Ольга Трибушная
Долгосрочный познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «Наш любимый огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющий решать проблему экологического воспитания детей и укрепления их здоровья - проектная деятельность, которая помогает дошкольнику развивать познавательные, коммуникативные и практические способности, расширять знания об окружающем растительном мире и приобретать необходимые социальные навыки. Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей. Она становится более разнообразной и интересной. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. В начале реализации проекта педагоги помогли родителям понять и осознать значение и роль проектной деятельности в развитии ребенка. Поскольку в дошкольном возрасте замысел ребенка опережает его технические и практический возможности, педагоги объяснили родителям необходимость оказания помощи ребенку при реализации замысла. Ведь совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения и поддержать детскую инициативу.
Публикация «Долгосрочный познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников „Наш любимый огород“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проекта : Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, в том случае, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать за ним. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Проект решает следующие проблемы:
1. Создание условий для приобщения детей и родителей к выращиванию ценных сельскохозяйственных культур, необходимых человеку.
2. Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, активизация родителей в благоустройстве участков и территории детского сада.
3. Формирование знаний у детей сознательного отношения к растительному миру и овощным культурам, необходимым для жизни человека.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : формировать основы экологической культуры, овладевать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающей природой, развивать интерес к явлениям и условиям природы, удовлетворять потребности детей в самовыражении и самостоятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
ЗАДАЧИ:
-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
-Воспитывать культурно-трудовые и гигиенические навыки;
-Формировать начальные представления о росте и процессах посадки овощных культур, их физиологии.
-Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
-Практически овладевать нормами речи, общения со сверстниками и взрослыми.
-Развивать продуктивную деятельность, детское творчество.
-Приобщать к изобразительному искусству.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
По завершении проекта дошкольники :
-Смогут иметь элементарные представления о физиологических процессах растений и посадке культурных овощных растений, их пользе и необходимости в жизни человека.
- Узнают о здоровом образе жизни, зависимости здоровья от экологически чистых продуктов, используемых в питании человека.
-Получат знания о пользе труда и физической нагрузки на организм.
-Научатся заботиться и ухаживать за растениями.
-Приобретут достаточно богатый словарный запас, смогут участвовать в беседе о растениях, высказывать свое мнение.
-Смогут играть в сюжетно-ролевую игру, используя предметы-заместители в развивающей среде группы.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : «Овощная ярмарка»
Выполнение проекта :
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта :
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
• Презентация проекта «Огород на подоконнике».
Дальнейшее развитие проекта : проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
Ранняя весна – пора посева и посадки многих культурных растений. Дошкольники отмечают, что если не произвести посадку, то летом и осенью не будет фруктов, ягод и овощей. А один ребенок сказал, что если бы он знал, как можно посадить огурцы, свеклу, и помидоры, никогда бы этого не забыл и всегда бы это делал. Так возникла проблема, которая послужила основой для выдвижения гипотезы и начала нашего проекта. Дети стали выдвигать различные предложения, рассуждать о том, что они знают о посадке разных видов овощных и ягодных культур. При обсуждении обнаружилось, что на многие вопросы воспитанники не могут ответить. Им было предложено обсудить: что они знают об овощных культурах? Что хотят узнать о них? Как их посадит, как ухаживать и вырастить?
С детьми мы обсудили эти вопросы, они рассказали нам о том, что знают овощные культуры, но хотели бы узнать больше о том, как они растут? После этого было принято решение:
1. С помощью родителей вскопать землю и приготовить её для посадки.
2. Приготовить грядки и закупить семена для посадки.
3 Дети разбились на 5 групп и выбрали культуру для посадки на своих грядках.
4. Были выбраны: свекла, лук репчатый, морковь, огурцы, помидоры, салат, капуста, фасоль, перец, сельдерей, разные виды капусты, зеленые культуры: салаты укроп, петрушка,
Далее с детьми шло обсуждение по этапам реализации проекта. Были выбраны темы для детско-родительских заданий. Обсуждалось, что можно сделать в условиях ДОУ, а что дома, где и как можно найти ответы на интересующие вопросы и к кому обратиться за помощью.
Метод проектов предоставляет большие возможности для взаимодействия семьи и детского сада. Поэтому на данном этапе для вовлечения родителей в проектную деятельность были изготовлены красочные просветительные буклеты, которые познакомили родителей с целями и задачами нашего проекта и помогли увидеть им свое место в нем и определить, какую посильную помощь они могут оказать своему ребенку.
Отдельно хочется отметить роль родителей. В воспитании ребенка наличие положительного примера, достойное поведение со стороны взрослого, играет первостепенное значение. Дети часто не понимают, почему надо беречь здоровье, правильно питаться, заниматься спортом и полезным трудом.
Были выбраны формы взаимодействия с родителями:
-конференция для родителей «Трудовое воспитание в семье»
- анкетирование родителей «Что нужно знать об овощных культурах?»
-создание родительских газет «Профессии сельского труда»
-изготовление творческих работ «Наш огород- самый, самый!»
- проведение ярмарки «Овощных культур»
В процессе поиска информации с детьми проводились беседы, игры, наблюдения, художественно-творческая работа, завели дневники наблюдения. Мы провели анкетирование родителей, в процессе которого дошкольники задавали вопросы волнующие их о культурных растениях и их выращивании, а родители с удовольствием отвечали на них:
- Какие культуры относятся к овощным?
-Какие витамины содержатся в моркови, свекле и капусте?
- Когда надо сажать овощные культуры и как?
- Какие культуры относятся к бахчевым?
-Арбуз – овощ или ягода.
В рамках этого проекта провели краткосрочные познавательно – исследовательские проекты : «Огород зимой» и «Волшебное Семечко». Длительностью два месяца: март, апрель. Принимали участие: дети старшей и подготовительной группы, родители и воспитатели.
Цель проект «Огород зимой» :
- Формировать у детей познавательный интерес к выращиванию овощных культур.
- Воспитание экологической культуры.
- Познакомить детей с условиями выращивания рассады из семян томатов и перцев.
- Дать представление детям о пользе этих сельскохозяйственных культур.
Работать над проектами детям понравилась. Сам процесс и результат принёс детям чувство удовлетворённости, радость переживания, осознание собственных умений.
Ребята с большим удовольствием наблюдали, за тем как маленькое семечко дает первые всходы и превращается в маленькое растение.
Уход за рассадой научил детей элементарным агротехническим приемам. Полить, подрыхлить, подкормить и опрыскать в жаркий день.
Затем мы замочили семена гороха и кукурузы в воде. Дети обратили внимание на то, что горошины были сухие и сморщенные, а волшебная сила воды оживила их. Cемена гороха и кукурузы были посажены в гряды, осталось ждать всходов
Цель проекта «Волшебное Семечко»
-Формировать экологическую культуру у детей и их родителей,
-Желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях.
Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги – дети – родители.
Педагоги.
Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми. Занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети.
Участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Формирование разносторонних знаний о растениях, овощах и фруктах.
Родители.
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье, приобретение земли, семян, материалов для ухода за посадками, организация развивающей среды для эффективного размещения в группе для родителей.
Итог (презентация) проекта :
- Фоторепортаж «наш веселый огород».
- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.
- Работы, выполненных детьми совместно с родителями.
- Презентация Выставка творческих работ фотоальбома «Волшебное семечко», «Наш веселый огород»
Результат нашей работы:
Вместе с родителями дети нарисовали плакаты с овощными культурами, в группе были проведены занятия по теме «Овощи и ягоды». Так как жизнь растений зависит от микроорганизмов и бактерий, которые живут в земле, дети решили исследовать раствор земли. Они смочили салфетку раствором земли и посмотрели под микроскопом. Их удивило движение маленьких частиц-микробов и бактерий. Делают вывод: после работы с землей надо тщательно мыть руки. Эта исследовательская работа сформировала привычку - чаще мыть руки, следить за чистотой и соблюдать правила гигиены.
Потом ребятам захотелось произвести посадку своих культур. Тогда было принято решение оборудовать мини огород на территории детского сада по всем правилам органического земледелия.
С помощью родителей были сделаны каркасы для гряд. Для лучшей освещенности овощей каркасы расположили с востока на запад. Наблюдая в течение дня за движением солнца, дети опытным путём определи стороны света.
Затем каркасы были наполнены органикой – опавшей листвой, сухой травой и мелкими веточками. С помощью родителей каркасы наполнили плодородным грунтом. Тщательно совместно с родителями взрыхлили почву на грядках, рассеяли семена, засыпали их почвой и полили. Но осталась рассада, которую выращивали с февраля месяца на подоконнике в группе.
Дети не могли дождаться, когда наступит хорошая погода для высадки томатов и перцев в открытый грунт. С большим интересом и энтузиазмом работали. И вот день посадки молодых саженцев настал. Детвора с большим энтузиазмом взялась за посадку.
Засевая семена, хочется, чтобы все взошло, получить богатый урожай. Чтобы использовать каждый сантиметр плодородной земли, садоводы, огородники делают смешанные осадки. Вот и мы тоже отдали предпочтение смешанным посадкам, так как хочется посадить много, потому, что выросло рассады много, а места мало.
Что же это такое – совмещенные посадки? Это высаживание на грядке разных растений или культур, которые могут сочетаться между собой. Еще издавна огородниками было замечено, если посадить рядом несколько культур, они могут эффективно взаимодействовать:
• улучшать плодородность грунта;
• отпугивать вредоносных насекомых;
• привлекать полезных насекомых;
• давать тень от солнца.
Совместные посадки овощей и цветов на грядке дают прекрасные результаты в виде увеличенного урожая, защиты от всевозможных насекомых-вредителей. Правильная посадка различных культур поможет не только повысить урожайность, но и по-настоящему украсить сад или огород.
Мы высадили растения с учётом совместимости их друг с другом.
Дети с удовольствием делали рисунки в своих дневниках наблюдений: нарисовали, как всходили овощи, как они их поливали, как рвали первые перышки лука, как пололи травку-сорняк.
Далее ребята совместно с родителями провели беседу с демонстрацией видеофильма о профессиях села. Дети узнали, как трудно выращивать, убирать и хранить овощные культуры. После этого дошкольники по-другому стали относить к еде, хлебу, картофелю. На собственном примере они поняли, что труд приносит человеку большую пользу, поэтому вместе с родителями с удовольствием трудились на своих огородах, помогали, кто, чем может.
Итоговым мероприятием станет ярмарка «Овощная ярмарка». При подготовке к ней дети самостоятельно подготовят овощные культуры к ярмарке. В этой ярмарке примут участие мамы, папы, бабушки и гости.
Результаты внедрения проекта.
- Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания.
-Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать овощи по форме, величине, цвету.
-Совершенствование умений видеть окружающую красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках.
-Совершенствование умений трудиться на природе, работать с бумагой, картоном, природным материалом.
-Развитие умений работать друг с другом, в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду человека и товарищей.
-Совершенствование умений и навыков свободного общения со взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи, обогащение словарного запаса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали посадку, рост, развитие и уборку овощей, отметили роль их как необходимых продуктов питания в жизни человека, изучили чудодейственное влияние на здоровье.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей.
Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость, самостоятельность, осознания собственных умений.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимы овощи?