Хамидулина Гульнара
Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В среднем дошкольном возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, ответственного отношения к окружающей природе и людям. Создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи:
• Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, городу, детскому саду;
• Формирование бережного отношения к живой и неживой природе;
• Воспитание уважения к чужому и своему труду;
• Развитие интереса к русской культуре и традициям;
•Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн); расширение представлений о родном городе, его достопримечательностях;
• Расширение представлений о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину.
Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ : в играх, в труде, в быту, в образовательной и совместной деятельности детей и воспитателей.
В ходе работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы мы придерживались следующего плана:
- Знакомство с семьей, членами семьи, родственниками, семейными традициями.
- Развитие любви к родителям, симпатии к сверстникам;
- Знакомство с родным городом, его историей, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями.
- Знакомство детей с профессиями взрослых.
- Расширение представлений о России как о Родине, о значении государственных символов (герб, флаг, гимн).
- Воспитание чувства гордости за нашу армию, расширение представлений о ней, привитие уважения к защитникам Отечества.
- Развитие интереса к народной культуре, традициям и праздникам.
Для родителей были разработаныи проведены следующие консультации:
1. Патриотическое воспитание дошкольника в семье;
2. История праздника Новый год. Как рассказать детям о празднике Новый год;
3. Военные профессии;
4. Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию;
5. Патриотическое воспитание дошкольников;
6. Семейные традиции, семейные праздники;
7. Как приобщить ребенка к народной культуре;
8. История и традиции праздника Масленица;
9. Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника.
Проведены дидактические игры:
1. Моя семья;
2. Моих родителей зовут;
3. Расскажи о своей семье;
4. Мой адрес;
5. Хорошо-плохо;
6. Вежливые слова;
7. Назови ласково;
8. Кто знает, тот отгадает;
9. Наш детский сад;
10. Мир профессий;
11. Кому что нужно для работы (профессии);
12. Отгадай профессию;
13. Где чья мама? (окружающий мир);
14. Кто где живет? (окружающий мир).
15. Узнай по описанию (достопримечательности Санкт-Петербурга);
16. Мой город;
17. Военные профессии.
Проведены НОД:
Мой родной город (окружающий мир);
Городской пейзаж (рисование);
Улица нашего города (аппликация);
Мой город (конструктивно-модельная деятельность);
Наша Родина – Россия (окружающий мир);
Колосок (лепка);
Викторина «Мой город»;
Военные профессии (окружающий мир, развитие речи);
Танки едут на парад (лепка);
Парашютисты (рисование);
Военные городок (конструктивно-модельная деятельность);
Военная техника (окружающий мир);
Военный транспорт (развитие речи);
Танк (рисование);
Летят самолеты (аппликация);
Богатыри земли русской (развитие речи);
«Открытка для папы», «Открытка для мамы» (аппликация)
и другие занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Совместная деятельность детей с родителями :
1. Рисунки ко дню снятия блокады Ленинграда.
2. Рисунки ко Дню Защитника Отечества.
3. Творческие работы для выставки «С любовью к маме и бабушке».
В группе оборудован уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, который направлен на ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, символикой России.
Дети познакомились с символикой России и достопримечательностями родного города, профессиями людей. Детям прививается любовь к окружающему миру, уважение к взрослым, дружественное отношение к окружающим. Расширено представление воспитанников о Российской армии, о ее значении для нашей страны. Дети с интересом знакомятся с народными и национальными праздниками, с произведениями русского фольклора, участвуют в дидактических и театрализованных играх по данной теме.
В работе широко использовались произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в них занимает уважительное отношение к труду и любовь к Родине.
Развивали умение у дошкольников проявлять интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, в котором они живут, к стране. В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, пытались воспитать интерес к прошлым и сегодняшним событиям города. Большое место в организации нашей работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Были использованы игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами. Игры драматизации по любимым сказкам с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной.
Работая с детьми и их родителями, старались формировать у детей познавательную активность, умение получать знания и их применять. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию.
В дальнейшем планируем продолжать совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры каждого ребенка, как основы его любви к родному краю. Запланирована работа по расширению представлений детей о декоративно-прикладном искусстве России, Дне Победы в ВОВ и Дне города.