Папки-передвижки

О важности сохранения народных традиций в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Оксана Лавриненко
О важности сохранения народных традиций в патриотическом воспитании подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы

Очевидно, что сегодня одной из наиболее актуальных задач нашего общества является обращение к истокам народного искусства, традициям и обычаям русского народа. Сегодня в России существует кризис воспитания молодого поколения. Связь между старшим поколением и молодыми стала гораздо слабее, традиции утрачивают свое значение. В такой ситуации важно вернуть преемственность поколений, дать детям нравственные принципы и научить их уважительно относиться к своим корням, к памяти предков. Особенно ценно сегодня привить детям любовь к русской культуре, познакомить их с истоками, традициями, обычаями и обрядами. Народные традиции играют в этом важную роль. Давайте рассмотрим, что же можно отнести к народным традициям.

Публикация «О важности сохранения народных традиций в патриотическом воспитании подрастающего поколения» размещена в разделах

Слово "традиция" происходит из латинского языка и означает "передача" - то, что передается от одного поколения к другому. В свою очередь, традиция может включать в себя такие элементы, как общественные нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и другие установки. Русские народные традиции являются неотъемлемой частью культурного наследия народа и приносят большую пользу детям, помогая им научиться организации и самоконтролю своей жизнедеятельности, формированию социально значимых навыков и способностей. К народным традициям можно отнести такие явления, как праздники, обряды, обычаи, игры.

В народной педагогике все элементы народной культуры, такие как фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки и праздники, играют важную роль в воспитании детей, передавая основные нравственные правила и идеалы, нормы общения и человеческие отношения. Они отражают также мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; рассказывают историю народа в виде эпосов, летописей и устного творчества. Кроме того, народные игры отражают образ жизни людей, особенности их труда, быта и устоев, а также стремление к сильным, выносливым, ловким, творческим, умным и смелым людям, победителям. Игра, в свою очередь, сопровождает жизнь ребенка, доставляя радость и эмоциональный подъем, способствуя формированию навыков и характеру, являясь важным инструментом воспитания.

Русские народные игры хранят колорит народных обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, форм и содержания разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.

- Заяц белый, куда бегал?

- В лес зеленый.

- Что там делал?

- Лыки драл.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Кто украл?

- Родион.

- Выйди вон!

Игра всегда была значимым элементом в жизни ребенка, помогая ему учиться находить выход из сложных ситуаций, быстро принимать решения, проявлять инициативу и другие важные качества, которые необходимы в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, объединяющей духовное богатство и физическое совершенство.

Русский фольклор является одним из важнейших средств народной педагогики. Сконцентрировавшись в произведениях устного народного творчества, глубокая народная мудрость оттачивалась веками. Русские люди верили, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Пчелы гудят-

В поле летят.

С поля идут-

Медок несут.

Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.

Сочетание слова с музыкой и движением придавало еще большую силу последним. Поэтому песня, музыкальные инструменты, ритмические пляски и притопывания имели огромное значение в народных традициях. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство и изобилие, а действия, которые сопровождали их, изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

С самого начала своей жизни ребенок окружался словом и музыкой. Колыбельные песни и потешки помогали создать гармоничный музыкально-поэтический настрой.

Люли-люли-люленьки,

Где вы, где вы гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать

Люли-люли-люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели в изголовьице…

Спи-ка на здоровьице!

Стали гули ворковать

Стал Ванюша засыпать.

В народном творчестве можно найти множество детских сказок, былин, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок. Сказки, кроме того, играют важную роль в воспитании детей, чему свидетельствует педагогическая ценность сказок, подкрепленная вековой жизненной практикой. Знакомство с народными сказками должно быть обязательной частью обучения и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки призывают к вере в торжество правды и победу добра над злом. Оптимизм, присутствующий в сказках, особенно привлекает детей и увеличивает их восприимчивость к урокам воспитания.

Одной из важных особенностей сказок является образность. Герой часто выделяется своими основными качествами, такими как отвага, трудолюбие и остроумие, а также физическая сила, смелость и мужество. Забавные и курьёзные ситуации также делают сказки привлекательными для детей.

Дети обычно очень любят загадки, которые представляют собой короткое, но затейливое описание предмета или явления, созданное для проверки сообразительности и развития догадливости ребенка, а также для раскрытия перед ним красот и богатств окружающего мира.

Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)

Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)

Скороговорки – это упражнения, которые помогают развивать фонематический слух у детей и учат их точно произносить трудные словосочетания. Они играют важную роль в обучении ребенка правильному произношению и являются эффективным инструментом развития речи.

На горе, на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

Из-за леса, из-за гор

Едет к ним еще Егор.

Среди всех жанров народного творчества, пословицы и поговорки наиболее полно и разносторонне отражают народную жизнь. В них содержится множество практических советов по различным аспектам жизни, таким как трудовое воспитание, борьба с праздностью и леностью, а также много другого материала, полезного для практического использования: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь», «Землю красит солнце, а человека труд», «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Поспешишь – людей насмешишь».

Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине: «Родина - мать, умей за нее постоять», «Человек без родины - соловей без песни».

Большая часть пословиц обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию : «Не одежда человека красит, а его добрые дела», «Как аукнется, так и откликнется», «Жизнь дана на добрые дела»

Песни, танцы, игры и загадки объединялись в народных праздниках.

В России каждый народный праздник сопровождается традиционными обрядами и песнями, которые чаще всего возникли еще в языческие времена и до наших дней сохранились в виде увеселений и обычаев. Такие праздники играют важную роль в сплочении людей и соединении поколений. Через обряды передаются знания о мире, такие как причинные зависимости и свойства природных явлений. Многие языческие праздники и обряды были перенесены в церковный календарь и переплелись с событиями, отмечаемыми Церковью, например, Святки и праздник Ивана Купалы.

В России праздничный день обычно начинался с торжественной службы в церкви и продолжался на улицах, полях и лужайках. Во время праздника под аккомпанемент свирелей, балалаек и гармоней проводили хороводы, пели, танцевали и устраивали игры. Особенно популярными праздниками были Пасха, Рождество, Новый год и Масленица. Несмотря на то, что детские праздники как таковые не существовали, дети участвовали в общей праздничной атмосфере и веселились вместе со взрослыми.

Народные традиции имеют огромную ценность, и их потеря не может быть заменена материальными благами. Традиции - это хранители уникальной народной культуры, которая передается из поколения в поколение. Если народ потеряет свои традиции, станет под сомнение само его существование.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка»Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка» Цель собрания - определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; - предложить практические рекомендации по формированию семейных.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Круглый стол с родителями «Поговорим о патриотическом воспитании» (Старшая группа) Цель : Познакомить родителей с особой ролью семьи в патриотическом воспитании дошкольников, определить совместно способы.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть.Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 частьПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер - классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традицийСовместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традиций Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи.

Значение педагогических проектов в патриотическом воспитании младших дошкольниковЗначение педагогических проектов в патриотическом воспитании младших дошкольников У родителей и воспитателей одна общая задача – воспитание ребенка. Сотрудничество педагога с родителями делает образовательный процесс полноценным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О важности сохранения народных традиций в патриотическом воспитании подрастающего поколения
Опубликовано: 5 мая 2023 в 10:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «О важности сохранения народных традиций в патриотическом воспитании подрастающего поколения» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Лавриненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД