Тиана
Конспект занятия «Ненецкие игры, как преддверие взрослой жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Голюк Татьяна Петровна, МБОУ ДО Дом детского творчества, педагог дополнительного образования, ЯНАО, г. Новый Уренгой.
Аннотация. Занятие рассчитано на возрастную категорию от 8 до 12 лет и включает национальные игры, народную мудрость коренных народов Севера. Дети посредством игр знакомятся с подготовкой ненецких ребят к взрослой жизни, обучением их основным занятиям.
Предмет (направленность): краеведение.
Возраст детей: 8-10 лет (начальная школа).
Место проведения: аудитория.
Цель:
Темочки:
- Игры народов севера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Темочки
Способствовать овладению знаниями основных представлений о ненецких играх как преддверия взрослой жизни.
Задачи:
1. Образовательные: закрепить знания обучающихся о культуре и быте коренных народов Севера, расширить кругозор детей.
2. Развивающие: создать условия для развития ловкости, меткости, координации движений, для развития памяти и внимания.
3. Воспитательные: содействовать формированию толерантности в отношении к культуре малочисленных народов крайнего Севера. Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в команде;
Материалы и оборудование: игровой реквизит: топорики, большой конструктор; вёдра, разноцветные мячики; халахупы; стихотворение Леонида Лапцуя «Игра в оленей» (Леонид Лапцуй «Песни мои – детям», Санкт-Петербург, изд-во «Просвещение», 2001г., стр. 55)
Ход занятия
I Организационный момент
Вступительное слово педагога:
Нани торова! Добрый день, ребята! И мы снова встречаемся с вами на площадке «Этноигровая». На занятиях «Аркториума» вы знакомитесь с играми коренных народов Ямала, говорите об их назначении. Сегодня мы вспомним знакомые вам игры северных народов, а затем разучим традиционную ненецкую игру «Метание тынзяна».
II Основная часть занятия
Проведение ненецких подвижных игр
«Аргиш»
Педагог: Как называется олений обоз? Правильно, аргиш. Садитесь на аргиш, ребята! Впереди у нас – «олени», а все едут сзади.
Педагог: Чум – это центр всей жизни ненецкой семьи. Его сооружают с помощью длинных жердей, которые оборачивают оленьими шкурами. Как они называются? (нюки). Вверху чума – отверстие. Центральной осью чума является шест симзы, который ненцы считают священным. Как выдумаете, что ещё находится в чуме? (Ответы детей – очаг (печь, чайный столик, инструменты, постель).
Игра «Ненецкий чум»
Педагог: А сейчас, ребята, мы с вами будем «строить» чумы. Набираем 2 команды по 7 человек. Каждый из вас должен подойти к пирамидке и по одному кольцу надеть на шест – натянуть нюки. Побеждает команда, которая быстрее построит чум.
Проведение словесной игры «Ненецкая мудрость»
Педагог: Ненецкий народ – мудрый народ. Есть у него свой фольклор, песни, пословицы, поговорки. Предлагаю командам собрать и прочитать народную мудрость северян. Кто быстрее справится с заданием?
О человеке складывается мнение по его оленей упряжке.
С хорошим человеком и без чума тепло.
У одного ум в словах, у другого – в делах.
Обижать своих соседей – то же, что дразнить медведей.
Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.
Уходи на охоту рано – всегда будешь с удачей.
Педагог:
Ненецкие игры передавались из поколения в поколение. Играя, дети развивали меткость, ловкость, внимание. Всё это могло пригодиться им во взрослой жизни. Ненецкие ребята с детства учатся управлять оленьей упряжкой. В отличие от других северных народов ненец садится на нарты слева. Посоревнуемся с вами и мы.
Проведение игры «Оленья упряжка»
Правила игры: Первая пара: один участник – «олень», он везёт – держит обруч. Другой участник «садится на нарты» (заходит в обруч). «Оленья упряжка» добегает до пирамидки, оббегает ее и возвращаются назад. Там ещё один игрок садится на нарты – заходит в обруч и все ребята оббегают пирамидки. Побеждает та команда, какая закончит бег первой.
Педагог:
Занимаются северные народы и рыболовством. Реки ЯНАО – Обь, Таз и Пур полны рыбой. Здесь ловят ряпушку, омуля, нельму, таймень, муксуна, щёкура. Отправимся на рыбалку и мы.
Проведение игры «Северная рыбалка»
Правила игры: участники двух команд по одному подбегают к «озеру» – обручу с рыбками; берут удочку с магнитом и ловят одну рыбку. Побеждает та команда, которая раньше закончит рыбалку (рыбок столько, сколько игроков).
Педагог:
Чтение стихотворения Леонида Лапцуя «Игра в оленей»
Педагог:
Чем в основном занимаются северные народы? (Ответы: занимаются оленеводством, рыболовством и охотой). Ненцы-оленеводы мастерски владеют своим ремеслом. Они, например, без труда могут заарканить нужного оленя из тысячерогого стада. Это всё потому, что они с детства учатся кидать тынзян на хорей. Кто скажет, что означают ненецкие слова «Тынзян» и «Хорей»? (Ответы). Из чего сделан тынзян? Кто его изготавливает?
Сегодня мы с вами разучим любимую игру ненецких ребят «Тынзян на хорей» «Метание тынзяна». Игра учит меткости, ловкости, сообразительности. Ведь взрослые оленеводы могут выловить тынзяном нужного оленя из тысячерогого оленьего стада.
Проведение игры «Метание тынзяна»
Правила игры: участники команд по очереди пытаются набросить тынзян (аркан) на рожки. Выиграет команда, попавшая тынзяном большее количество раз на рожки.
III Подведение итога занятия
Педагог:
Обучающие игры ненцев готовят детей к взрослой жизни.
– В какие игры играют ненецкие дети?
– Чему обучают эти игры?
– Как навыки, приобретенные в детстве во время игр, помогают во взрослой жизни?
Сегодня на занятии мы поиграли в знакомые вам ненецкие подвижные игры, собрали по словечкам ненецкие поговорки, послушали стихотворение Леонида Лапцуя. И научились кидать тынзян на рожки. Эта игра обучает детей ловкости, а ещё чему? Правильно, меткости, сноровке. Расскажите дома об этой игре. А сейчас наше занятие закончено. До свидания, ребята! До следующей встречи на «Этноигровой»!