МААМ-картинки

Обеспечение индивидуализации образовательного процесса у детей раннего возраста

Надежда Николаева
Обеспечение индивидуализации образовательного процесса у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В. А. Сухомлинский писал: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца

у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце

отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны».

В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования :

1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 2. формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

Темочки:

3. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

Дети все разные и нет тех, которые совершенно одинаково развиваються. Если посмотреть на детей близнецов, тройняшек – они развиваються каждый по своей траектории.

Различия детей зависит от множества факторов, вот некоторые из них:

1. Индивидуальные особенности

2. Генетическая память

3. Условия, при которых растёт и развивается малыш.

4. Стиль семейного воспитания.

Процесс индивидуализации имеет глубоко личностный смысл, обладает большой персональной ценностью и начинается с момента его рождения.

В рамках индивидуализации образовательного процесса, следует помнить об особенностях осуществления познавательных процессов у детей младшего возраста.

1. Познавательные процессы у малышей намного благоприятнее тогда, когда они находятся в безопасной принимающей (любящей) среде.

2. Познавательный процесс проходит наилучшим образом тогда, когда они сами выступают его инициатором – важные познавательные процессы проходят, когда ребенок готов учиться, а не тогда, когда взрослый готов учить.

3. Познавательный процесс у детей проходит наиболее сильно, когда они чувствуют себя компетентными. Маленьким детям нужно знать, то, что они делают, имеет значение, что их жест, слова или действие порождает какую-то реакцию.

4. Познавательный процесс проходит лучше всего, когда познание является результатом каждодневного опыта.

5. Познавательный процесс у детей проходит посредством игры. Именно через игру младенец исследует мир, измеряет собственные возможности и получает новый опыт и новые ощущения.

Индивидуальный подход означает, что при ежедневном нахождении ребёнка в группе я учитываю потребности каждого реб нка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, е интерьер, способствуют развитию каждого из детей, все предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Здесь моя работа как воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которых я наблюдаю за реб нком, определяю, на какой стадии тот находится, и в соответствии с этим предпринимаю те или иные действия. При этом дети приобретают социальный опыт поведения, компетентность и самоуважение, появляется готовность браться за ещ более трудные задачи.

Индивидуализация – это ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Среда группы организована в виде разграниченных центров с учётом возрастных особенностей детей, которая позволяет выбирать детям интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.

1. Центр сенсорики

2. Центр сюжетно-ролевых игр обеспечивающий организацию

самостоятельных сюжетно- ролевых игр;

А) Дом, семейный центр

Б) Поликлиника

В) Парикмахерская

Г) Гараж и мастерская

3. Центр познания природы обеспечивает решение задач познавательно –

исследовательской деятельности детей;

4. Центр книги, библиотека обеспечивающий развитие дошкольников в

художественном слове.

5. Центр художественно-эстетического творчества обеспечивает решение

задач активизации творчества детей (театрализованные, музыкальные игры и

импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

6. Центр логики и математики

7. Центр правил дорожного движения

8. Центр двигательной активности обеспечивающий двигательную

активность и организацию здоровье сберегающую деятельность детей).

9. Центр конструирования.

10. Уголок уединения.

Размещенное оборудование организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В нашей группе индивидуализированное обучение происходит на нескольких уровнях.

Индивидуализация подгруппы внутри группы детей одного возраста

Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.

Важно внимательно наблюдать за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае я должна ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.

При индивидуализации образования с детьми раннего возраста опираюсь на ряд методов: метод гибкости, метод отбора материала, метод наблюдения.

Индивидуализация обучения и воспитания невозможна без оценки ситуации и перспектив развития ребенка.

Методом получения информации о развитии ребенка является педагогическое наблюдение.

Провожу диагностику по картам нервно – психического развития, которые обеспечивают прослеживание динамики развития воспитанника.

Не все дети одинаково развиваются и при выполнении определенных операций испытывают трудности. Стараюсь проявлять гибкость (индивидуальный подход) в инициированной мною деятельности.

Кому-то покажу, как правильно держать кисть, кому-то как набрать краску, а кому-то как взять стул, что бы удобнее было его нести.

1. Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей проявляют большой интерес к музыкальной или физической деятельности.

2. Индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие - либо серьезные особенности развития.

3. Спонтанная индивидуализация. Индивидуализация обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, я использую представившуюся возможность и индивидуально реагирую на каждого ребенка (или на небольшие группы детей).

Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от нас терпения и бесконечных творческих поисков.

А так же соблюдения ряда условий:

-наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели

- тщательный отбор материалов.

Большинство используемых материалов должны иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных.

Например, задания на развитие графических навыков малыша. Одно задание - провести прямую линию, другое – провести волнистую линию, третье – обвести предмет: гриб, ёлочку, листик.

Или пазлы с разным количеством элементов и разного размера. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы.

- обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности.

Например, во время лепки мостика через ручей. Одни дети сделали мост из трех бревен, другие - из шести. Цветы тоже получились разные.

-«свободный вход» и «свободный выход» детей из деятельности, уважая ребенка, его состояние, настроение мы предоставляем ему возможность выбора – участвовать или не участвовать, вместе с другими детьми в совместном деле.

-Взаимодействие с семьями воспитанников. Работа с семь й – это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи.

В индивидуальных беседах с родителями узнаю об особенностях, склонностях и интересах детей. Рассказываю, что происходило в течение дня, какие трудности или достижения были у ребенка. По возможности сообщаю о малыше в личной переписке в Вайбере.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса, организованного в группе, позволяет нам:

1. обеспечить эмоциональное благополучие воспитанников через общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;

2. поддерживать индивидуальность и инициативу воспитанников, их самостоятельность;

3. создать в группе позитивный, доброжелательный микроклимат, развивать коммуникативные способности детей, формировать первичные навыки взаимодействия со сверстниками;

4. организовать образовательный процесс в соответствии с принципом вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками;

5. взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Проблема индивидуализации творческая и на все случаи рецептов нет.

Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю.

Таким образом,

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

Позиция ребенка осваивающего мир изначальна творческая. Наблюдая и подражая взрослым он делает выбор, что и это создает предпосылки и почву индивидуализации обучения и учения.

Получается» инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий ребенок

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Фотоотчёт о проведении «Педагогической студии «Индивидуализация образовательного процесса»Фотоотчёт о проведении «Педагогической студии «Индивидуализация образовательного процесса» Педагогическая студия - элемент методической системы города (городское методическое объединение, объединяющий творчески работающих педагогов.

Фотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группеФотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение индивидуализации образовательного процесса у детей раннего возраста
Опубликовано: 19 февраля 2025 в 12:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обеспечение индивидуализации образовательного процесса у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Николаева (УИ 428196) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД