Светлана Долгих
Занятие по восприятию художественной литературы «О мухе-надоеде, или для чего нужны хвосты» по сказке В. В. Бианки «Хвосты»
▼ Скачать + Заказать документы
«О мухе-надоеде или для чего нужны хвосты»
Возрастная группа – старшая группа, дети 5-6 лет.
Цель занятия: Познакомить детей с рассказом Бианки «Хвосты»; способствовать развитию восприятия и понимания текста произведения, развитию диалогической речи.
Задачи занятия:
Обучающие.
- Создать у детей мотивацию для слушания произведения Бианки «Хвосты».
- Познакомить с рассказом. Формировать умение слушать текст без наглядного сопровождения, понимать содержание прочитанного.
- Способствовать пополнению словарного запаса (слова брюхоног, оленуха, надоеда).
Публикация «Занятие по восприятию художественной литературы „О мухе-надоеде, или для чего нужны хвосты“ по сказке В, В, Бианки „Хвосты“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Муха
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Хвосты. Все про хвостики
- Темочки
- Формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос.
- Дать детям (на примере хвоста) представления о приспособленности животных к среде обитания.
- Формировать умения делать выводы, строить умозаключения на основе прослушанного произведения.
Развивающие.
- Способствовать развитию связной речи.
- Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные.
- Воспитывать интерес к художественной литературе.
- Закрепить умение внимательно слушать ответы своих товарищей, дополнять их.
-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Обоснование выбора литературного произведения В. В. Бианки исходя из имеющейся воспитательной проблемы или познавательного дефицита.
Произведение Бианки «Хвосты» даёт детям на примере нескольких обитателей дикой природы научные знания о природе – о существовании и способах использования своих хвостов.
Писатель помогает понять детям, что в природе всё разумно устроено, всё имеет своё значение, выполняет свою определённую функцию.
В то же время, глядя на главную героиню сказки – муху – дети начинают понимать, что такие отрицательные черты характера, как глупость, наивность, лень и надоедливость мешают окружающим, вызывают у них недоумение и раздражение, что излишняя назойливость может привести к печальным последствиям.
Обоснование применения на занятии дополнительных и наглядных материалов, в том числе электронных средств.
На занятии используется наглядный материал:
- Карточки с изображением хвостов животных.
Цель: уточнение и закрепление знаний о диких животных; развития умения анализировать, сравнивать.
- Карточки с изображением диких животных и символами, уточняющими назначение определённой части тела животного (хвоста).
Цель: расширение представления детей о функциях хвоста, как очень важной части тела животного.
- Электронные ресурсы – презентация к занятию.
Цель: вовлечь в тему занятия, мотивировать на ознакомление с рассказом; умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию рассказа с опорой на иллюстрации.
Ход занятия.
Вводная часть – 5 минут
Цель: привлечь внимание детей, настроить на предстоящую деятельность.
Воспитатель:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю всем вам «Привет!»
Улыбнитесь мне в ответ.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Дети встают в круг, здороваются. Выполняют движения в соответствии с текстом.
- Ребята, а вы сегодня ничего необычного не заметили в группе?
Оглядывают группу, замечают на окне коробку, сообщают об этом воспитателю.
- Я тоже заметила эту коробку, хотела посмотреть, а она как зажужжит, я и трогать её не стала. Что же это может быть?
Дети рассматривают коробку вместе с воспитателем.
Голос: И долго будете на неё смотреть! Лучше помогите выбрать.
Дети пытаются разглядеть, кто с ними разговаривает.
Воспитатель: Вы кто? Где вы?
Голос: Да я, муха. (Появляется на ширме игрушка мухи). Это моя коробка, я её принесла. Можете открыть и посмотреть.
Воспитатель открывает коробку, достаёт из неё картинки с изображением слизняка, хвостов рыбы, рака, дятла, оленя, лисы, коровы.
Воспитатель: Ребята, что это такое, как вы думаете?
Дети: Это хвосты.
Игровое упражнение «Чей хвост?»
Цель: умение узнавать животное по неполному изображению; развитие внимания, логического мышления, связной речи.
Воспитатель: Чьи же это хвосты? Помогите мне разобраться.
Дети выполняют задание. Разбирают карточки, описывают изображение и называют животное.
