Татьяна Еремеева
Мастер-класс для педагогов «Нейрогимнастика для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов «Нейрогимнастика для детей.
Цель: познакомить педагогов с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Объяснить значение использования нейрогимнастики в работе над развитием речи детей.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Нейрогимнастика для детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
2. Вызвать интерес к проведению нейрогимнастики, и оптимизировать интеллектуальные процессы.
3. Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу педагогов.
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры, с помощью физических упражнений, объединяя движения и мысли.
Мозг человека составляют два полушария, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности. Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.
Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи. Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон, которое передает данные из полушария одного в другое). При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.
Комплекс упражнений для мозга постепенно заставляет обе «половинки» функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию.
Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга. Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий учителя, тем лучше у них будет успеваемость. Сам комплекс появился в 70-х годах XX века, идея принадлежит Полу Денисону – американскому исследователю, который 20 лет занимался выявлением причин неуспеваемости в процессе обучения. Суть комплекса, включающего в себя 26 упражнений, заключается в идее теснейшей взаимосвязи мышления и движения: первое помогает улучшить второе, то есть движение влияет на способность ребенка к обучению.
Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей.
Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности.
Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения. Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.
Гимнастика учитывает пластичность мозга дошкольников и помогает «настроить» его таким образом, чтобы оба полушария работали активно и продуктивно.
Занятия активируют те участки, которые ранее бездействовали.
К 7-8 годам у детей уже полностью сформируется межполушарное взаимодействие, поэтому приступать к занятиям лучше всего именно в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо оптимальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.
Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил:
- Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.
- Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
- В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.
- Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
- Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно.
Выполнить упражнения правильно с первого раза достаточно сложно, поэтому нужно набраться терпения, со временем дети с легкостью справляются с их выполнением. Выполнять упражнения нужно медленно, чтобы дети успели быстро перестроить пальчики, постепенно ускоряя темп.
Нейрогимнастикой полезно заниматься и взрослым для улучшения работоспособности мозга, профилактике болезни Альцгеймера.
Заканчивая свое выступление, хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на то, что любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно если это координированные движения.
Я в своей работе активно применяю упражнения на праздниках, развлечениях, играх на занятиях. Просто в свободное время, когда нужно занять детей, привлечь их внимание. В младшей группе это простая гимнастика «Яблоко – червячок», «Зайчик – охотник», «Блинчик, блинчик – завернули»
Спасибо за внимание!