Горбунова Мария
О современном ребенке и современных родителях в 21 веке
▼ Скачать
Тема моей публикации «О современном ребенке и современных родителях в 21 веке». В настоящее время - современные дети очень сильно отличаются от дошкольников середины и конца 20 века. Мир и информационное пространство в нем поменялись настолько сильно и стремительно, что это стало заметно даже по маленьким детям.
Современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывает влияние все признаки настоящего времени. Современный ребенок – маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше достойнее красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, в своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности – они с уверенностью смотрят в будущее.
Публикация «О современном ребенке и современных родителях в 21 веке» размещена в разделах
Что говорят специалисты детской психологии о современных детях?
Они обладают повышенной активностью, высокой тревожностью и возбудимостью, агрессивностью, неусидчивостью, большим объемом долговременной памяти, но плохо умеют сосредотачиваться в течение длительного времени.
Современные дошкольники во многом более настойчивы и требовательны к своим родителям, они умеют размышлять над смыслом действий и не желают выполнять бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе и охотнее проявляют эмоции, но в то же время они слабее здоровьем, обладают подчас целым рядом заболеваний, которыми раньше дети не болели. Многочисленные изменения в обществе привели к изменения и в поведении детей дошкольного возраста. В настоящее время родители серьезнее подходят к развитию своих детей, поэтому ребенок уже в раннем возрасте начинает показывать повышенную тягу к знаниям и впитывать информацию, которая еще 20 лет назад была недоступна для детей его возраста. Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но в отличии от сверстников прошлых лет он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Современные дошкольники в возрасте 3-4 лет способны решать логические задачи, которые раньше задавали детям 4-5 летнего возраста. Сдвинулось и время психологических кризисов у детей дошкольного возраста: кризис 3 лет теперь наступает на год-два позже, тогда как кризис, который ранее наступал у ребенка перед поступлением в школу, теперь проходит у детей 7-8 лет.
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилось и тесно связана с возможностями родителей. Уже с малых лет ребенок окружен телевизором, радио, кино, компьютерными играми, интернетом, он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон, учится обращаться с ними, но зачастую приобретает неусидчивость, неустойчивое внимание, неспособность долгое время сосредоточенно заниматься одним делом. Современные дети могут одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас неспособны усидеть на месте во время разговора.
Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Однако, благодаря современным учебным и компьютерным технологиям, психика ребенка становится неустойчивой. Он каждый день сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый организм такое выдержит.
Что можно сказать о современных родителях, кто они? Несмотря на то, что существует цифровой разрыв поколений, современные родители тоже становятся другими. Появление новых технологий привело нас к тому, что родители во многом не могут передать свой опыт жизни ребенку. Оказалось, что детство современных детей уникально. Такого детства еще не было ни у кого: детства со всевозможными новинками технического прогресса.
Современный родитель кто он? Тот, кто воспитывает детей по- современному. Беря информацию о воспитании детей чаще всего из интернета, и впитывая ее из совершенно противоречивых источников, мамы и папы, еще до рождения младенца пытаются написать что-то вроде сценария его будущей жизни. И, безусловно, лучший сценарий — как вырастить гения. Ординарные родители желают иметь неординарных детей, «растворяясь» в ролях, по их мнению, идеальных родителей, забывая о нюансах собственной жизни и не зная о существовании педагогической науки, воспитывают своих детей интуитивно.
Нынешним родителям, хочется, чтобы дети росли яркими, творческими личностями, умели принимать самостоятельные решения и преодолевать возникающие сложности. Однако современный родитель лишает ребенка самостоятельности. В тот возрастной период – 3 года, когда самостоятельность начинает стремительно провялятся. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет : "Я сам!". В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Поддержка со стороны родителей должна осуществляться корректно без акцента на беспомощность, без унижения достоинства. Если поддержка незаметна и своевременна, то в структуре личности закрепляется первый элемент самостоятельности – потребность в целесообразных, нормативных действиях, имеющих на выходе практический результат, обладающий общественной значимостью, культурным смыслом. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности, а не препятствовать этому стремлению. Как зачастую это делают современные родители. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: "Не мешай!", "Отойди", "Ты еще маленький, не справишься, я сам (а) все сделаю" и т. д. Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка
Родители стремятся отдать своих детей в государственные детские сады, где они будут получать гарантированное дошкольное образование в соответствии с современными стандартами. Многие современные семьи – заказчики образовательной услуги – ждут «накачки» своих детей знаниями, умениями, различными компетенциями, чтобы их чадо было конкурентоспособно при поступлении в школу, и далее – при отборе в ВУЗ, на престижную работу. В том, что родители ищут лучшие варианты развития и воспитания своих детей, ничего нового, конечно, нет. Новизна заключается в том, что они боятся неправильного выбора пути развития своего ребенка. Как только ребенок попадает в дошкольное учреждение участие родителей в воспитании и развитие ребенка ограничивается. У них появляется такое мнение, что в детском саду его всему научат и обучат. Но все -же главными воспитателями ребенка являются родители!
