Ольга Крупнова
Роль игры в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень» (Л. С. Выготский).
Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – ИГРА.
В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
Публикация «Роль игры в жизни дошкольника» размещена в разделах
Игра представляет собой смоделированную ситуацию, в которой ребенок может приобрести определенные навыки, научиться общаться, расшить свои представления об окружающем мире. В игре ребенок может избавиться от психологических проблем (чрезмерной застенчивости, агрессивности, замкнутости, «проработав их в игровой ситуации».
Одна из главных задач взрослого – учить ребенка играть именно в «правильные игры», т. е. развивать те качества личности и те способности, которые будут полезны для него в дальнейшей жизни.
Исходя из этого, одной из важнейших задач дошкольного образования, является способствование создания дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечение психологического комфорта каждого ребёнка.
Как научить ребёнка прощать, уговаривать, решать споры? Как научить преодолевать негативные эмоции, владеть собой, доверять друг другу? Конечно, как и всему остальному, в игре.
Каково же значение игры? Это, прежде всего, школа общения, познания мира и самого себя. В ней происходит развитие физических и духовных способностей, она подготавливает детей к жизни, к труду. Наконец, игра заполняет досуг и доставляет ребенку наслаждение.
Что игра дает детям?
Игра дает свободу: это не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
Игра дает порядок. Система правил в игре обязательна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество – порядок – очень ценно сейчас в нашем беспокойном мире.
Игра создает гармонию. Она – прекрасна, в ней – стремление к идеалу, совершенству.
Игра дает увлеченность. В ней нет никакой выгоды. Она увлекает и взрослых и детей, развивает их способности.
Игра помогает дружить. В игре необходимо слушать и слышать партнеров, уважать друг друга, действовать совместно, и это содружество сохраняется после окончания игры, укрепляет дружбу и взаимопонимание.
Игра развивает ум и остроумие. В ней постоянно возникают смешные ситуации, рождаются хохмы и анекдоты.
Игра – это турнир. Ни одна игра не бывает без состязания: каждый стремится к победе, для этого необходимы проявления силы воли, настойчивости и необходимости быстрее других принять решение, дать правильный ответ…
Игры, в которые можно поиграть со своими детьми
Ролевые игры.
Дочки-матери наоборот Дети обожают ролевые игры. Они обыгрывают ситуации, взятые из жизни, что имеет и познавательный и развивающий характер. Но есть небольшие различия в восприятии ролевой игры в раннем и в дошкольном возрасте. Ребенок в раннем возрасте просто копирует поведение взрослого и для него ролевая игра — это большей мерой действие, а не сама роль, как такова. Игрушки же — лишь вещи, заменяющие те, которые используют взрослые. Поэтому, если Вы будете играть с ребенком во врача, то не требуйте от него, слишком многого. Он будет Вас проверять, лечить, но вживаться в роль он, ни в коем случае не будет. Если же ребенок старше, то действия для него уже не будут столь важны. Главное — распределить роли и прожить то, с чем сталкиваются ежедневно взрослые. Отличная ролевая игра для детей любого возраста — «дочки-матери» наоборот. Вы должны будете сыграть дочку или сына, а Ваше чадо — родителя. Это отличная возможность для вас побывать на месте друг друга. Вы можете капризничать и баловаться. Ребенок же в свою очередь узнает, что Вы чувствуете, когда он сам не слушается. Таким образом, дети будут лучше Вас понимать, а возможно у них еще и появится интерес к домашним делам!
Игра на развитие творческих способностей, мелкой моторики.
Сделай красоту! Выдайте ребенку различные предметы: пуговицы, ракушки, лоскуты, оберточную бумагу, пенопласт, бусины, картон, клей, пластилин. Предложите создать из всего этого что-то очень красивое. Не вмешивайтесь в работу! Помогайте лишь крепить, держать, вырезать, сгибать.
Игра "Третий лишний" В этой игре дети учатся классифицировать
предметы по признакам, заданным в условиях. Детям 3-5 лет условия более простые. Например: Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя. Еще примеры для младших дошкольников : - молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают. - машина, лошадь, трамвай; - шапка, платок, сапоги; - роза, береза, ёлка. Для детей 5-7 лет задания усложняются: - дождь, снег, река; - врач, турист, шофер; - тень, солнце, планета; - мороз, вьюга, январь; - камень, глина, стекло; - дверь, ковер, окно; - море, река, бассейн.
Игры на внимание, развитие воображения, фантазии.
Угадай, что я делаю
Взрослый предлагает ребёнку поиграть без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, чтение книги) и с помощью мимики и жестов показывают его ребёнку. Ребёнок должен отгадать, какое действие изображают родители. В случае правильного ответа взрослый и ребёнок меняются ролями.
Вариант усложнения игры : если ребёнок успешно справляется с заданиями, можно предложить ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например, проснулся - встал - умылся - почистил зубы и т. д.). Так же можно предложить "рассказать" при помощи движений известное ребёнку короткое стихотворение, сказку.