Иванова Ольга Анатольевна
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств - в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.
Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для любого человека. Знать историю своего края необходимо каждому из нас.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что родной город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
– повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, строители строят дома);
– везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
– повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
– люди берегут и охраняют природу;
– есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Кузбасс – край богатый. Богаты его недра, леса, поля…Но главное богатство Кузбасса – люди, люди талантливые, умные, инициативные – поэты и писатели, художники и музыканты, артисты, исследователи и, конечно же, спортсмены.
Много острых тем затрагивают поэты-сибиряки. Но особо затрагивается тема отношений человека с природой. Нет ни одного поэта, который в своих произведениях обошёл бы эту тему. Ведь Кемеровская область одна из самых промышленных районов нашей страны, богата шахтами, металлургическими химическими комбинатами. Природа уже не может самостоятельно залечивать свои раны, она взывает о помощи. От новых заводов и шахт навсегда уходит тайга, звериный круг жизни становиться всё меньше и меньше.
Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родины, чувство гордости за своих земляков. Кузбасс отразился в судьбе и творчестве более 50 писателей и поэтов: Александр Береснев,; Бурляев Е. С,; Чигарёва З. А. ; Черемнова Т. ; Гольцман Э. Д. ; Матвеев В. Ф. ; Гоголев М. П. и многие другие.
Все стихотворения поэтов можно разделить на две группы:
1. Восторг красотой родных сибирских мест и
2. Боль за экологическое состояние наших животных и природных ресурсов.
Для настоящего поэта любовь к природе органична, без неё он как будто не существует. Если чувство влюблённости, как таковое вообще, может зарождаться, развиваться и умирать, то любовь, пробуждённая природой, нетленна со временем она только усиливается, делается глубже, осознаннее, ярче. Хотя природа, как и человек, не лишена недостатков, но она тоже стремится к совершенству и может сделать это только через человека.
В. Баянов. «У Ильмень-озера. М. Баянов в своих стихах воспевает родную природу. Любовь поэта к своему краю – источник его вдохновения, задушевности в изображении героев, точности и в то же время красочности живописания природы.
Также у других поэтов А. М. Береснева,М. Небогатова есть не менее красивые стихи о природе. Поэзия обладает даром в самых обыкновенных, привычных явлениях природы открыть красоту, заставляет делать открытия там, где, казалось бы, и нечего открывать. Речь идет главным образом о природе, о том, как видит, ощущает его тот или иной пейзаж.
После прочтения художественного произведения проведите с ребенком беседу, пусть ребенок поделится своими впечатлениями от услышанного. Заучите наизусть или перескажите понравившееся стихотворение, отрывок сказки или рассказа.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Воспитанный на любви к малой родине, на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он ни родился.
Список произведений художественной литературы нравственной направленности для чтения детям.
- Агебаев А. «День Победы»;
-Александров З. «Дозор»;
- Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной Войне», «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах);
- Андерсен Г. Х. «Стойкий оловянный солдатик»;
- Баруздин С. «Кто построил этот дом», «Шел по улице солдат», «Слава», «Точно в цель», «За Родину»;
- Беляев А. «Хочу быть военным моряком»;
- Бойко Р «Наша Армия родная»;
- Благинина Е. «Шинель»;
- Браиловская Г. «Ушки – неслушки»;
- Бутмин И. «Трус»;
- Былины «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», «Про прекрасную Василису Микулишну»;
- Воробьёв Е. «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор»;
- Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «Салют»;
- Дриз О. «Добрые слова»;
- Дурова Н. «Заботливая подруга»;
- Жаров А. «Пограничник»;
- Кассиль Л. «Сестра», «Твои защитники», «Памятник солдату»;
- Коваль Ю. «Алый»;
- Козлов В. «Пашкин самолет»;
- Макунец Г. «Три сестры»;
- Маркуша А. «Я – солдат и ты – солдат»;
- Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое», «Чего боялся Петя?»;
- Митяев А. «Почему армия родная?», «Землянка», «Москва», «Герои 1812 года», «Мешок овсянки»;
- Мустыгина Е. «В таёжной глуши»;
- Никольский Н. «Что умеют танкисты»;
- Носов Н. «На горке», «Карасик»;
- Осеева В. «Плохо», «Волшебное слово», «Сыновья», «Печенье», «На катке», «Просто старушка», «Синие листья», «Три товарища», «Что легче?»;
- Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки»;
- Пермяк Е. «Надёжный человек», «Как Миша хотел маму перехитрить», «Самое страшное», «Торопливый ножик», «Чужая калитка», «Хитрый коврик»;
- Пляцковский М. «Урок дружбы»;
- Понамарева Т. «Хитрое яблоко»;
- Рябихин В. «Мой Пыть-Ях»;
- Сапгир Г. «Самые слова»;
- Седугин А. «Дом с трубой и дом без трубы», «Как Артёмка котёнка спас», «Речные камешки»;
- Солоухин В. «Здравствуйте»;
- Сухомлинский В. «Кому идти за дровами», «Почему плачет синичка», «Как мальчишки мёд съели»;
- Твардовский А. «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»);
- Тимершин Р. «Где лежало спасибо»;
- Тихомиров О. «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом»;
- Толстой Л. Н. «Два товарища», «Котёнок», «Косточка»;
- Толстой Н. «Памятник»;
- Ушинский К. «Наше Отечество»;
- Шамов И. «На дальнем рубеже»;
- Шергин Б. «Одно дело делаешь, другое не порть»;
- Шим Э. «Не смей»;
- Юсупов Н. «Папа разбил драгоценную вазу»
Глушкова Н. П «Солнечные зайчики»
Лаврина В. «История Кузбасса»
Куприянов А, Манаков Ю «Природа Кузбасса или приключения зелёного
кузнечика Кузи»
Рахматулина Н. А «Я иду и радуюсь осеннему деньку!»
Тотыш С «Сказки Шапкая».
Юхатова И. А «Сибирский край».