Оксана Лавриненко
О важности сохранения народных традиций в патриотическом воспитании подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы
Очевидно, что сегодня одной из наиболее актуальных задач нашего общества является обращение к истокам народного искусства, традициям и обычаям русского народа. Сегодня в России существует кризис воспитания молодого поколения. Связь между старшим поколением и молодыми стала гораздо слабее, традиции утрачивают свое значение. В такой ситуации важно вернуть преемственность поколений, дать детям нравственные принципы и научить их уважительно относиться к своим корням, к памяти предков. Особенно ценно сегодня привить детям любовь к русской культуре, познакомить их с истоками, традициями, обычаями и обрядами. Народные традиции играют в этом важную роль. Давайте рассмотрим, что же можно отнести к народным традициям.
Публикация «О важности сохранения народных традиций в патриотическом воспитании подрастающего поколения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Слово "традиция" происходит из латинского языка и означает "передача" - то, что передается от одного поколения к другому. В свою очередь, традиция может включать в себя такие элементы, как общественные нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и другие установки. Русские народные традиции являются неотъемлемой частью культурного наследия народа и приносят большую пользу детям, помогая им научиться организации и самоконтролю своей жизнедеятельности, формированию социально значимых навыков и способностей. К народным традициям можно отнести такие явления, как праздники, обряды, обычаи, игры.
В народной педагогике все элементы народной культуры, такие как фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки и праздники, играют важную роль в воспитании детей, передавая основные нравственные правила и идеалы, нормы общения и человеческие отношения. Они отражают также мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; рассказывают историю народа в виде эпосов, летописей и устного творчества. Кроме того, народные игры отражают образ жизни людей, особенности их труда, быта и устоев, а также стремление к сильным, выносливым, ловким, творческим, умным и смелым людям, победителям. Игра, в свою очередь, сопровождает жизнь ребенка, доставляя радость и эмоциональный подъем, способствуя формированию навыков и характеру, являясь важным инструментом воспитания.
Русские народные игры хранят колорит народных обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, форм и содержания разговорных текстов.
Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.
- Заяц белый, куда бегал?
- В лес зеленый.
- Что там делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон!
Игра всегда была значимым элементом в жизни ребенка, помогая ему учиться находить выход из сложных ситуаций, быстро принимать решения, проявлять инициативу и другие важные качества, которые необходимы в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, объединяющей духовное богатство и физическое совершенство.
Русский фольклор является одним из важнейших средств народной педагогики. Сконцентрировавшись в произведениях устного народного творчества, глубокая народная мудрость оттачивалась веками. Русские люди верили, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.
Пчелы гудят-
В поле летят.
С поля идут-
Медок несут.
Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.
Сочетание слова с музыкой и движением придавало еще большую силу последним. Поэтому песня, музыкальные инструменты, ритмические пляски и притопывания имели огромное значение в народных традициях. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство и изобилие, а действия, которые сопровождали их, изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.
Весна, весна красная!
Приди весна с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
С самого начала своей жизни ребенок окружался словом и музыкой. Колыбельные песни и потешки помогали создать гармоничный музыкально-поэтический настрой.
Люли-люли-люленьки,
Где вы, где вы гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели в изголовьице…
Спи-ка на здоровьице!
Стали гули ворковать
Стал Ванюша засыпать.
В народном творчестве можно найти множество детских сказок, былин, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок. Сказки, кроме того, играют важную роль в воспитании детей, чему свидетельствует педагогическая ценность сказок, подкрепленная вековой жизненной практикой. Знакомство с народными сказками должно быть обязательной частью обучения и воспитания каждого ребенка.
Многие народные сказки призывают к вере в торжество правды и победу добра над злом. Оптимизм, присутствующий в сказках, особенно привлекает детей и увеличивает их восприимчивость к урокам воспитания.
Одной из важных особенностей сказок является образность. Герой часто выделяется своими основными качествами, такими как отвага, трудолюбие и остроумие, а также физическая сила, смелость и мужество. Забавные и курьёзные ситуации также делают сказки привлекательными для детей.
Дети обычно очень любят загадки, которые представляют собой короткое, но затейливое описание предмета или явления, созданное для проверки сообразительности и развития догадливости ребенка, а также для раскрытия перед ним красот и богатств окружающего мира.
Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)
Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)
Скороговорки – это упражнения, которые помогают развивать фонематический слух у детей и учат их точно произносить трудные словосочетания. Они играют важную роль в обучении ребенка правильному произношению и являются эффективным инструментом развития речи.
На горе, на пригорке
Жили тридцать три Егорки.
Из-за леса, из-за гор
Едет к ним еще Егор.
Среди всех жанров народного творчества, пословицы и поговорки наиболее полно и разносторонне отражают народную жизнь. В них содержится множество практических советов по различным аспектам жизни, таким как трудовое воспитание, борьба с праздностью и леностью, а также много другого материала, полезного для практического использования: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь», «Землю красит солнце, а человека труд», «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Поспешишь – людей насмешишь».
Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине: «Родина - мать, умей за нее постоять», «Человек без родины - соловей без песни».
Большая часть пословиц обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию : «Не одежда человека красит, а его добрые дела», «Как аукнется, так и откликнется», «Жизнь дана на добрые дела»
Песни, танцы, игры и загадки объединялись в народных праздниках.
В России каждый народный праздник сопровождается традиционными обрядами и песнями, которые чаще всего возникли еще в языческие времена и до наших дней сохранились в виде увеселений и обычаев. Такие праздники играют важную роль в сплочении людей и соединении поколений. Через обряды передаются знания о мире, такие как причинные зависимости и свойства природных явлений. Многие языческие праздники и обряды были перенесены в церковный календарь и переплелись с событиями, отмечаемыми Церковью, например, Святки и праздник Ивана Купалы.
В России праздничный день обычно начинался с торжественной службы в церкви и продолжался на улицах, полях и лужайках. Во время праздника под аккомпанемент свирелей, балалаек и гармоней проводили хороводы, пели, танцевали и устраивали игры. Особенно популярными праздниками были Пасха, Рождество, Новый год и Масленица. Несмотря на то, что детские праздники как таковые не существовали, дети участвовали в общей праздничной атмосфере и веселились вместе со взрослыми.
Народные традиции имеют огромную ценность, и их потеря не может быть заменена материальными благами. Традиции - это хранители уникальной народной культуры, которая передается из поколения в поколение. Если народ потеряет свои традиции, станет под сомнение само его существование.