Основная часть – 15 минут
Цель: Познакомить с рассказом. Формировать умение слушать текст без наглядного сопровождения, понимать содержание прочитанного.
Воспитатель: Муха, а зачем тебе эти хвосты? Что ты с ними будешь делать?
Муха: Как что? У всех зверей хвосты есть, одна я без хвоста живу.
Воспитатель: Да зачем он тебе?
Муха: Зачем, зачем, чтобы красивой быть!
Воспитатель: Ребята, вы согласны с мухой? Вы как думаете, зачем зверям хвосты?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, я предлагаю вам всем, и тебе, муха, послушать рассказ - сказку писателя Виталия Бианки «Хвосты».
Воспитатель показывает портрет писателя.
Воспитатель: Это Виталий Витальевич Бианки. В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения. С детства он наблюдал за природой, жизнью животных и свои наблюдения записывал в тетрадь, а потом стал писать рассказы и сказки о жизни животных, о природе.
Рассматривают портрет. Слушают.
Одну из его сказок я вам сейчас прочитаю. Рассаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно.
Словарная работа.
Цель: Способствовать пополнению словарного запаса (слова брюхоног, оленуха, надоеда).
Воспитатель: ребята, в рассказе встретятся такие слова: брюхоног, оленуха, надоеда. Как вы их понимаете?
- Что означает слово брюхоног?
Пытаются дать ответ.
Брюхоног – это животное, у которого на брюшной стороне находится мускулистая нога, позволяющая ему передвигаться. Это разные улитки, слизни.
- А кто такая оленуха?
Дети: мама оленят – олениха.
- А как вы понимаете значение слова надоеда?
Дети: надоеда – это тот, кто постоянно пристаёт к кому-нибудь с чем-то, надоедает.
Воспитатель: А теперь слушайте внимательно и попытайтесь понять, почему Виталий Бианки назвал свой рассказ- сказку «Хвосты».
Чтение сказки Бианки «Хвосты»
Воспитатель: Вы внимательно слушали и вижу, что немного подустали. Прежде чем отвечать на вопросы, предлагаю немного поразмяться.
Физкультминутка.
Цель: Предупреждение утомляемости; снятие напряжения, восстановление работоспособности.
Потянулась, улыбнулась,
Росой умылась,
Изящно покружилась.
Нагнулась, присела
И дальше полетела.
Зажужжала муха громко: Ж-Ж-Ж!
Распугала всех в округе: Ж-Ж-Ж!
Тише, муха, не шуми,
А тихонечко жужжи: ж-ж-ж!
Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют упражнения на развитие силы голоса.
Беседа по содержанию прочитанного.
Цель: Формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос.
Дать детям (на примере хвоста) представления о приспособленности животных к среде обитания. Формировать умения делать выводы, строить умозаключения на основе прослушанного произведения. Дать детям (на примере хвоста) представления о приспособленности животных к среде обитания. Формировать умения делать выводы, строить умозаключения на основе прослушанного произведения.
Воспитатель: Все размялись, отдохнули, а теперь прошу вас ответить на мои вопросы.
- Как вы думаете, кто главный герой рассказа?
Дети: муха
- К кому приставала муха?
Дети: к человеку
- Почему муха приставала именно к человеку? (если затрудняются ответить, воспитатель зачитывает соответствующую строчку из текста: Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать.)
Дети: он самый главный
- Что просила муха у человека?
Дети: хвост
- Зачем мухе был нужен хвост?
Дети: для красоты
- Что предложил человек мухе? (если затрудняются ответить, воспитатель зачитывает соответствующую строчку из текста: Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдёшь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю. )
Дети: спросить у других животных
- Отдали ли животные, к которым обращалась муха, свои хвосты?
Дети: нет
- Почему?
Дети: они им самим нужны
Игровое упражнение «Расставь картинки правильно».
Цель: Проверить, на сколько внимательно дети слушали текст произведения, запомнили последовательность происходящих событий; расширение представления детей о функциях хвоста, как очень важной части тела животного.
Воспитатель: на доске картинки с изображением животных, которые встречаются в рассказе. Расположите картинки животных в том порядке, в каком муха их встретила в рассказе.
- Кого муха увидела первым?
Дети: слизняка. Прикрепляют его изображение к доске.
