МААМ-картинки

Занятие по восприятию художественной литературы «О мухе-надоеде, или для чего нужны хвосты» по сказке В. В. Бианки «Хвосты»

Светлана Долгих
Занятие по восприятию художественной литературы «О мухе-надоеде, или для чего нужны хвосты» по сказке В. В. Бианки «Хвосты»
▼ Скачать + Заказать документы

«О мухе-надоеде или для чего нужны хвосты»

Возрастная группа – старшая группа, дети 5-6 лет.

Цель занятия: Познакомить детей с рассказом Бианки «Хвосты»; способствовать развитию восприятия и понимания текста произведения, развитию диалогической речи.

Задачи занятия:

Обучающие.

- Создать у детей мотивацию для слушания произведения Бианки «Хвосты».

- Познакомить с рассказом. Формировать умение слушать текст без наглядного сопровождения, понимать содержание прочитанного.

- Способствовать пополнению словарного запаса (слова брюхоног, оленуха, надоеда).

Публикация «Занятие по восприятию художественной литературы „О мухе-надоеде, или для чего нужны хвосты“ по сказке В, В, Бианки „Хвосты“» размещена в разделах

- Формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос.

- Дать детям (на примере хвоста) представления о приспособленности животных к среде обитания.

- Формировать умения делать выводы, строить умозаключения на основе прослушанного произведения.

Развивающие.

- Способствовать развитию связной речи.

- Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные.

- Воспитывать интерес к художественной литературе.

- Закрепить умение внимательно слушать ответы своих товарищей, дополнять их.

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Обоснование выбора литературного произведения В. В. Бианки исходя из имеющейся воспитательной проблемы или познавательного дефицита.

Произведение Бианки «Хвосты» даёт детям на примере нескольких обитателей дикой природы научные знания о природе – о существовании и способах использования своих хвостов.

Писатель помогает понять детям, что в природе всё разумно устроено, всё имеет своё значение, выполняет свою определённую функцию.

В то же время, глядя на главную героиню сказки – муху – дети начинают понимать, что такие отрицательные черты характера, как глупость, наивность, лень и надоедливость мешают окружающим, вызывают у них недоумение и раздражение, что излишняя назойливость может привести к печальным последствиям.

Обоснование применения на занятии дополнительных и наглядных материалов, в том числе электронных средств.

На занятии используется наглядный материал:

- Карточки с изображением хвостов животных.

Цель: уточнение и закрепление знаний о диких животных; развития умения анализировать, сравнивать.

- Карточки с изображением диких животных и символами, уточняющими назначение определённой части тела животного (хвоста).

Цель: расширение представления детей о функциях хвоста, как очень важной части тела животного.

- Электронные ресурсы – презентация к занятию.

Цель: вовлечь в тему занятия, мотивировать на ознакомление с рассказом; умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию рассказа с опорой на иллюстрации.

Ход занятия.

Вводная часть – 5 минут

Цель: привлечь внимание детей, настроить на предстоящую деятельность.

Воспитатель:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю всем вам «Привет!»

Улыбнитесь мне в ответ.

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Дети встают в круг, здороваются. Выполняют движения в соответствии с текстом.

- Ребята, а вы сегодня ничего необычного не заметили в группе?

Оглядывают группу, замечают на окне коробку, сообщают об этом воспитателю.

- Я тоже заметила эту коробку, хотела посмотреть, а она как зажужжит, я и трогать её не стала. Что же это может быть?

Дети рассматривают коробку вместе с воспитателем.

Голос: И долго будете на неё смотреть! Лучше помогите выбрать.

Дети пытаются разглядеть, кто с ними разговаривает.

Воспитатель: Вы кто? Где вы?

Голос: Да я, муха. (Появляется на ширме игрушка мухи). Это моя коробка, я её принесла. Можете открыть и посмотреть.

Воспитатель открывает коробку, достаёт из неё картинки с изображением слизняка, хвостов рыбы, рака, дятла, оленя, лисы, коровы.

Воспитатель: Ребята, что это такое, как вы думаете?

Дети: Это хвосты.

Игровое упражнение «Чей хвост?»

Цель: умение узнавать животное по неполному изображению; развитие внимания, логического мышления, связной речи.

Воспитатель: Чьи же это хвосты? Помогите мне разобраться.

Дети выполняют задание. Разбирают карточки, описывают изображение и называют животное.

Основная часть – 15 минут

Цель: Познакомить с рассказом. Формировать умение слушать текст без наглядного сопровождения, понимать содержание прочитанного.

Воспитатель: Муха, а зачем тебе эти хвосты? Что ты с ними будешь делать?

Муха: Как что? У всех зверей хвосты есть, одна я без хвоста живу.

Воспитатель: Да зачем он тебе?

Муха: Зачем, зачем, чтобы красивой быть!

Воспитатель: Ребята, вы согласны с мухой? Вы как думаете, зачем зверям хвосты?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, я предлагаю вам всем, и тебе, муха, послушать рассказ - сказку писателя Виталия Бианки «Хвосты».

Воспитатель показывает портрет писателя.

Воспитатель: Это Виталий Витальевич Бианки. В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения. С детства он наблюдал за природой, жизнью животных и свои наблюдения записывал в тетрадь, а потом стал писать рассказы и сказки о жизни животных, о природе.

Рассматривают портрет. Слушают.

Одну из его сказок я вам сейчас прочитаю. Рассаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно.

Словарная работа.

Цель: Способствовать пополнению словарного запаса (слова брюхоног, оленуха, надоеда).

Воспитатель: ребята, в рассказе встретятся такие слова: брюхоног, оленуха, надоеда. Как вы их понимаете?

- Что означает слово брюхоног?

Пытаются дать ответ.

Брюхоног – это животное, у которого на брюшной стороне находится мускулистая нога, позволяющая ему передвигаться. Это разные улитки, слизни.

- А кто такая оленуха?

Дети: мама оленят – олениха.

- А как вы понимаете значение слова надоеда?

Дети: надоеда – это тот, кто постоянно пристаёт к кому-нибудь с чем-то, надоедает.

Воспитатель: А теперь слушайте внимательно и попытайтесь понять, почему Виталий Бианки назвал свой рассказ- сказку «Хвосты».

Чтение сказки Бианки «Хвосты»

Воспитатель: Вы внимательно слушали и вижу, что немного подустали. Прежде чем отвечать на вопросы, предлагаю немного поразмяться.

Физкультминутка.

Цель: Предупреждение утомляемости; снятие напряжения, восстановление работоспособности.

Муха утром проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Росой умылась,

Изящно покружилась.

Нагнулась, присела

И дальше полетела.

Зажужжала муха громко: Ж-Ж-Ж!

Распугала всех в округе: Ж-Ж-Ж!

Тише, муха, не шуми,

А тихонечко жужжи: ж-ж-ж!

Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют упражнения на развитие силы голоса.

Беседа по содержанию прочитанного.

Цель: Формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос.

Дать детям (на примере хвоста) представления о приспособленности животных к среде обитания. Формировать умения делать выводы, строить умозаключения на основе прослушанного произведения. Дать детям (на примере хвоста) представления о приспособленности животных к среде обитания. Формировать умения делать выводы, строить умозаключения на основе прослушанного произведения.

Воспитатель: Все размялись, отдохнули, а теперь прошу вас ответить на мои вопросы.

- Как вы думаете, кто главный герой рассказа?

Дети: муха

- К кому приставала муха?

Дети: к человеку

- Почему муха приставала именно к человеку? (если затрудняются ответить, воспитатель зачитывает соответствующую строчку из текста: Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать.)

Дети: он самый главный

- Что просила муха у человека?

Дети: хвост

- Зачем мухе был нужен хвост?

Дети: для красоты

- Что предложил человек мухе? (если затрудняются ответить, воспитатель зачитывает соответствующую строчку из текста: Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдёшь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю. )

Дети: спросить у других животных

- Отдали ли животные, к которым обращалась муха, свои хвосты?

Дети: нет

- Почему?

Дети: они им самим нужны

Игровое упражнение «Расставь картинки правильно».

Цель: Проверить, на сколько внимательно дети слушали текст произведения, запомнили последовательность происходящих событий; расширение представления детей о функциях хвоста, как очень важной части тела животного.

Воспитатель: на доске картинки с изображением животных, которые встречаются в рассказе. Расположите картинки животных в том порядке, в каком муха их встретила в рассказе.

- Кого муха увидела первым?

Дети: слизняка. Прикрепляют его изображение к доске.

- Отдал слизняк мухе свой хвост? Почему?

Дети: нет. У него нет хвоста.

- Найдите картинку с изображением слизняка. Переверните её. Что там изображено?

Переворачивают картинку, видят изображение ноги.

- Глядя на картинку, какой можно сделать вывод?

Дети: слизняк передвигается при помощи брюха.

- Кого вторым увидела муха? Отдала рыба свой хвост мухе? Почему? Найдите картинку с изображением хвоста рыбы, переверните её. Что там изображено? Какой можно сделать вывод?

Дети: Рыбу; хвост помогает рыбе плавать, он как руль для неё.

- Кого муха встретила после рыбы? Отдал рак свой хвост мухе? Почему? Найдите картинку с изображением хвоста рака, переверните её. Что там изображено? Какой можно сделать вывод?

Дети: Рака; хвост помогает раку плыть, он как весло для него – ударит рак хвостом по воде и плывёт.

- После рака муха встретила? Отдал дятел свой хвост мухе? Почему? Найдите картинку с изображением хвоста дятла, переверните её. Что там изображено? Какой можно сделать вывод?

Дети: Дятла; он на хвост опирается, когда дерево долбит, хвост как подпорка для него.