Детский сад – это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!
На мгновение представите себе такую ситуацию. Серое утро. Солнце еще нет: Сережа встает и с надеждой бросает взгляд на дверь в мамину - папину спальню. Но туда не идет, потому что знает, что там никого нет. Они уже ушли на работу. Сережа равнодушно и сонно подает ножки и ручки бабушке, которая его одевает, позволяет отнести себя в ванную и умыть. Бабушка все время, что- то говорит, просит, требует, рассказывает. Но Сережа не слышит ее. Ему одиноко. Потом Сережа приходит в детский садик, который встречает его веселыми детскими голосами. Он оставляет позади серое и одинокое утро. Вечером приходит мама, а Сережа будто не замечает ее играет в машинки, и не торопиться к ней. Маме даже иногда кажется, что Сережа любит садик больше чем ее. Маме обидно. Тогда она начинает уговаривать ребенка идти домой, начинает запугивать его, что уйдет одна, в ее голосе слышится раздражение. Заканчивается все это вытаскиванием Сережи из группы,одеванием в полускандальной атмосфере и испорченным маминым настроением. Согласитесь, картина получилась безрадостная. Но если посмотреть на это с другой стороны, а точнее с профессиональной со стороны педагога. Ребенок просто хочет, чтоб родитель обратил на него свое внимание, он тянет время, чтобы побыть с мамой с родной, с самой любимой. Он хочет чтоб мама, расспросила воспитательницу о нем, как это делает бабушка. О его успехах, о достижениях, как он спал, как ел, с кем дружит, как хорошо рисует. А нынешние родители, у которых так мало времени на общение с ребенком не замечают это в силу своей занятости и недостаточно высоким уровнем педагогической культуры. Давайте рассмотрим, что представляет собой педагогическая культура родителей и ее недостатки.
Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им находить верные решения и избегать ошибок в семейном воспитании и в нестандартных ситуациях. Недостатки этой культуры исследователи отмечают следующие: во первых, это забота о материальном благополучии в ущерб воспитания, во вторых это доминированный процесс над воспитанием, в третьих это использование вербальных методов и приемов воспитания (то есть то когда родитель читает лекцию ребенку, что такое хорошо, что такое дружба.). В четвертых это отсутствие единых в семье требований.
Если говорить о недостатках педагогической культуры родителей, хочется отметить и то, как повысить педагогическую культуру. В наше время множество форм работы с родителями, которые прописаны в программе. В своей статье я расскажу вам некоторые из них, которые я применяю в своей работе с родителями.
В период дошкольного детство - это нежный возраст, когда родитель открыт для общения с воспитателем. Мамы и папы очень заинтересованы в том, чтоб его ребенку было хорошо, и они испытывает огромную тревожность, расставаясь с ним на пороге детского сада, поэтому это тот благоприятный период для партнёрство с воспитателем.
Работая в дошкольном учреждение третий год, я поддерживаюсь таким правилом. Взаимоотношение воспитателя и родителя должны строиться на основе доверия друг к дргу. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников. У педагогов и родителей есть единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Первые два года моей работы я получала педагогическое образование и вот здесь я испытывала трудности в общении с родителями. Не ощущая себя достаточно квалифицированным специалистом, я не могла, а точнее боялась давать родителям консультации, рекомендации. Мои беседы с родителями проходили на тему о том, как ребенок ел, спал, его поведение и т д. Но так как я сама мама и очень люблю детей, и свою профессию я понимаю важность того чтоб родителям говорилось не только поведенческие моменты, а развитии самого ребенка. Повторюсь о моем правиле, которого я поддерживаюсь до сих пор – партнерство с родителями строится на доверии и взаимопомощи друг другу.
В зависимости от социального статуса, образования, возраста родителей (эти данные были получены в ходе написание рабочей программы группы) я подбираю различные формы работы с родителями по реализации образовательной программы.
Формы взаимодействие с родителями
1. Информационно- аналитическая
Начиная взаимодействие необходимо использовать обратную связь, тут я выбираю две формы работы тестирование и анкетирование
Тестирование В своей работе с родителями я не часто использую тестирование, но с одним из тестов хочу с вами поделиться. Его я применяю для знакомство с ними. Это психогеометрический тест, разработала его специалист социальной психологии в США Сьюзен Делленгер, который позволяет определить личность человека, основные черты характера и особенности поведения с точностью 85%. Этот тест очень прост, для родителей из пяти геометрических фигур выбрать одну. Результаты которого мы обсуждаем, зачитываем на собрании. Свои результаты я также зачитываю родителям, это позволяет мне показать доверие с моей стороны к ним. Источник: книга Светланы Лободиной «Как развить способности ребенка» стр171
Анкетирование Педагогично составленная анкета и опросники благоприятно влияет на взаимоотношение родителей и воспитателей. Родители будут больше доверяться воспитателю. Вы спросите меня, что это за анкеты.
Для меня хорошо составленная анкета: это
1. Анонимность на уровне «х и 0; «+и-»
2. Вопрос, и к нему 2-3 ответа, которые больше интересуют меня как педагога. Я категорично против от пункта «другое» и уйму вопросов, которые будут отнимать драгоценное время у родителей. У современных родителей нет времени на писанину. Иногда я родителям разрешаю брать домой анкеты и опросники, где дома они спокойно сами считают баллы и читают вывод. Вспомните когда мы приходим в какое ни будь государственное учреждение, что то оформить, сколько надо всего написать заполнить «кучу» бланков, договоров. И подчас мы испытываем недовольство, что потеряли столько времени. Так и наши родители. Поэтому я стараюсь четко ставить цель перед собой, что я хочу узнать из этой анкеты. Тем самым мы для себя облегчаем работу и родителей не задерживаем.
2. Наглядно – информационные Папка –передвижка Это традиционная форма работы. Папка передвижка – это в которой собрана информация по одной из проблем дошкольников (то есть в папке должна быть одна проблема и не больше). Также я разрешаю брать папку передвижку родителям домой.
Материал к написанию папки – передвижки подбираю так, чтоб он обогащал знания и навыки родителей. То есть сухой теории не должно быть, научных формулировок, книжных фактов об абстрактном ребенке. Я не пишу таких фраз как ребенок четвертого года жизни, я стараюсь использовать добрые, теплые слова по отношению к детям с которыми работаю например – наши дети, наши бусинки и т д. Это приятно и мне и родителям. Шрифт для печатание не менее 14-ти и более, легко читаемый. Информация не большая по объему, и стараюсь чтобы в ней выражалась моя искренняя заинтересованность к проблемам воспитания ребенка. Если говорить об обратной связи то в папку помещаю мнение родителей или вопросы, задаваемые и волнующие родителей. Фотографии которые помещаю в папку, это фотографии наших детей, ведь родители увидев своего ребенка на фотографии еще с большим интересом прочтут эту информацию. В материале и приведенных примерах конкретного ребенка его фамилию и имя я не пишу. В папке передвижке я иногда печатаю информацию о своем опыте и своих проблемах, с которыми столкнулась в воспитании своего собственного сына. Скажу вам честно, это привлекает родителей, наблюдается заинтересованность в них. Вот вам и взаимодействие, партнерство, сотрудничество, а главное доверие.
Познавательные Консультации Не буду много писать об этой форме, скажу только одно, чего я придерживаюсь при написании консультаций. Это крупный шрифт для легкого чтения. Небольшой объем информации. Я стараюсь писать информационный материала, который был взят из бесед с родителями, вопросы которые их волнуют, а также об успехах наших детей.
Говорить и писать можно много о формах с родителями. Я описала лишь самые традиционные и распространё нные Наглядно-информационные формы работы: выставки детских работ, фотомонтажи, дни открытых дверей, реклама книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания, педагогические информационные стенды ("Уголки для родителей", папки – передвижки с материалами по различным вопросам. Традиционные формы помогают организовать содержательную и целенаправленную работу с родителями.
Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности это:
• ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;
• использование этих форм не всегда способствует возникновению интереса у родителей к вопросам педагогики и психологии детей.
Сегодня большинство родителей заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И тогда на помощь приходят нетрадиционные формы сотрудничества- компьютерные технологии. Такие современные технологии помогают разнообразить и усовершенствовать партнерства с родителями. Эти формы успешно входят в жизнь дошкольных учреждений. Как отмечает О. Л. Зверева, они построены по типу развлекательных игр или телепрограмм и направлены на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов. Смысл нетрадиционной работы педагогов с родителями – не только в установлении контактов, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи.
Своим родителям я дала электронный адрес своей почты, который помогает мне в работе с ними. Это очень удобно. Например, я знаю, какие дети заболели за выходные дни, сколько приблизительно будет детей. Это позволяет мне спланировать свой педагогический процесс на начало недели. Такая форма работы нравится и мне и родителям. Даже спустя время после окончания детского сада, связь семьи не теряется, мы продолжаем общаться благодаря новейшим технологиям.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы и традиционных позволило мне решить те задачи, которые я перед собой ставила. Работа продолжается.