Папки-передвижки

Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников

Май Светлана
Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Потешки – это разновидность русского стихотворного фольклора. Это короткие произведения, которые предназначены для самых маленьких. Их рассказывают детям с первых дней их рождения.

Младшая группа

Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).

Заинька - зайка,

Маленький зайка,

Деток боишься –

Зайка трусишка.

Публикация «Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).

Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня - вопрос - ответ.

-Зайка белый

Куда бегал?

- В лес дубовый.

- Что там делал?

- Я капустку щипал.

Под березоньку клал,

И не знаю кто украл.

В младшем дошкольном возрасте расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, то можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами “Пальчик – мальчик”.

На четвертом году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения со взрослым и с детьми.

Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.

Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей четвертого года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счё т расширения круга персонажей: иногда – это целая система образов; сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры; стиль, язык, звуковая организация высокопоэтичны, содержание более значительно. Ребёнок – один из главных образов поэзии малых форм. “Наша Маша маленька” – о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображён ярко и красочно. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребё нка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идёт гулять. Ведь это о нём самом стихотворение!

Солнышко-ведрышко

Текст Движения

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут,

По камушкам скачут. Выполняют 8 «пружинок».

Прыжки на двух ногах или с поворотом вокруг себя и хлопками в ладоши.

Огуречик-огуречик

Текст Движения

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет. Прыгают легко на двух ногах.

Идут к «мышке» пружинящим, осторожным шагом.

Мышка догоняет.

Радуга-дуга

Текст Движения

Рудуга-дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышко-

Колоколнышко! Легкие прыжки на одной ноге.

Прыжки на другой ноге.

Из-за леса, из-за гор…

Текст Движения

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор,

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Гоп, гоп, гоп, гоп,

Гоп, гоп, гоп, гоп,

Тпру-у! Шагают высоким шагом, руки вытянуты вперед, кисти полусогнуты, как бы удерживают лошадку.

Скачут прямым галопом.

Останавливаются.

Поехали с орехами

Текст Движения

Поехали, поехали

С орехами, с орехами,

К дедке по репку,

По пареньку,

По сладеньку,

По горбатеньку…

Гоп, гоп, гоп, гоп,

Тпру-у! Легкий мелкий бег.

Прямой галоп.

Остановка.

Средняя группа

В средней группе увеличивается объем песенного репертуара. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Дети должны правильно интонировать в пределах терции, кварты. В средней группе можно предложить ребенку ситуацию в которой необходимо действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее». Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку :

Ходит сон по горе,

Носит дрему в руке,

Всем детишкам продает,

Нашей Кате не дает.

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка.

Сиреневая веточка.

Ах, ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

В средней группе усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т. д.).

Радуга-дуга

Текст Движения

Рудуга-дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышко-

Колоколнышко! Легкие прыжки на двух ногах, затем по четыре прыжка н а каждой ноге.

Скачет зайка

Текст Движения

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка! Дети стоят по кругу, проговаривают текст потешки, а выбранный заяц скачет внутри круга. С концом потешки он выбегает в «ворота» (поднятые руки детей). Выбранный «охотник» ловит зайца.

Мыши водят хоровод

Текст Движения

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот-

Разобьет ваш хоровод. Дети идут по кругу хороводным шагом, затем меняют направление и движение с шага на легкий бег.

Пружинящим шагом подходят к заранее выбранному «коту» в углу зала.

С последними словами потешки Васька-кот ловит «мышей».

Старшая группа

В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина»). Песни должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. «Прялица», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание) - упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т. д.

Андрей-воробей

Текст Движения

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек.

Не клюй песок,

Не тупи носок.

Пригодится носок

Клевать колосок. «Ковырялочка» на месте или полуприсядка с попеременным выставлением ног на пятку.

Движение «Козел».

Две тетери

Текст Движения

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Налетели две тетери,

Поклевали.

Улетели.

Шу-у-у! Заранее выбираются «тетери» и «охотник». Дети вместе с «охотником» идут в хороводе».

«Тетери» залетают в круг и клюют творог.

Дети поднимают руки вверх, охотник выбегает из круга и ловит улетающих тетерь.

Скок-поскок

Текст Движения

Скок, поскок,

Молодой дроздок.

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька

Невеличенька,

Сама с вершок,

Голова с горшок. Дети прыгают на месте, сложив сзади руки «хвостиком».

Прыгают по кругу друг за другом.

Сходятся к центру круга на пружинящем шаге со слегка разведенными руками.

Приседают.

Поднимают руки вверх и расходятся спиной, расширяя круг.

Сидит зайка

Текст Движения

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка серый,

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут,

Едут-скачут в поле

Во-пустом, во-пустом.

Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите.

Я у-шел. Дети стоят полукругом. Перед ними «ворота». За полукругом выбранные заранее два «охотника». Перед полукругом «заяц», он прыгает на корточках.

«Охотники» двигаются по кругу прямым галопом.

