Надежда Николаева
Обеспечение индивидуализации образовательного процесса у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский писал: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца
у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце
отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны».
В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования :
1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 2. формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
Темочки:
3. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
Дети все разные и нет тех, которые совершенно одинаково развиваються. Если посмотреть на детей близнецов, тройняшек – они развиваються каждый по своей траектории.
Различия детей зависит от множества факторов, вот некоторые из них:
1. Индивидуальные особенности
2. Генетическая память
3. Условия, при которых растёт и развивается малыш.
4. Стиль семейного воспитания.
Процесс индивидуализации имеет глубоко личностный смысл, обладает большой персональной ценностью и начинается с момента его рождения.
В рамках индивидуализации образовательного процесса, следует помнить об особенностях осуществления познавательных процессов у детей младшего возраста.
1. Познавательные процессы у малышей намного благоприятнее тогда, когда они находятся в безопасной принимающей (любящей) среде.
2. Познавательный процесс проходит наилучшим образом тогда, когда они сами выступают его инициатором – важные познавательные процессы проходят, когда ребенок готов учиться, а не тогда, когда взрослый готов учить.
3. Познавательный процесс у детей проходит наиболее сильно, когда они чувствуют себя компетентными. Маленьким детям нужно знать, то, что они делают, имеет значение, что их жест, слова или действие порождает какую-то реакцию.
4. Познавательный процесс проходит лучше всего, когда познание является результатом каждодневного опыта.
5. Познавательный процесс у детей проходит посредством игры. Именно через игру младенец исследует мир, измеряет собственные возможности и получает новый опыт и новые ощущения.
Индивидуальный подход означает, что при ежедневном нахождении ребёнка в группе я учитываю потребности каждого реб нка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, е интерьер, способствуют развитию каждого из детей, все предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Здесь моя работа как воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которых я наблюдаю за реб нком, определяю, на какой стадии тот находится, и в соответствии с этим предпринимаю те или иные действия. При этом дети приобретают социальный опыт поведения, компетентность и самоуважение, появляется готовность браться за ещ более трудные задачи.
Индивидуализация – это ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
Среда группы организована в виде разграниченных центров с учётом возрастных особенностей детей, которая позволяет выбирать детям интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.
1. Центр сенсорики
2. Центр сюжетно-ролевых игр обеспечивающий организацию
самостоятельных сюжетно- ролевых игр;
А) Дом, семейный центр
Б) Поликлиника
В) Парикмахерская
Г) Гараж и мастерская
3. Центр познания природы обеспечивает решение задач познавательно –
исследовательской деятельности детей;
4. Центр книги, библиотека обеспечивающий развитие дошкольников в
художественном слове.
5. Центр художественно-эстетического творчества обеспечивает решение
задач активизации творчества детей (театрализованные, музыкальные игры и
импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
6. Центр логики и математики
7. Центр правил дорожного движения
8. Центр двигательной активности обеспечивающий двигательную
активность и организацию здоровье сберегающую деятельность детей).
9. Центр конструирования.
10. Уголок уединения.
Размещенное оборудование организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, разными видами деятельности, не мешая друг другу.
В нашей группе индивидуализированное обучение происходит на нескольких уровнях.
Индивидуализация подгруппы внутри группы детей одного возраста
Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.
Важно внимательно наблюдать за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае я должна ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.
При индивидуализации образования с детьми раннего возраста опираюсь на ряд методов: метод гибкости, метод отбора материала, метод наблюдения.
Индивидуализация обучения и воспитания невозможна без оценки ситуации и перспектив развития ребенка.
Методом получения информации о развитии ребенка является педагогическое наблюдение.
Провожу диагностику по картам нервно – психического развития, которые обеспечивают прослеживание динамики развития воспитанника.
Не все дети одинаково развиваются и при выполнении определенных операций испытывают трудности. Стараюсь проявлять гибкость (индивидуальный подход) в инициированной мною деятельности.
Кому-то покажу, как правильно держать кисть, кому-то как набрать краску, а кому-то как взять стул, что бы удобнее было его нести.
1. Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей проявляют большой интерес к музыкальной или физической деятельности.
2. Индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие - либо серьезные особенности развития.
3. Спонтанная индивидуализация. Индивидуализация обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, я использую представившуюся возможность и индивидуально реагирую на каждого ребенка (или на небольшие группы детей).
Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от нас терпения и бесконечных творческих поисков.
А так же соблюдения ряда условий:
-наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели
- тщательный отбор материалов.
Большинство используемых материалов должны иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных.
Например, задания на развитие графических навыков малыша. Одно задание - провести прямую линию, другое – провести волнистую линию, третье – обвести предмет: гриб, ёлочку, листик.
Или пазлы с разным количеством элементов и разного размера. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы.
- обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности.
Например, во время лепки мостика через ручей. Одни дети сделали мост из трех бревен, другие - из шести. Цветы тоже получились разные.
-«свободный вход» и «свободный выход» детей из деятельности, уважая ребенка, его состояние, настроение мы предоставляем ему возможность выбора – участвовать или не участвовать, вместе с другими детьми в совместном деле.
-Взаимодействие с семьями воспитанников. Работа с семь й – это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи.
В индивидуальных беседах с родителями узнаю об особенностях, склонностях и интересах детей. Рассказываю, что происходило в течение дня, какие трудности или достижения были у ребенка. По возможности сообщаю о малыше в личной переписке в Вайбере.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса, организованного в группе, позволяет нам:
1. обеспечить эмоциональное благополучие воспитанников через общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;
2. поддерживать индивидуальность и инициативу воспитанников, их самостоятельность;
3. создать в группе позитивный, доброжелательный микроклимат, развивать коммуникативные способности детей, формировать первичные навыки взаимодействия со сверстниками;
4. организовать образовательный процесс в соответствии с принципом вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками;
5. взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Проблема индивидуализации творческая и на все случаи рецептов нет.
Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю.
Таким образом,
Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.
Позиция ребенка осваивающего мир изначальна творческая. Наблюдая и подражая взрослым он делает выбор, что и это создает предпосылки и почву индивидуализации обучения и учения.
Получается» инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий ребенок