Наталья Рыбникова
Наставничество как форма межвозрастного партнерства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги нашего ДОУ в течение последних лет работают по направлению «Межвозрастное взаимодействие детей дошкольного возраста». Межвозрастное взаимодействие – это взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста, способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений.
Публикация «Наставничество как форма межвозрастного партнерства в ДОУ» размещена в разделах
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в этом учебном году мы разработали новые формы взаимодействия воспитанников разных возрастных категорий внутри группы (т. к. группы разновозрастные). В системе межвозрастного взаимодействия нашего дошкольного учреждения мы стали внедрять формы детского наставничества. Главным принципом наставничества стал принцип совместной деятельности, а социальное межвозрастное партнерство выступило важным условием развития детей. В рамках межвозрастного движения «наставничества» был запущен долгосрочный проект «Мы вместе».
Педагогические задачи, решаемые в процессе реализации проекта:
– развитие игрового взаимодействия детей разного возраста, их свободного общения;
– развитие детской инициативности;
– развитие умения направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми;
– раскрытие творческого потенциала;
– развитие эмпатии, толерантности.
На подготовительном этапе проекта были определены «наставники» (дети старшего возраста, которые в течение года под руководством педагогов будут организовывать детское межвозрастное взаимодействие. Основным критерием отбора «наставников» являлась инициативность и увлеченность ребенка какой-либо творческой деятельностью и желание поделиться этим с другими детьми.
Девиз наших наставников : «Мы открываем ВМЕСТЕ то, что ЗНАЮ Я».
Дети – наставники в ходе подготовленных мастер-классов, познакомили всех со своими увлечениями. После просмотра мастер – классов, дети младшего возраста сделали выбор наставников. Опираясь на собственную заинтересованность к какой-либо деятельности они разделились на клубы по интересам:
1. «LEGO - ландия»
2. «Веселый пластилин»
3. «Куклы LOL и компания»
Для каждого клуба была разработана программа, по которой в течение учебного года велось знакомство с различными видами творческой, конструктивной, игровой и продуктивной деятельности.
Совместно с воспитателями наставники разработали план деятельности своего клуба. Такая форма работы развивала у детей-наставников чувство ответственности, потому что ребенок оказывался в ответе не только за личные достижения, но и за успехи своих младших подопечных. Младшие дошкольники в таких условиях получали возможность осваивать окружающий мир при участии старших.
Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ способствовало формированию у дошкольников устойчивых навыков межвозрастного сотрудничества. В процессе работы клубов дети учились объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом. Опыт коллективного творчества приобретался на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию межвозрастных взаимоотношений.
В клубе «Куклы LOL и компания» девочки под руководством наставников, познакомились с различными видами современных кукол и историей их создания. Девочки заинтересовались куклами «LOL» и «Enchantimals», некоторые из них уже давно были знакомы с ними. Наставники выслушали идеи у подопечных и исходя из их интересов, пришли к совместному решению – снимать видеоролики о жизни этих кукол, создать свой канал на видеохостинге YouTube и выставлять туда получившиеся видеоматериалы. В начале учебного года началась подготовка по приобретению кукол, изготовлению декораций, разработке сценариев, созданию канала. После подготовительного этапа были начаты сьемки. Первые видеоролики уже выставлены на канал: https://youtu.be/4PbBi8Zw6bi
Интересно протекала работа и в клубе «LEGO - ландия». LEGO-конструирование создает условия не только для активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и расширения границ социализации ребёнка в обществе. Наставники демонстрировали свои изделия младшим ребятам. Их разнообразие и красочность способствовали созданию новых совместных проектов и построек, которые в дальнейшем обыгрывались ребятами. Конструируя, они превращались в строителей, проектировщиков. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала.
В клубе «Весёлый пластилин» дети во главе с наставниками планировали свою работу, выбирали выразительные средства изображения, знакомились с видами пластилина, способами изготовления пластилина. Наставники старались поддерживать у младших ребят творческую активность. Особенно заинтересовала детей работа по созданию персонажей к пластилиновой сказке. В дальнейшем ребята планируют создать пластилиновый мультфильм.
Работа клубов ведется в тесном сотрудничестве с родителями, которые в ходе анкетирования отметили повышение уровня инициативности и познавательной активности своих детей.
Итогами работы по межвозрастному взаимодействию в нашем детском саду является успешный уровень развития интегративных качеств каждого ребенка, энергичная речевая активность детей, повышение сплоченности детского коллектива. Социальное межвозрастное партнерство выступает важным условием развития детей дошкольного возраста.