Заяц останавливается вместе с охотниками. На последние три строчки заяц кружится, показывает рукой хвостик и убегает в «ворота».

Охотники могут поймать зайца только обхватив его руками вдвоем.

Кошка на окошке

Текст Движения

Кошка на окошке

Рубашку шьет.

Курочка в сапожках

Избушку метет. Дети складывают руки «полочкой» и играют ими.

Попеременно выставляют ноги на пятку.

Как у нашего соседа

Текст Движения

Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси-в гусли,

Утки-в дудки,

Овцы-в донцы,

Тараканы-в барабаны. Дети идут по кругу хороводным шагом.

Прищелкивают пальцами перед собой.

Показывают игру на дудочке.

Делают «тарелочки».

Кладут руки на пояс и выполняют «топотушки».

Чики-брики

Текст Движения

Чики-брики, ты куда?

Чики-брики, на базар.

Чики-брики, ты зачем?

Чики=-брикиЮ за овсом.

Чики-брики, ты кому?

Чики-брики, я коню!

Чики-брики, а какому?

Чики-брики, вороному! Дети выстраиваются в две шеренги и по одному выходят навстречу друг другу высоким шагом. В конце каждого вопроса т ответа-притоп.

В образовавшихся парах один становится «всадником», другой- «лошадкой». Дети скачут прямым галопом.

Дуют ветры

Текст Движения

Дуют ветры

В чистом поле,

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки

Испекли нам пироги. Дети раскачивают руками из стороны в сторону.

Делают круговые движения руками, пружиня ногами.

Лепят «пироги».

Подготовительная группа

В подготовительной группе детям предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни.

Два карася

Текст Движения

Под мельницей,

Под вертельницей

Подрались два карася.

Вот и сказка вся.

(Повтор 4 раза) Дети в парах выполняют «вертушку».

Останавливаются и выполняют перекрестные хлопки.

Один ребенок в паре остается на месте, другой-переходит к следующему партнеру.

Барашеньки-крутороженьки

Текст Движения

Барашеньки-крутороженьки

По горам ходили,

По долам бродили,

В скрипочку играли,

Ваню потешали.

Ваня-Ваня, простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород. Дети сначала идут хороводным шагом по кругу, затем переходят на дробный шаг.

Останавливаются и изображают игру на скрипке.

Дети сходятся в центр круга, оставив в центре круга заранее выбранного Ваню.

Дети пружинят ногами, изображая езду на лошади и в конце строки прыжком поворачиваются спиной к центру круга.

Дети разбегаются. Ваня их ловит.

Лады-ладушки

Текст Движения

Лады-лады-ладушки,

Пеку я всем оладушки.

Оладушки горячи-

Не хотят сидеть в печи.

Оладушки румяные,

С маслом, со сметаною. Хлопки слева-справа и 3 хлопка перед собой.

Руки на поясе в кулачке и дробный шаг на месте.

«Распашонка»

Кузнец

Текст Движения

Идет Кузьма

Из кузницы.

Несет Кузьма

Два молота.

Для всех людей

Накует гвоздей. Дети стоят по кругу и поочередно выставляют ноги на пятку и приставляют ноги с притопом.

Через речку

Текст Движения

Положили через речку

То-то узкую дощечку.

Кот пойдет-повалится,

Кошка-в воду свалится,

Петушок-споткнется,

Утка-кувыркнется.

Только мышка пошла-

Всех мышат перевела.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Конспект занятия по чтению и обсуждению потешки Бориса Заходера «Плачет Киска в коридоре» для младших дошкольниковКонспект занятия по чтению и обсуждению потешки Бориса Заходера «Плачет Киска в коридоре» для младших дошкольников Возраст: вторая младшая группа (3-4 года) Задачи: познакомить детей с потешкой Б. Заходера. Помочь понять смысл потешки. Активизировать мыслительную.

Русская народная игра в воспитании дошкольников Актуальность: Игры являются важной составляющей в воспитании детей всех возрастов. Важно сохранять традиции и национальную культуру..

Фотоотчёт о музыкально-игровых досугах в средних группах «Народные промыслы России»Фотоотчёт о музыкально-игровых досугах в средних группах «Народные промыслы России» Фотоотчёт о музыкально-игровых досугах в средних группах «Народные промыслы России» В средних группах нашего детского сада «Золотая рыбка».

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Музыкально-дидактические игры для музыкально-эстетического воспитания старших дошкольниковМузыкально-дидактические игры для музыкально-эстетического воспитания старших дошкольников 1. «Слушаем классическую музыку» Цель: Развивать умение детей различать музыкальные произведения. Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ как новое направление в воспитании дошкольников «Создание условий для ЗОЖ в системе ВОР ДОУ через здоровьесбережение» Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса.

Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет.Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Роль нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании и речевом развитии ребёнка раннего возрастаРоль нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании и речевом развитии ребёнка раннего возраста Дети, и маленькие и большие, очень любят рисовать. Совсем маленькие с удивлением наблюдают за рождением яркого образа и стремятся побыстрее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 06:18
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Май Светлана (УИ 722704) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД