Асмик Могровян
Нетрадиционные игровые технологии в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
2
Применение игровых технологий в работе логопеда широко используется для развития звуковой культуры речи. Для достижения положительных результатов у детей наряду с классическими методами логопедического воздействия я использую нетрадиционные игровые технологии. Их применение создает максимально благоприятные условия для успешного воздействия, вносит разнообразие в образовательный процесс. Эти игры и упражнения применяются на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях
3
Публикация «Нетрадиционные игровые технологии в развитии речи детей» размещена в разделах
С помощью игровых средств создаются условия для возникновения познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к образовательной деятельности. Взаимодействие с ребёнком становится эмоциональным, действенным, партнёрским позволяющим в непринуждённой игровой ситуации провести «Нетрадиционные игровые технологии в развитии речи детей» коррекционно-развивающую работу. На сегодняшний день методов игрового воздействия известно достаточно много, необходимо лишь систематизировать опыт, изготовить пособие в соответствии с целями, задачами, содержанием и с требованиями безопасности.
4
Одной из игровых технологий являются мнемотехнические символы для создания моделей артикуляции звуков. Она представлена в форме красочных ярких сенсорно-графических схем в виде крупных масок сказочных героев, имеющих прорези вместо органов артикуляции. Данные схемы применяются на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения, при объяснении правильного положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, а так же широко используется при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики.
5
Для развития речевого дыхания мною используется пособие из бросового материала «Волшебный звездопад» Оно выполнено из двух половинок пластиковых бутылок, соединённых между собой молнией. Поверхность пособия украшена звёздами из фольги. Внутри наполнитель из пенопластовых шариков маленького диаметра. Имеет отверстия с трубочками для коктейля. Пособие может быть использовано как выносной материал на прогулку, применено для развития сильного непрерывного выдоха, сильного плавного выдоха, длительного непрерывного ротового выдоха, сильного плавного и продолжительного выдоха, сильного целенаправленного выдоха, развития губных мышц
6
Еще одна игровая технология для развития речевого дыхания из бросового материала «Весёлый апельсин». Пособие выполнено из картонной коробки с отверстием для «ворот» красочной аппликации в виде многослойного изображения. Роль «мяча» выполняет кусочек ваты. Вариация игрового упражнения на развитие правильного речевого дыхания «Футболист».
7
Для формирования и развития лексико-грамматического строя, коррекции звукопроизношения мною используется многофункциональное сенсомоторное панно «Чудо-дерево» Варианты игры: в корзине фрукты и ягоды: виноград, гранат, груша, банан, абрикос, персик, вишня и т. д. Ребёнку предлагается украсить дерево большими фруктами, затем маленькими. Подобрать несколько слов к определённому фрукту «какой он?». При работе над автоматизацией звука подобрать только те фрукты, в названии которых есть звук [р]… и т. п.
8
Для формирования и развития лексико-грамматической речи, коррекции звукопроизношения используется многофункциональное модульное пособие «Избушка-раскладушка» Состоит из модульных каркасов стен и крыши, обтянутых разноцветной тканью и соединённых между собой змейками, шнурками, крючками и липучками. Все рабочие поверхности крыши оформлены с целью развития мелкой моторики (шнуровка, плетение кос, змейки, кнопки, пуговицы, липучки).
9
Для развития связной речи и обучения основам грамоты применяется игра «Ваза и цветы». Пособие для игры выполнено в виде ваз с графическими схемами, на которых квадратиками указано количество слогов (1,2,3) и мобильными цветами с прозрачными кармашками и съёмными карточками с изображением предметных картинок на различную слоговую структуру. Дети должны определить количество слогов в названии картинки и поставить цветок в нужную вазу. Используется при коррекционной работе над слоговой структурой слов.
Игровые технологии нашли большое применение в моей практике, т. к. игра является любимым занятием детей с ОВЗ.
В процессе исправления речевых дефектов и воспитания ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.
Использование этих методов при проведении коррекционной работы способствует исправлению недостатков речи детей более результативно и в более короткие сроки