбка». Клуб является одной из форм инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколения, в образовательных организациях.
Публикация «Опыт работы „Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи через работу районного детско-родительского клуба“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Районный детско-родительский клуб организован для родителей и детей дошкольного и школьного возраста, проживающих как на территории муниципального района Красноармейский, но также на территории других отдаленных районов.
В состав РДРК «Улыбка» входят специалисты муниципального района Красноармейский (5 учителей – логопедов, 3 педагога-психолога, родители (законные представители воспитанников) и другие лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии РДРК.
Цель - оказание консультативной помощи детям и родителям в вопросах психологического и логопедического сопровождения детей.
Задачи:
1. Обеспечение эффективного взаимодействия между специалистами и родителями обучающихся в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях образовательной организации и семьи;
2. Оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного и школьного возраста в обеспечении всестороннего гармоничного развития;
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
4. Проведение (по запросу родителей /законных представителей/) комплексного обследования, профилактики и коррекции различных отклонений в речевом, психическом, социальном развитии детей дошкольного и школьного возраста.
5. Обучение родителей правильным способам взаимодействия с детьми.
Организация деятельности РДРК «Улыбка» :
Деятельность РДРК «Улыбка» осуществляется в соответствии с планом работы. Непосредственное руководство районным детско-родительским клубом осуществляет руководитель РДРК, который выбирается на определенный срок.
Специалисты РДРК «Улыбка» проводят не менее 4-5 рабочих встреч в год с родителями и детьми, а также по запросу.
Структура проведения РДРК «Улыбка» :
- приветствие участников РДРК «Улыбка». Заполнение листа-регистрации и Журнала записи и учета услуг участников районного детско-родительского клуба «Улыбка».
- групповая работа специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог) с родителями по теме встречи. Специалисты предоставляют родителям информацию о закономерностях и особенностях развития детей дошкольного возраста, о вопросах воспитания и дальнейшего обучения, тем самым вооружая родителей психологическими знаниями и повышая уровень родительской компетентности;
Данная работа проводится в разных формах (тренинг, консультация, игровая образовательная ситуация, беседа, мастер-класс).
- групповая работа специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог) с детьми (интегрированная общеразвивающая НОД, игровой тренинг, КВН, игровая образовательная ситуация, мастер-класс).
- заполнение родителями согласия на психолого-педагогическую диагностику детей.
- индивидуальная работа : логопедическое обследование детей (учителя-логопеды, психологическое обследование детей (педагоги-психологи, консультативная деятельность педагогов с родителями по результатам диагностики.
- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком в присутствии матери по результатам обследования (специалисты). Подбираются эффективные методы, способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям, даются рекомендации родителям по закреплению полученных навыков в домашних условиях.
- прощание участников РДРК «Улыбка». Рефлексия.
В 2017/2018 учебном году РДРК организовал выездную работу по запросам в отдаленные населенные пункты, и были организованы выезды в п. Чапаевский детский сад «Тополек» по теме встречи: «Профилактика и коррекция психо-речевого развития ребенка дошкольного возраста», с. Волчанка детский сад «Теремок» по теме встречи: «Параметры школьной готовности», планируется выезд в п. Любицкий детский сад «Березка».
Для повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития, необходимо изначально информировать родителей об особенностях формирования речи у детей, а также устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и повышать грамотность родителей в области коррекционной педагогики. Так как, несомненно, первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья. Таким образом, согласованность действий специалистов в условиях РДРК позволяет эффективно направить родителей на своевременную коррекцию имеющихся нарушений в речевом и психическом развитии детей, что помогает в дальнейшем ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.