Людмила Чебанова
Игры основа жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Вместе с тем, как растет ребенок, растет его интерес к природе и окружающему миру, к другим людям и самому себе, особенно в возрасте от 4 до 8 лет. Конечно, этим «почемучкам» многое объясняют, рассказывают, показывают, но особую цену имеет свой собственный познавательно-исследовательский опыт.
Игра – это больше чем развлечение, она отражает характер, мечты… Игра – это серьезно. Недаром говорят: кто в детстве хорошо и увлеченно играл, став взрослым, сможет так же хорошо и увлеченно работать. Поэтому не стоит думать, будто между игрой и работой лежит пропасть. Ведь и мы не всегда замечаем тот момент, когда у нас под руками игра превращается в работу, а работа в игру.
Публикация «Игры основа жизни ребенка» размещена в разделах
А начинается все в детстве…Есть теория, которая утверждает, что игра – подготовка к взрослой жизни. Именно игра – преобладающая в детстве деятельность. Важнейший признак детской игры – глубокая увлеченность, ребенок отдается ей полностью. Случается, что он забывает обо всем – о еде, о сне, окружающих, о реальной жизни, которая происходит вокруг него. В такие минуты он живет в другом мире. И вдобавок на подобную увлеченность накладывается эмоциональное наслаждение, ведь игра для ребенка нечто приятное. Поэтому не стоит удивляться, если он взрывается от злости, когда мы неосторожно нарушим его игру, прервем то, что в его фантазии должно продолжаться, когда мы ломаем построенные им творения или конструкции его воображения. С точки зрения взрослых, ребенок «всего лишь» играет, и теперь ему следует приняться за более полезные вещи, например, обедать, умыться, идти на прогулку и т. д. А с точки зрения ребенка, он занят работой, которая его очень увлекает, и прежде чем идти куда-то, он должен ее доделать. Поэтому лучше не отрывать ребенка от игры неожиданно, лучше заранее предупредить, что через пару минут необходимо сделать что-то другое. Нужно дать время внутренне подготовиться к окончанию игры, помочь спокойно перейти от одной деятельности к другой, которая, если она объективно полезна и неизбежна, была бы представлена ребенку как новая интересная и очень серьезная игра.
В дошкольном возрасте (особенно его первой половине) главное – не усвоение определенной суммы сведений, а развитие таких форм познания, как восприятие, образное мышление, воображение. И добиться этого можно, умело руководя занятиями ребенка – игрой, рисованием, конструированием, лепкой.
Но самая приятная работа – игра. Особенно для родителей: ребенок увлечен игрой – значит, можно наконец-то отдохнуть или заняться делами. А чтобы он делал это почаще, мы снабжаем его игрушками, причем, стараемся выбирать полезные. Ребенок играет и развивается, родители заняты своими делами – все довольны. Но рано радоваться…Почему, например, в одни игры ребенок играет, а в другие нет? Как использовать игры в определенных целях? Так ли важны игрушки, как нам кажется? С одной стороны, ничего существенного в играх со временем не меняется. Ну, разве что атрибуты и технологии. А с другой стороны, специалисты давно пытаются понять, почему же дети, да и люди вообще, в них играют. Долгое время считалось, что игра - это способ освободиться от избытка энергии. Дети бегают, прыгают, дерутся, чтобы «выпустить пар». Также есть мнение, что во время игры, наоборот, восстанавливаются силы. Потом возникла версия, что игра – это один из способов научиться всему, что пригодится в жизни.
С возрастом у детей появляется способность наделять предметы разными свойствами. Их воображение развивается до такой степени, что надобность в игрушках отпадает: они играют внутри себя, в своем собственном воображении. То есть, не совсем, конечно, отпадает. Просто это значит, что они действительно научились играть – придумывать сценарий, управлять событиями и активно в них участвовать в главной роли. Играть с собой – это здорово. Но кругом есть другие дети, которые начинают интересовать ребенка в качестве партнеров для игр. В совместных играх дети обмениваются опытом: каждый приносит то, что знает. Поэтому первые игры - обычно имитация взрослой жизни («дочки-матери», «доктор», парикмахер» и др.). А потом ваш ребенок несет новые знания о жизни в дом. И порой начинаются нотации: «Чтоб я этого от тебя больше никогда не слышала!» Но дошкольники не умеют отбирать информацию, они впитывают все, что видят и слышат, поэтому не надо их ругать за это, а нужно постоянно объяснять, что слушать, чему верить и т. п. И больше рассказывать самим, ведь игра обогащается за счет новых знаний и представлений об окружающем.
Самое главное в играх – это постоянные упражнения в социальных отношениях. Ведь разные «войнушки», игры по мотивам мультиков, сказок, даже простейшие прятки и салочки – это же целые системы норм, с распределением ролей, наказаниями, поощрениями и т. п. В общем, все как у взрослых. Если дома интересы ребенка, как правило, ставят превыше всех остальных, то на улице он один из многих. На самом деле коллективные игры – это замечательная школа, где дети учатся подчиняться правилам, договариваться, состыковывать свои интересы с чужими, а также понимать, что не всегда получается быть первым.
Играйте со своими детьми! Надо признать, что игра – это ненавязчивый и эффективный метод решения многих проблем. Например, если ребенок неуправляем, плохо слушается, значит, нужно чаще играть с ним в игры, где есть строгие правила, и объяснять, что без правил ничего не получится. Если ребенку скоро в школу, а вы боитесь, что ему будет трудно, играйте с ним «в школу», чтобы он узнал, как это бывает. Это куда действеннее, чем просто рассказывать. Если ребенок чересчур агрессивен, можно придумать игру, где у него будет спокойная роль, и каждый раз, когда он соберется по обыкновению вспылить, напомнить, что его герой не сделал бы так. Дети не только любят перевоплощаться – они еще и легко привыкают к своим героям.
Прежде чем учить чему-то вашего малыша –сделайте это с помощью игры. Только не стоит относиться к ней, как к палочке-выручалочке для взрослых. То есть, это конечно, выручалочка, но дети-дошкольники этой палочкой еще не очень умеют пользоваться, она по-настоящему работает только в руках родителей.