Сараева Мария
Нейрогимнастика для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Мастер класс предназначен для группы детей 5-7 лет. Поскольку у детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра, стоит внедрять в занятие нейрогимнастику в игровой форме. Внимание у детей этого возраста неустойчиво: они быстро отвлекаются, поэтому в танцевальных классах рекомендовано использовать показ и повтор упражнений, сопровождая это словесными комментариями и игровыми элементами.
Публикация «Нейрогимнастика для дошкольников» размещена в разделах
Цель: создать условия для раскрытия умственных и творческих способностей, повышение быстрого восприятия и обработки информации.
Задачи:
Обучающие:
• привить навыки развития творческого мышления;
• развивать осмысленность исполнения движений;
• улучшить память, внимание, сосредоточенность, концентрацию;
• успокоить нервную систему;
• обучать умению согласовывать характер движения с характером музыки и формировать умения воспринимать их в единстве.
Развивающие:
• развивать творческое воображение;
• развивать образное мышление обучающихся;
• развивать координацию движений;
Воспитательные:
• формировать эстетическое воспитание;
• способствовать формированию коммуникативной культуры;
• предотвратить негативные установки, которые могут возникнуть в период созревания;
• формировать жизненные наблюдения и сближать со своим индивидуальным опытом.
Учебно-методическое и материально-техническое оснащение занятия:
• хореографический класс,
• деревянный пол или специальный хореографический линолеум,
• зеркала на стенах,
• фортепиано,
• музыкальный проигрыватель с усилителем,
• фонотека (ноты, компакт-диски, флэш-носители,
• репетиционная форма,
• гимнастические коврики.
Форма организации занятия:
групповая
Методы обучения:
- Словесный (слово педагога, объяснение);
- Наглядный (картинки);
- Вариативности задания;
- Коллективная работа;
- Практический.
Хронометраж занятия:
Общее время занятия: 45 минут.
Вводная часть:
Разогрев – 5 минут;
Основная часть занятия:
Нейрогимнастика – 10 минут; (теория)
Основы приёмы и принципы исполнения – 25 минут; (практика)
Заключительная часть:
Подведение итога занятия, рефлексия – 5 минут.
Ход выступления
Вводная часть
Вступительное слово
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут – Сараева Мария Александровна, я педагог дополнительного образования, работаю с детьми в области хореографии, имею первую квалификационную категорию. Сегодня мы затронем очень важную тему – нейрогимнастика как средство дополнительного развития детей в обучении.
Для этого ознакомимся с теорией и попрактикуемся в комплексе упражнений, которые направленны на повышение многофункциональности головного мозга, повышение активности мозолистого тела, которое координирует слаженную работу обоих полушарий.
Основная часть занятия
У многих детей проблемы с обучением возникают из-за того, что они мало двигаются и всё больше времени проводят за гаджетами. Ведь мозг развивается в том числе и через физическую активность.
Ещё лет двадцать назад родители не могли загнать ребёнка с улицы домой, а сейчас мы наблюдаем противоположную картину: родители не могут выгнать его из-за компьютера и отправить гулять. Когда ребёнок много времени проводит за гаджетами и мало двигается, это отрицательно влияет на его когнитивные способности: внимание, память, мышление, логику и не только. Это отражается на учёбе. Но существуют нейрогимнастические упражнения, с помощью которых можно решить эти проблемы.
Нейрогимнастика — это комплекс упражнений, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Ключевой принцип гимнастики заключается в одновременной синхронной работе обеих рук, каждая из которых выполняет свое задание. Именно при таких упражнениях тренируется согласованная работа двух полушарий мозга. Систематическое выполнение таких упражнений повышает общую работоспособность и продуктивность головного мозга.
- За что отвечают правое и левое полушария?
Ответы участников мастер-класса
Участники мастер-класса занимают места в линиях.
Левое (логическое) отвечает за операции с последовательностями, линейные представления, операции с перечнями, числами. Это анализ, это логика, это речь.
Правое (творческое) определяется воображением, пространственной ориентацией, целостным, трёхмерным восприятием, восприятием цветом, ритмом.
Сами по себе нейрогимнастические упражнения довольно лёгкие, их можно делать с года-двух и вплоть до старости, потому что это ещё и хорошая профилактика болезни Альцгеймера.
Следует начинать с простых упражнений, которые служат разогревом. По мере усвоения их можно будет усложнять, добавлять дополнительные движения. В дальнейшем можно давать сложные комбинации. Добавлять речь (стихотворения, песни и т. д.).
Переходим к комплексу упражнений. Данные упражнения можно добавлять в урок, чтобы привлечь внимание детей. Либо делать отдельные мероприятия, на которых вы поработаете над концентрацией, вниманием, памятью и быстрым принятием решений. Упражнения улучшают координацию, способствуют ориентации в пространстве.
Практическая часть
1 блок упражнений – разогревочный.
Направлен для улучшения памяти, внимания, сосредоточенности, концентрации, успокоения нервной системы.
- «солнышко и тучка» (одна рука сжимается в кулаке, другая ладошкой вперед, дальше происходит чередование).
- «единица и ноль» (на одной руке указательный палец расправлен, остальные собраны; на другой указательный и большой принимают положения нуля, остальные пальцы расправлены; дальше происходит чередование).
- «заяц и волк» (на правой руке указательный и средний пальцы расправленны, остальные собраны; левая рука повернута тыльной стороной от себя, большой палец направлен вверх, указательный палец согнут, остальные пальцы расправлены; дальше происходит чередование).
- «нос и ухо» (правая рука сжимает нос, левая рука сжимает правое ухо; дальше происходит чередование).
Упражнения выполняются с правой и левой руки 15 – 20 раз.
После того как дети справились с этим заданием, можно начать усложнять задания: закрывать глаза, добавлять хлопок руками между сменой, совмещать вместе с маршем и шагами вперед и в сторону, можно добавлять прыжки, менять ракурс и т. д.
2 блок упражнение – пальчиковая гимнастика.
Внимание у детей этого возраста неустойчиво: они быстро отвлекаются, поэтому рекомендовано использовать показ и повтор упражнений, сопровождая это словом и игровыми элементами.
- большой палец правой руки соединяется с указательным пальцем левой руки, большой палец левой руки соединяется с указательным пальцем правой руки (образуется рамка, дальше круговым движением по очереди с каждой руки, нужно отделять большие пальцы и соединять сначала со средним, затем безыммяным, закончить мезинцем. Образуется рамка больших пальцев и мезинцев. Движение повторяется в обратную сторону.
- большим пальцем левой руки нажать на нижнюю подушечку указательного пальца, сгибая, его при этом, а затем выпрямляя. Затем поочередно на остальные. На правой руке начинать с мизинца. Потом на обеих руках вместе.
Упражнение выполняются 15 - 20 раз.
После усвоения, можно добавлять стихотворение или исполнять под музыкальное сопровождение.
Музыкальное сопровождение данного комбинированного занятия играет немаловажную роль. Музыка в любом виде ускоряет развитие областей, отвечающих за восприятие звука и развитие речи, помогает ребенку освоить чтение. Вследствие изменения слуховых зон в правом и левом полушариях головного мозга, способствует лучшей связи между полушариями.
3 блок - развитие координации рук в комбинации.
- сначала мы учим только движения рук – на каждый счет смена положения.
1 положение – руки на талии.
2 положение – руки на плечах.
3 положение – вытянутые руки вверху.
4 положение – вытянутые руки встороне.
- добавляем прыжок на вторую – на каждый счет прыжок.
- перевод головы из стороны в сторону – на каждый счет.
- пальчиковая гимнастика в руках «нолик и единица» - на каждый счет происходит смена.
- дальше мы зачитываем стихотворение, например, «Наша Таня громко плачет».
- Добавляем поворот корпуса на 1 / 2 – на прыжок.
- Закрываем глаза.
Упражнение выполняется по 15 – 20 раз.
4 блок упражнений – игры на пространство.
Дети хорошо все усваивают через игру, поэтому можно придумать игры, например, на пространства.
- С теннисным мячом – перекидываем друг другу теннисный мяч (ловим через верх, кидаем через низ). Когда дети справились с этим, добавляем новое задание: после того как кинул сделать движение; после того как поймал сделать движение; добавит стихотворение.
- C кубиками – расставить кубики на все пространстве, ходить и не ронять их. Дальше добавляем задание: передаем мяч и говорим имя известного человека, передаем игрушку и говорим предмет из помещения, повторяться нельзя. Выполнение упражнения участниками мастер-класса под счет и музыку.
Заключительная часть
Уважаемые коллеги! На практике вы ознакомились с комплексом упражнений по нейрогимнастике.
Вы можете использовать данные упражнения в своих уроках, либо придумать что-то свое, что нужно именно вашим планируемым результатам. Если у вас есть какие-либо вопросы, касательно темы, я с удовольствием на них отвечу.
Для обратной связи прошу показать солнышко или тучку, в зависимости от того, насколько был полезен вам мастер-класс.
Вопросы от участников мастер-класса.
- Благодарю за внимание!
Список использованной литературы:
1. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский – Москва: Национальное образование, 2016. – 368 с.
2. Деннисон, П. «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей / П. Деннисон, Г. Деннисон. – Санкт-Петербург: Весь, 2018 - 307 с.
3. Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Рабочая тетрадь / Т. П. Трясорукова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019 – 78 с.
4. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва: Айрис-Пресс, 2008 – 224 с.
5. https://www.youtube.com/watch?v=6Er57LnVjOA&list=PLLCkQVJweqkOCQFHDTr2-LECnthHvGLmv