Тищенко Аля
Проект «Наш чудо-огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
становление у детей научно
познавательного, эмоционально
нравственного, практически
деятельностного отношения к окружающей среде через создание огорода.
Задачи проекта :
Помочь детям обобщить представления о росте и развитии
растения, его последовательности и закономерной направленности; установлении связей между ростом растения и удовлетворением потребностей в различных условиях среды, между стадиями развития.
Способствовать накоплению детьми опыта выращивания растений в естественных условиях,
внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
Публикация «Проект „Наш чудо-огород“» размещена в разделах
Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах плодов, наиболее употребляемых в нашей местности, о способах употребления их в пищу.
Тип проекта : Познавательно - исследовательский
Вид проекта : групповой.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Актуальность проекта. Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Кроме этого, огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Задачи:
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через опытно-экспериментальную деятельность.
2. Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период на клумбе и в огороде.
3. Учить сажать семена в землю, ухаживать за растениями.
4. Обогащать, активизировать словарь детей
5. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Ожидаемый результат.
• Знания о строении растений, способах ухода за ними.
• Практические навыки и умения прополки, рыхления, полива.
• Развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные выводы, отображать в рисунках результаты наблюдений
• Появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование самостоятельности, повышение уверенности в своих силах.
• Формирование социокультурных, личностных компетенций.
Формы реализации проекта : Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный. Диагностирование детей, анализ полученных результатов. Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата. Подбор методической, и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы. Определение времени в режиме группы для реализации проекта.
II этап - реализация проекта.
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта
III этап – заключительный.
Подведение итогов. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Анализ результативности, итоговая беседа, развлечение «Праздник урожая», выставка «Что нам осень принесла»
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Содержание труда на клумбе и огороде.
Помогают сеять семена цветов на клумбе, семена фасоли на огороде, высаживать рассаду томатов.
В течение месяца дети поливают, рыхлят землю, пропалывают сорняки, прореживают фасоль. В сентябре помогают в сборе урожая фасоли (сорвать с грядки, пошелушить, отнести на кухню)
Содержание наблюдений и экспериментов.
Наблюдение за ростом и развитием растений, определение по внешнему виду растения, в каком уходе оно нуждается.
Сравнение сроков прорастания замоченных и сухих семян фасоли.
Рассматривание части разных растений: стебель, листья, цветки, плоды, корни Наблюдение за составом почвы.
Формы организации трудовой деятельности детей:
Индивидуальные поручения; коллективный труд; дежурства.
Дидактические игры:
«С какой ветки детки», «Что растет в саду, огороде», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», «Найди и опиши»
Беседы с детьми:
«Цветы в жизни человека», «История создания огорода», «Значение овощей»
Чтение худ. литературы
Русская народная сказка «Вершки и корешки», Бехлерова Е. «Капустный лист», Маршак С. «Синьор Помидор», Носов Н. «Огурцы», Родари Дж. «Приключения Чиполлино», Ю. Тувин «Овощи». Стихи: А. Максакова «Посадила в огороде, помидоры и картофель», Л. Некрасова «Огородники», Т. Казырина «А у нас в саду порядок». Пословицы и поговорки, загадки.
Рисование
«Любимые овощи», «Витамины на грядке», «Мой любимый цветок»
Физическое развитие.
Подвижные игры и игровые упражнения «Съедобное - несъедобное», «Найди пару», «Огуречик, огуречик», «Садовник»
Итог.
Несмотря на то, что наши дети живут в селе, многие не знают о том, как выращиваются овощи, цветы. Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности. Технология проектирования позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и со сверстниками и взрослыми. Участие детей в проекте «Наш огород» способствовало развитию поисково-исследовательской деятельности, экологического воспитания, трудовой деятельности. Наш проект расширил диапазоны живого общения с природой, воспитало в наших детей бережное отношение к природе, к окружающему миру, к труду взрослых, открыло возможность формирования собственного жизненного опыта. Дети участвовали в проекте с большим энтузиазмом, они получили удовлетворение от процесса ухаживания и наблюдения за цветами и огородом, что является важным фактором в воспитании трудолюбивого, активного, любознательного, дисциплинированного, социально адаптированного человека.
Вывод: Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая. В результате все испытали большое удовольствие, а у детей появилась уверенность в своих силах и убежденность, что они делают настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
5. Интернет-ресурсы.