тамара папст
Консультация «Нарушения письменной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нарушения письменной речи»
Уважаемые родители, пройдет совсем немного времени и ваши ребята
поступят в первый класс. Навыки, которые дети приобретают на этапе
дошкольного образования, безусловно, помогут им освоиться в новой среде.
Однако, уже в дошкольном возрасте можно заметить признаки, которые
сигнализируют нам o возможных трудностях в процессе овладения письмом
и обучения грамоте. Поэтому важно вовремя понять, на какие особенности
развития ребенка обратить внимание.
Публикация «Консультация „Нарушения письменной речи“» размещена в разделах
В чем же проявляются нарушения письменной речи? Эти нарушения
родители увидят в повторяющихся ошибках, который допускает ребенок при
письме. Трудности в освоении письменной речи имей общее названиедисграфия. Ее причин, как вариантов ошибок может быть несколько.
Возможно, вы замечали, что дети зеркально пишут буквы, цифры: с- ,
заменяют буквы похожие по написанию или расположению на строчке в
тетради, например: л-м, o-а, и-ц, в-д.
Главная причина такого нарушения является низкий уровень
развития пространственных отношений. Детям трудно зрительно
анализировать расположение объектов, как на листе бумаге, так и в
пространстве, им нелегко запомнить как символ графически изображается и
перенести его на бумагу.
Что родителей должно насторожить:
1). Если ребенок путает местоположение: покажи, где лежит карандаш:
на тетради, под тетрадью, в тетради.
2). Допускает ошибки в использовании предлогов: НАД, ПОД, ИЗ-ЗА и
другие.
3). Нет навыка ориентировки в правой и левой сторонах пространства и
в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (
покажи правой рукой левое ухо, какой предмет находится справа от тебя).
4). Плохо справляется с заданиями в игре «Найди отличия» и другие.
С целью коррекции данных проблем сразу необходимо начинать работу.
Это игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации
(глаз-рука) : рисование по точкам, дорисовывание второй половины рисунка,
срисовывание фигур, штриховка, вырезание по контуру, лепка, нанизывание
бусин, выкладывание из палочек и прочее. Упражнения на развитие
зрительного восприятия: искать спрятанные предметы в рисунках, искать
отличия, соотносить геометрическую фигуру и предмет (овал-огурец,
разрезные картинки, пазлы, всевозможные лабиринты. Необходимо
тренировать зрительную память. Помогать ребенку освоить расположение
левой и правой части тела, научить быстро определять ведущую руку (если
есть в этом сложность). Учить ребенка ориентировать в пространстве: что
слева от тебя, что сзади, что далеко находится, что близко и т. д. Начать
работу на листе бумаги: находим, где правая, где левая стороны. Важно
приучать ребенка начинать писать буквы с верхнего левого угла и заполнять
строчку в направлении слева направо. Знакомить с графическим
изображением буквы: обводка по контуру, дорисовывание, нахождение
похожих букв, лепка из пластилина букв, выкладывание из различных
предметов.
На качестве письменной деятельности могут отражаться дефекты устной
речи ребенка. То есть, дети неверно произносят, например: шапка-сапка,
лошадь-вошадь, и на письме происходит также замена буквы или пропуск.
Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в
устной речи. Когда ребенок только овладевает грамотой, он проговаривает
слово вслух, а потом пишет. Ошибка произношения, таким образом,
переходит в письменную деятельность. Поэтому родителям, обязательно
нужно обратиться к специалисту, если у ребенка есть проблемы с
произношением звуков. К концу дошкольного возраста ребенок должен
научится безошибочно произносить звуки и уметь находить каждый из этих
звуков в слове, в таком случае он не будет при обучении грамоте допускать
соответствующие буквенные замены на письме.
Иногда можно заметить, что дети допускают ошибки в словах близкие
по произношению, хотя сам ребенок говорит их правильно: тетраТь,
смотреДь, писмо. Дети часто объединяю разные слова o одно слово: надереве
сидит белка. Эти ошибки связаны с тем, что ребенок плохо дифференцирует
звуки на слух, это никак несвязно с нарушением слуха. Чтобы предупредить
такие проблемы, чаще играйте с ребенком в такие игры как:
- «Поймай нужный звук хлопком». Инструкция: Если услышишь звук [k]
в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K].. .
- «Придумать слова на заданный звук».
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч,
улитка, иголка, затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т. п.).
- «Определить место звука в слове». Определи, где: в начале, в середине,
в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок.. .
- Назвать слово со звуком «Б» : утка – бант – кит; «П» : банка – палка –
белка. Т. е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
- Игра «Цепочки слов» Эта игра - аналог всем известных "городов".
Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим
игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется
цепочка слов: аист - тарелка - арбуз.
Таких игр большое количество. Они могут вам помочь заметить
проблему, если ребенок не справляется с ними или часто допускает ошибки.
Еще один вид дисграфии связан с тем, что у ребенка нет навыком
звукового анализа и синтеза слова. К концу дошкольного возраста ребенок
должен уметь определить количество звуков в слове, уметь отличить гласные
от согласных, глухие согласные от звонких, находить места звука в слове.
Простые формы анализа формируются в норме спонтанно – до поступления
ребенка в школу, а сложные – уже в процессе обучения грамоте. Ошибки при
дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза носят
непредсказуемый характер. Ребенок, не имея отчетливого представления о
звуковом составе слова, записывает его наугад, улавливая лишь те
составляющие его звуки, которые показались ему наиболее отчетливыми.
Единственный путь преодоления данного вида дисграфии или
предупреждения – обучение ребенка приемам звукового анализа и синтеза
слов, а также анализа речевого потока в целом. Обучение звуковому анализу
и синтезу это комплексный системный процесс, в формате данной
консультации невозможно рассказать o специфике работы в данном
направлении.
Обращайте внимание на речь ребенка, чтобы не возникло проблем с
письменной речью, в дошкольном возрасте должны быть устранены
нарушения звукопроизношения, в лексике, грамматике. Если вы заметили,
что ребенок неправильно употребляет окончания, предлоги «тапочки под
кроватем», «книга на столу», «взяли под стола», «много деревий» и т. д. Это
уже сигнал o том, что у ребенка есть проблемы. При нормальном речевом
развитии в устной речи ребенка старшего дошкольного возраста
аграмматизмов быть не должно. Особое внимание родителям необходимо
проявлять к тем детям, у которых речь появилась с опозданием и у которых
эти аграмматизмы слишком многочисленны.
Формирование правильной, четкой речи, является базой подготовки к
обучению в школе. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его
возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем
успешнее его обучение в школе. Желаю Вам успехов.