- Отдал слизняк мухе свой хвост? Почему?
Дети: нет. У него нет хвоста.
- Найдите картинку с изображением слизняка. Переверните её. Что там изображено?
Переворачивают картинку, видят изображение ноги.
- Глядя на картинку, какой можно сделать вывод?
Дети: слизняк передвигается при помощи брюха.
- Кого вторым увидела муха? Отдала рыба свой хвост мухе? Почему? Найдите картинку с изображением хвоста рыбы, переверните её. Что там изображено? Какой можно сделать вывод?
Дети: Рыбу; хвост помогает рыбе плавать, он как руль для неё.
- Кого муха встретила после рыбы? Отдал рак свой хвост мухе? Почему? Найдите картинку с изображением хвоста рака, переверните её. Что там изображено? Какой можно сделать вывод?
Дети: Рака; хвост помогает раку плыть, он как весло для него – ударит рак хвостом по воде и плывёт.
- После рака муха встретила? Отдал дятел свой хвост мухе? Почему? Найдите картинку с изображением хвоста дятла, переверните её. Что там изображено? Какой можно сделать вывод?
Дети: Дятла; он на хвост опирается, когда дерево долбит, хвост как подпорка для него.
- Кто повстречался мухе после дятла? Отдала оленуха свой хвост мухе? Почему? Найдите картинку с изображением хвоста оленихи, переверните её. Что там изображено? Какой можно сделать вывод?
Дети: Оленуху: хвостиком машет, как платочкам, оленяткам дорогу в момент опасности показывает.
- После оленухи мухе повстречалась? Отдала лиса свой хвост мухе? Почему? Найдите картинку с изображением хвоста лисы, переверните её. Что там изображено? Какой можно сделать вывод?
Дети: Лису: лиса хвостом собак обманывает – хвостом в одну сторону махнёт, а сама в другую сторону бежит. А ещё, когда лиса спит, то хвостом, как одеялом, укрывается.
- Что же случилось с мухой в конце сказки?
Дети: Муха стала надоедать человеку, человек послал её к корове.
- Удалось ей получить хвост у коровы? Почему?
Дети: Корова хлестнула хвостом по спине и убила муху.
- А теперь попытайтесь ответить на главный вопрос: почему Виталий Бианки назвал свой рассказ «Хвосты», а не «Муха»?
Дети: Хвосты нужны не для красы, они помогают животным. Не надо быть надоедливым, как муха и приставать ко всем.
Воспитатель: главная мысль сказки в том, что в природе всё разумно устроено, всё имеет своё значение, приносит свою пользу, даже хвост. А если у кого-то и нет хвоста, то значит он ему не нужен. Но муха не хотела этого понять, потому что была упряма и надоедлива, поэтому за свою надоедливость и была наказана.
- А где же наша муха? Куда она делась? Видимо испугалась. Эх, муха-муха, ничего ты так и не поняла.
Рефлексия – 5 минут
Цель: Выяснить, как дети поняли главную мысль произведения, что нового узнали на занятии, было ли им всё понятно и интересно или что-то вызвало затруднение.
- Чему учит нас сказка «Хвосты»?
Дети: В природе всё важно, даже простой хвост имеет своё назначение. Нельзя быть вредным и назойливым.
Всем, конечно, скажем мы
Для чего нужны хвосты?
Хвост приделан у коров-
Мух гонять и комаров.
Рыбе, чтобы им грести,
Слизню – лучше чтоб ползти.
Дятлу хвост опорой служит,
И лисице хвост свой нужен,
Чтобы след свой заметать,
А ещё укрывшись спать.
Для всего нужны хвосты,
В том числе для красоты.
- А теперь прошу вас подойти к столу, выбрать кружок определённого цвета и расположить его рядом со светофором.
Красный сигнал светофора означает, что на занятии вы часто испытывали трудности, многое было непонятно; жёлтый сигнал означает, что испытывали некоторые затруднения, а зелёный сигнал означает, что всё вам было понятно, было интересно.
Дети выбирают кружки определённого цвета и размещают их рядом со светофором напротив сигнала, соответствующего выбранному цвету кружка.
Воспитатель выясняет у детей, которые выбрали красные и жёлтые кружки, что им было непонятно, вызвало у них затруднение.