- Кто повстречался мухе после дятла? Отдала оленуха свой хвост мухе? Почему? Найдите картинку с изображением хвоста оленихи, переверните её. Что там изображено? Какой можно сделать вывод?

Дети: Оленуху: хвостиком машет, как платочкам, оленяткам дорогу в момент опасности показывает.

- После оленухи мухе повстречалась? Отдала лиса свой хвост мухе? Почему? Найдите картинку с изображением хвоста лисы, переверните её. Что там изображено? Какой можно сделать вывод?

Дети: Лису: лиса хвостом собак обманывает – хвостом в одну сторону махнёт, а сама в другую сторону бежит. А ещё, когда лиса спит, то хвостом, как одеялом, укрывается.

- Что же случилось с мухой в конце сказки?

Дети: Муха стала надоедать человеку, человек послал её к корове.

- Удалось ей получить хвост у коровы? Почему?

Дети: Корова хлестнула хвостом по спине и убила муху.

- А теперь попытайтесь ответить на главный вопрос: почему Виталий Бианки назвал свой рассказ «Хвосты», а не «Муха»?

Дети: Хвосты нужны не для красы, они помогают животным. Не надо быть надоедливым, как муха и приставать ко всем.

Воспитатель: главная мысль сказки в том, что в природе всё разумно устроено, всё имеет своё значение, приносит свою пользу, даже хвост. А если у кого-то и нет хвоста, то значит он ему не нужен. Но муха не хотела этого понять, потому что была упряма и надоедлива, поэтому за свою надоедливость и была наказана.

- А где же наша муха? Куда она делась? Видимо испугалась. Эх, муха-муха, ничего ты так и не поняла.

Рефлексия – 5 минут

Цель: Выяснить, как дети поняли главную мысль произведения, что нового узнали на занятии, было ли им всё понятно и интересно или что-то вызвало затруднение.

- Чему учит нас сказка «Хвосты»?

Дети: В природе всё важно, даже простой хвост имеет своё назначение. Нельзя быть вредным и назойливым.

Всем, конечно, скажем мы

Для чего нужны хвосты?

Хвост приделан у коров-

Мух гонять и комаров.

Рыбе, чтобы им грести,

Слизню – лучше чтоб ползти.

Дятлу хвост опорой служит,

И лисице хвост свой нужен,

Чтобы след свой заметать,

А ещё укрывшись спать.

Для всего нужны хвосты,

В том числе для красоты.

- А теперь прошу вас подойти к столу, выбрать кружок определённого цвета и расположить его рядом со светофором.

Красный сигнал светофора означает, что на занятии вы часто испытывали трудности, многое было непонятно; жёлтый сигнал означает, что испытывали некоторые затруднения, а зелёный сигнал означает, что всё вам было понятно, было интересно.

Дети выбирают кружки определённого цвета и размещают их рядом со светофором напротив сигнала, соответствующего выбранному цвету кружка.

Воспитатель выясняет у детей, которые выбрали красные и жёлтые кружки, что им было непонятно, вызвало у них затруднение.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы «Путешествие по сказке «Колобок» Цель: Формировать у детей интерес к русским народным сказкам Образовательные задачи. 1. Учить внимательно, слушать литературное произведение,.

Для чего нужны прогулки в детском саду?Для чего нужны прогулки в детском саду? В практике работы воспитателя очень часто от родителей можно услышать такой вопрос: а вы пойдете сегодня гулять? Пребывание детей на свежем.

Конспект по речевому развитию и восприятию художественной литературы «Ветер, ветер» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 муниципального образования Каневской район Конспект Речевое.

Конспект занятия с аппликацией «Для чего нужны машины»Конспект занятия с аппликацией «Для чего нужны машины» Программные задачи О: Рассказать о том, что машины – помощники людей, вспомнить некоторые виды транспорта; учить детей аккуратно вырезать.

Консультация для родителей «Для чего нужны домашние спектакли»Консультация для родителей «Для чего нужны домашние спектакли» Как же занять ребёнка в выходные? Как укрепить его контакт со взрослыми? Совместным интересным увлечением! Беседой с ребёнком после прочтения.

Сказка «Для чего нужны комнатные растения»Сказка «Для чего нужны комнатные растения» Методы и приемы работы в центре природы с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы) Природа – мудрый и добрый учитель, а также.

Подборка стихотворений для детей в возрасте от 4 до 12 лет на тему «Для чего нужны хвосты -1?» Уважаемые педагоги, читая Ваши публикации на МААМ, я заметил, что ребята интересуются вопросом кому и зачем нужны хвосты. Мне кажется, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по восприятию художественной литературы «О мухе-надоеде, или для чего нужны хвосты» по сказке В. В. Бианки «Хвосты»
Опубликовано: 24 июня 2024 в 20:28
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по восприятию художественной литературы «О мухе-надоеде, или для чего нужны хвосты» по сказке В. В. Бианки «Хвосты»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Долгих (УИ 358304) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД