Получи документы

Нетрадиционные методы развития речи для детей с ОНР

Наталья Муцольгова
Нетрадиционные методы развития речи для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность данной темы заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей с ОНР. Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель-научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Для детей с ОНР характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. У ребенка помимо всех компонентов речевой системы- фонетики, лексики, грамматики. связной речи- прослеживается и недостаточная сформированность психических процессов – памяти, внимания, восприятия, логического мышления. Таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются, и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал. Поэтому в логопедической работе с детьми с ОНР необходимо использовать нетрадиционные методы развития речи.

Публикация «Нетрадиционные методы развития речи для детей с ОНР» размещена в разделах

Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Особенности методики -применение не изображения предметов, а символов для опосредственного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, положение артикуляционного аппарата. Символы максимально приближенны к речевому материалу и помогают одновременно решать следующие задачи:

Развитие основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления.

• Перекодирование информации, т. е. преобразоание абстрактных символов в образе.

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Например:

При заучивании стихотворений логопед подбирает стихотворение, кодирует его при помощи символов, выразительно прочитывает и по ходу чтения изображает текст. Затем текст воспроизводится логопедом и ребенком с опорой на рисунки.

Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружками, при знакомстве с гласными, используем символы, дающие опору на артикуляцию звука (показ символов).

Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Пиктограммы. Детям с ОНР требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения. Облегчить этот процесс, разнообразить его, сделать более интересным поможет нетрадиционный метод использования пиктограмм (показ).

Детям с общим нарушением речи (ОНР) требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению этих навыков. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным помогут наборы пиктограмм, а также некоторые игровые варианты их использования. Пиктограммы могут располагаться, как в виде таблицы, так и на отдельных карточках. Работа с таблицей пиктограмм поможет развить у ребенка ощущения системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами. С помощью картинно-графического плана, представленного в виде пиктограмм, дети учатся пересказывать тексты, учат загадки, стихи.

Лего. Отечественные и зарубежные логопеды отмечают актуальность использование в своей работе наборов «Лего», которые позволяют за короткое время достичь положительные результаты в коррекции речи. Цель игрового пособия является:

• Воспитание слуховой дифференциации звуков речи;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие оптико-пространственных представлений;

Развития слухового анализа и синтеза; (показ пособия)

Задания способствуют формированию навыка самоконтроля.

Аквапескотерапия – это использование воды и песка в индивидуальной логопедической работе. Принцип был предложен Карлом Густавом Юнгом- основателем аналитической терапии. Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Вместе с логопедом ребенок произносит знакомые стихотворения, потешки с ритмическими движениями в песке или воде. Игра «Найди, что спрятано». Дети ищут и, находя, называют предмет, проговаривая четко его название. В песке спрятаны персонажи сказки «Курочка Ряба» : фигурки деда, бабы, курочки, яичка. Найдя фигурки, дети называют сказку и с помощью логопеда пересказывают ее с опорой на фигурки персонажей.

Су-джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящие время. С помощью колец (ёжиков, удобно массировать пальцы рук, для благоприятного влияния на весь организм. Цель: опосредованно стимулировать речевые области головного мозга, нормализовать мышечный тонус. Формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Эффективность применения этого нетрадиционного метода во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Сказкотерапия – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.

При использовании сказки в системе логопедических занятий преследуются такие цели:

• Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Развитие диалогической и монологической речи.

• Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализатора.

• Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка.

Куклотерапия – это замечательная технология, которая делает занятия интересными, эмоционально украшенными, развивает коммуникативные навыки. Этот нетрадиционный метод помогает в концентрации внимания, повышает интерес к логопедическим занятиям, развивает речь ребенка, умение выражать характер персонажей. Благодаря куклотерапии значительно быстрее исчезаю речевые недостатки, повышается заинтересованность родителей к результатам детей, стимулируется развитие эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков, пространственной ориентации.

Компьютерные логопедические программы. Современные образовательные технологии предполагают использование компьютерных программ в коррекционно развивающей работе. Эти программы предназначены для работы с детьми с речевой патологией –дизартрией, дислалией, алалией, ринолалией и заиканием. В нашем центре используется логопедический тренажер «Дельфа- 142» для коррекции словообразования, связной речи, речевого дыхания, голосоведения и логопедический тренажер «Игры для Тигры» для коррекции общего недоразвития речи у детей, которая построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии. Использование логопедических компьютерных программ позволяет не только разнообразить проведение занятий, но и оптимизировать коррекционно - развивающий процесс.

Таким образом, нетрадиционные методы и приемы содействуют улучшению речевого высказывания и восприятия.

Анализ литературы показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушения

речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-; сказко-; смехо-; изо-; апи-; глино-; воско-; кристалотерапия; и т. д).

Большинство методов используется воспитателями нашего центра в коррекционно-развивающей работе с детьми по развитию речи. Все эти методы направлены на исправление речевых расстройств и улучшение психоэмоционального состояния детей.

Рекомендации

1. Включать в коррекционно – развивающий процесс арттерапии использование пиктограмм (схематических рисунков, выражающих определенные человеческие настроения).

2. Использовать в работе с детьми игры с песком, которые позитивно влияют на речь и эмоциональное самочувствие.

3. Изготовить для работы над связной речью мнемотаблицы.

4. В театрально - игровой деятельности разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол.

5. В индивидуальной работе с детьми для развития мелкой моторики использовать Су – джок терапию.

6. При формировании связного высказывания для детей с ОНР включать в занятия элементы сказкотерапии.

7. Для формирования мотивации, развития познавательной сферы, зрительно-моторной координации применять компьютерные программы.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Мастер-класс «Нетрадиционные методы рисования» Я хочу предложить вам свой мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Они увлекательны и напоминают игру. Использование необычных.

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности «рисование цветной манкой». Манная арт-терапияНетрадиционные методы изобразительной деятельности «рисование цветной манкой». Манная арт-терапия Нетрадиционные методы изобразительной деятельности Рисование цветной манкой Мероприятия, где родители – не пассивные зрители, а активные.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы развития речи для детей с ОНР
Опубликовано: 15 февраля 2021 в 20:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные методы развития речи для детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Муцольгова (УИ 523861) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД