Светлана Кравченко
Опыт работы наставника с молодым педагогом: преодоление затруднений, развитие, активизация профессионального роста
▼ Скачать + Заказать документы
«Я убедился, что как бы человек успешно
не закончил педагогический вуз, как бы
он не был талантлив, а если не будет учиться
на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…»
А. С. Макаренко
Проблема профессионального становления начинающих педагогов всегда была актуальна, и в современном мире она весьма значима. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей педагогической деятельности имеет достаточные знания, но не обладает нужными умениями, так как у него еще не сформированы профессиональные компетенции.
Публикация «Опыт работы наставника с молодым педагогом: преодоление затруднений, развитие, активизация профессионального роста» размещена в разделах
- Наставничество. Работа наставника
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации начинающих педагогов – наставничество, которое способствует становлению и развитию профессионализма молодого педагога. Задача наставника – помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества и профессиональные умения и увидеть положительный результат совместной деятельности в результате сотрудничества.
В нашем детском саду сложилась своя система работы с молодыми кадрами : работает Школа молодого специалиста и за каждым молодым педагогом закреплен наставник. Молодые педагоги нуждаются в общении на профессиональные темы. Глубоко убеждена что, если не поддержать молодого педагога сразу, то после первых недель работы наступит апатия, возникнет чувство беспомощности, начнутся трудности в профессиональном становлении, у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как профессиональной, так и личностной.
Я назначена наставником начинающего педагога. В ДОУ воспитателем я работаю 17 лет, педагогом-наставником стала, потому что есть желание поделиться опытом. Быть наставником для меня это тоже стимул к профессиональному росту, постоянному поиску инновационных форм и методов работы с молодым педагогом.
В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети.
Основная модель моей работы с начинающим педагогом, является модель: «Расскажи – Покажи – Сделай».
Этапы этой модели:
1. Я расскажу, а ты послушай.
2. Я покажу – ты учись.
3. Мы вместе сделаем, так лучше.
4. Затем один ты сотвори, а я тебе лишь подскажу: советом, делом помогу.
5. Сделай сам и расскажи, коллегам опыт покажи.
1 этап - Я расскажу, а ты послушай.
На первом этапе для меня очень важно заинтересовать начинающего педагога, вселить уверенность в себя, и помочь ему реализовать себя в педагогической деятельности. Мы разработали план работы молодого специалиста и наставника. В первую очередь я обратила внимание на изучение нормативно-правовой базы, на требования организации учебного процесса, на ведение документации, на формы и методы организации игровой деятельности, механизмы использования дидактического, наглядного и других материалов. Помогаю в подборе литературы и ресурсов интернета. Провела консультацию, как выбрать и спланировать работу по теме по самообразования. Консультирую в работе по теме самообразования.
2 этап - Я покажу – ты учись.
Второй этап включал в себя оказание помощи в профессиональном совершенствовании и коррекции затруднений. В своей работе с начинающим педагогом я стремлюсь применять наиболее эффективные формы взаимодействия, способствующие повышению его профессиональной компетенции.
Традиционные формы работы :
методические консультации
беседы
тренинговые занятия
встречи с опытными педагогами
посещение НОД
взаимопосещение НОД
прохождение курсов повышения квалификации
деловые игры
мастер-классы
Инновационные формы работы :
Технология сотрудничества
Технология открытого пространства
Квик-настройка
Коучинг
Кейс-метод
Технология сотрудничества – предполагает обучение в малых группах – это как работа в паре (наставник + молодой педагог, так и обучение в команде, т. е. в «Школе молодого специалиста». Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Технология открытого пространства – предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.
Квик-настройка – это настрой педагога на успешную работу. Такую квик-настройку я использую перед открытым просмотром или любым другим мероприятием.
Все будет хорошо!
У тебя все получится!
Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!
Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа : не стареет, и стареть не дает.
Трудности закаляют на пути к счастью.
Коучинг – это развивающее консультирование, используется в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей. Коучинг – активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ, где молодой педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.
Кейс-метод – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где молодые педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Педагогам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Такие формы и методы работы с молодыми педагогами мы практикуем в Школе молодого специалиста, они способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
Молодому педагогу в самом начале очень важно помочь почувствовать уверенность в собственных силах, наладить коммуникацию с коллегами, помощь в этом может оказать посещение мероприятий, проводимых коллегами наставниками.
В нашем детском саду для молодых специалистов проводилась Неделя открытых показов образовательной деятельности наставниками, где педагоги-наставники делились своим богатым опытом традиционных и инновационных форм и методов работы. При такой форме работы молодые педагоги накапливают свою методическую базу, совершенствуясь в профессиональном развитии.
Молодые специалисты посещают консультации педагогов, педагогические советы, семинары-практикумы, «круглые столы», мастер-классы и другие мероприятия, которые проводятся в ДОУ.
В Школе молодого специалиста я провела мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики и речи детей», на котором рассказала и показала игры и упражнения на развитие мелкой моторики и речи детей, которые я использую в своей практической деятельности с применением нестандартного оборудования.
3 этап - Мы вместе сделаем, так лучше.
«Учитель и ученик растут вместе», – говорил древний китайский мыслитель и философ Конфуций. Вместе мы учимся организовывать учебно-воспитательный процесс.
После просмотров открытых показов образовательной деятельности опытными педагогами, молодые специалисты вместе с наставниками готовили свои НОД.
Совместно с Ольгой Анатольевной мы подготовили конспекты НОД, проговаривая каждый этап и элемент. Она проводила НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе «Дорожка здоровья», интегрированное НОД в младшей группе на тему «Путешествие с матрешкой».
Мы уделяем внимание использованию здоровьесберегающих технологий. Организовали взаимопосещение утренней гимнастики и режимных моментов. Мы подобрали дидактические игры, оформили картотеку пальчиковых и подвижных игр. Провели краткосрочный проект «Я хочу быть здоровым!».
Наблюдая за общением Ольги Анатольевны с родителями, мы выявили психологические основы установления контактов с семьями воспитанников. Вместе провели родительское собрание «Возрастные особенности детей. Учимся играть вместе». Сейчас готовимся к родительскому собранию «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Совместно с музыкальным руководителем для родителей провели Семейный клуб «В горнице моей светло» (с использованием потешек, пальчиковых игр, песенок, подвижных игр).
Мы вместе проводим мероприятия и праздники для детей с музыкальным и физкультурным руководителями. Это развлечение ко Дню Матери, «Прощание с осенью», Новогодний утренник, 8 Марта – праздник мам и другие, где Ольга Анатольевна участвует или как ведущий, или как герой мероприятия.
4 этап - Затем один ты сотвори, а я тебе лишь подскажу: советом, делом помогу.
Правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволили начинающему педагогу раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские способности.
Ольга Анатольевна начала участвовать в разных очных и заочных конкурсах различного уровня, а также конкурах ДОУ. Она стала накапливать материал для составления «Портфолио».
Самые значимые детские конкурсы – это грамота 1 место в конкурсе смотре ДОУ «Мастерская макетов», диплом 2 степени в номинации Художественное чтение в конкурсе-фестивале юных дарований «Смайлик», диплом 1 степени в муниципальном этапе ежегодного Ямало-Ненецкого регионального тура Всероссийского конкурса исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». В региональном туре Всероссийского конкурса исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» – диплом участника.
Участие педагога в конкурсах – диплом 1 степени в конкурсе выставке «Служили наши земляки 2023», диплом 1 степени VIII Всероссийского профессионального конкурса «Ты – гений!» Номинация: Мое лучшее занятие: Конспект НОД по формированию здорового образа жизни «Дорожка
Здоровья», диплом 1 степени Международного конкурса «Талант Педагога»
номинация: Конспект НОД для детей младшей группы детского сада «Путешествие с матрешкой».
Мы совместно приняли участие в смотре-конкурсе патриотических уголков, заняли 2 место.
5 этап - Сделай сам и расскажи, коллегам опыт покажи.
Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого педагога.
Ольга Анатольевна по своей теме самообразования провела консультацию в Школе молодого специалиста на тему «Сенсорные коробки», а также мастер-класс «Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста», рассказав об опыте своей работы с детьми по теме самообразования.
Молодой педагог активно включается в методические мероприятия ДОУ. Ольга Анатольевна участвовала в педсовете с выступлением на тему: «Рекомендация для педагогов ДОУ по использованию мультипликации, как средства воспитания экологической культуры дошкольников».
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Следовательно, наставник должен быть терпеливым и целеустремленным, это энтузиаст своей профессии, творческий педагог, учитель и друг, тот, кто всегда рядом.
Я стремлюсь повысить интерес Ольги Анатольевны к профессии воспитателя, помогаю совершенствовать педагогическую базу, развивать коммуникативные умения и умение управлять детским коллективом. Пытаюсь донести до молодого педагога следующие истины :
- Смысл жизни каждого человека – непрерывное развитие и самосовершенствование.
- Благополучное детство и дальнейшая судьба маленького человека во многом зависит от мудрости, терпения, заботливого внимания, творческого потенциала и профессионального мастерства воспитателя.
- Главная задача – воспитание успешной личности.
- Надо полюбить ребенка таким, какой он есть, увидеть в каждом воспитаннике что-то особенное, свое.
- Учиться быть педагогом – значит учиться любить и уважать самого себя, ведь именно от тебя будет зависеть, какие качества будут заложены в ребенке.
- Если человек полюбит свою работу, то будет успешно работать, творить, профессионально расти и добиваться хороших результатов.
Важно руководствоваться принципом, провозглашенным Теодором Рузвельтом: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».
«Учить и учиться» – наш девиз. Учим слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное – чувствовать. Учимся у детей открытости, светлому взгляду на жизнь.
Польза наставничества видна, так как эта работа ведется планомерно, системно и систематически. Процесс адаптации молодого специалиста прошел успешно. Ольга Анатольевна овладела необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации деятельности дошкольников.
Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет молодым воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система мне как наставнику. Работа с молодыми специалистами помогает мне повысить свою профессиональную компетенцию : я стараюсь следить за новинками методической литературы, участвую в педагогических конкурсах, конференциях, использую в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, приобретаю новые взгляды на развитие и воспитание детей.