Лучший педагог года

Нравственно — патриотическое воспитание в ДОУ посредством проектной деятельности

Валентина Васильевна
Нравственно — патриотическое воспитание в ДОУ посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственно – патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи.

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Публикация «Нравственно — патриотическое воспитание в ДОУ посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества. В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д. С. Лихачев

Детям дошкольного возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, любознательны, инициативны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.

Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры. Детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознаны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек. Каждый из нас должен знать историю, традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, уважительно относиться к представителям других народов, их традициям и обычаям.

Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма.

Одним из основных средств формирования основ патриотизма детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является проектная деятельность. Почему мы использовали именно эту технологию?

Проектная деятельность – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей дошкольного возраста, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, что очень значимо и ценно.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи, что позволяет на этапе дошкольного развития формировать у детей навыки взаимодействия друг с другом. К проектам, способствующим нравственно – патриотическому воспитанию детей можно отнести следующие проекты, реализуемые в нашей группе.

Первый проект, над которым я работала, «8 Марта – международный женский день».

Проект оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день.

Мама - это начало нашей жизни, самый теплый взгляд, самое любящее сердце, самые добрые руки. Порой мы забываем говорить мамам самые нежные слова, признаваться им в любви, но мы знаем, пока у нас есть мама - мы находимся под защитой ангела-хранителя. В ее сердце живёт к своим детям бесконечная любовь, тревога и всепрощение. Сформировать у детей желание заботится о мамах, радовать их хорошими поступками, баловать ласковыми и нежными словами – вот наша задача.

Цель проекта - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные, посредством ознакомления с традициями и обычаями празднования 8 Марта, создания условий для развития чувств и формирования желания выразить любовь и заботу к самым родным и близким людям.

Я использовала следующие формы работы по проекту:

рассказ (составление описательных рассказов, рассказов по муз/произведениям);

беседы («История возникновения праздника 8 Марта», «О чем мечтают наши мамы», «Женские профессии», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» и др.);

чтение детских художественных произведений;

сюжетно - ролевые игры;

заучивание стихотворений о маме, бабушке, женском дне;

рассматривание иллюстраций, фотографий, тематических альбомов, создание презентаций;

слушание музыкальных произведений;

дидактические игры и упражнения;

продуктивная деятельность детей;

пальчиковая гимнастика;

создание альбома «Женская красота глазами художников».

Проводились разнообразные беседы с детьми о мамах, женских профессиях, были организованы фотовыставки:

«Как я маме помогаю», «Мамины руки не знают скуки», «Мама на работе» и др.

Дети с огромным желанием делали букеты для мам,рисовали портреты своих любимых мам, лепили вкусное угощение!

Продуктом данного проекта стал альбом «Женская красота глазами художников».

В ходе реализации проекта у детей сформировалось уважительное, доброе отношение к маме, понимание огромного значения матери в жизни каждого человека, желание делать близким родным подарки. Совместная с родителями деятельность способствовала созданию тёплой, благоприятной обстановки на празднике. Реализация этого проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша.

В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Поэтому я и решила организовать работу по реализации проекта «Семья и семейные ценности».

В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма, любви и уважения к близкому, щедрости, ответственности за свои поступки.

В проекте «Моя семья и семейные традиции» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Цель данного проекта заключалась в формировании духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Формы работы над проектом следующие:

беседы;

рассказы (составление описательных рассказов про семью);

чтение детских художественных произведений;

чтение стихотворений, загадывание загадок;

театрализованная деятельность;

слушание музыкальных произведений;

с/ролевые игры;

дидактические игры и упражнения;

продуктивная деятельность детей;

пальчиковая гимнастика;

словесные игры;

слушание муз/произведений;

просмотр мультипликационных фильмов;

создание альбома сочинений «Семья семейные и традиции» (с родителями).

«В ходе реализации проекта дети с удовольствием играли в с/р игры:

Семья», «Магазин», строили дома из конструктора и из бумаги, лепили обереги «Подкова», готовили угощения для семьи, создавали «Генеалогическое древо своей семьи» и т. д.

Продуктом данного проекта стал альбом «Семья и семейные традиции». Дети с радостью рассказывали, какие традиции существуют у них в семье, чем они любят заниматься и т. д.

В работе над проектом дети получили более углубленные знания о своем имени и отчестве, о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях и элементарные знания о правах человека. Реализация проекта осуществлялась через различные виды детской деятельности: игровая, изобразительная, музыкальная деятельность и др.

Родина для человека начинается с любви к той земле, на которой он родился и живет. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать ее историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки родного края, знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину, поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой край, и все, что с ним связанно.

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формировать стремление оказывать посильную помощь людям, живущим рядом.

Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства - детский сад, своя улица, свой городок, к тому, что знакомо и понятно - с любви к его малой Родине.

Следующий проект, над которым я работала «Оренбуржье – хлебный край».

Цель данного проекта: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе обогащения знаний детей о главных богатствах родного края.

Оренбуржье – это бескрайние поля красоты, прекрасная земля, где в степях растёт пушистый ковыль, тут и там яркими пятнами вырываются из плотного ковра травы, звезды полевых цветов. Оренбургская область известна многим как безграничный степной край, богатый пшеницей, природным газом, теплым козьим пухом, из которого вяжут изящные пуховые платки и паутинки.

Наше Оренбуржье – это бескрайние хлебные поля. Хлеб – хорошо знакомое и привычное понятие, он является повседневным элементом нашей жизни.

Как его делают, откуда он берётся, сколько сортов хлеба бывает. На эти вопросы ответил наш проект.

Формы работы над проектом:

рассказ (составление описательных рассказов, рассказов по муз/произведениям);

беседы («Оренбуржье – хлебный край», «Кто такой хлебороб?», «Какой бывает хлеб», «Берегите хлеб» и др.);

чтение детских художественных произведений;

сюжетно - ролевые игры;

заучивание стихотворений о хлебе (мнемотаблицы);

рассматривание иллюстраций, тематических альбомов, создание презентаций;

слушание музыкальных произведений;

дидактические игры и упражнения;

хороводные игры;

продуктивная деятельность детей;

пальчиковая гимнастика;

исследовательская деятельность.

В ходе реализации проекта с детьми проводили эксперимент по выращиванию ростков пшеницы и ржи. Перемалывали семена пшеницы и ржи в кофемолке.

Познакомились с профессиями людей, участвующих в производстве хлеба. Совместно с родителями создали кулинарную книгу «Рецепты наших бабушек и мам».

Родители и бабушки с удовольствием делились своими семейными рецептами!

Еще хочется остановиться на таком проекте как «Мы память бережно храним», направленном на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию Дня Победы.

Актуальность и значимость темы заключается в том, что с каждым прожитым днём всё дальше отдаляемся мы от тех исторических событий. Всё меньше остаётся в живых солдат 1941-1945 годов, победивших грозного врага, и тружеников, ковавших победу в тылу. Но более семи прожитых от победной весны десятилетий не должны заслонить для будущих поколений мужества, патриотизма и стойкости людей военной поры.

Цель проекта: формирование представлений о Великой Отечественной войне на основе уже имеющихся знаний о войне, сохранение преемственности поколений, формирование у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину.

Формы работы над проектом:

рассказ (составление описательных рассказов, рассказов по картинам, иллюстрациям);

беседы (Великая Отечественная Война, «Родина – Мать зовет», «Города герои» и др.);

пешеходные экскурсии, целевые прогулки к памятнику героям Великой Отечественной Войны;

чтение детских художественных произведений;

сюжетно - ролевые игры;

дидактические игры;

подвижные игры;

заучивание и чтение стихотворений про день Победы;

рассматривание картин, тематических альбомов, создание презентаций;

слушание музыкальных произведений;

просмотр презентаций, видеофильмов о Великой Отечественной Войне;

продуктивная деятельность детей.

С детьми проводились беседы о Великой Отечественной Войне, были показаны презентации «Города – герои», «Дети – герои», играли в с/ролевые и дид/игры, ребята с интересом рисовали «Салют над столицей» в технике «Граттаж», и др.

Совершили экскурсию в сквер «Памяти Салмышского боя» (возложение цветов).

Продуктом проекта стали альбомы: «Города – герои Великой Отечественной Войны»; «Ордена и медали Великой Отечественной Войны»; «Художники о Великой Отечественной Войне».

В процессе реализации проекта дети и их родители глубоко прочувствовали все тяготы войны, поняли всю трагедию нашего народа, восхищались подвигами советских солдат, интересовались историей своей страны и испытывали гордость за свой народ.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. В результате использования метода проектов дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

В дальнейшем буду продолжать работу по нравственно – патриотическому воспитанию детей. Планирую реализовать проекты: «Наша Армия», «Я- гражданин России», «Россия – Родина моя», а также пополнять предметно-развивающую среду в группе.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание»Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание» Сейчас в нашем саду проходит месячник по оборонно-массовому и патриотическому воспитанию. И в течение этого месяца я со своей напарницей.

Конспект родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»Конспект родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» Цель: обсудить с родителями важность нравственно - патриотического воспитания; привлечь родителей к данному вопросу; познакомить родителей.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников Выступление на педагогическом совете Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников. «Дети волонтеры».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно — патриотическое воспитание в ДОУ посредством проектной деятельности
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 17:58
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно — патриотическое воспитание в ДОУ посредством проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД