Май Светлана
Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Потешки – это разновидность русского стихотворного фольклора. Это короткие произведения, которые предназначены для самых маленьких. Их рассказывают детям с первых дней их рождения.
Младшая группа
Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).
Заинька - зайка,
Маленький зайка,
Деток боишься –
Зайка трусишка.
Публикация «Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Потешки для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).
Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня - вопрос - ответ.
-Зайка белый
Куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Я капустку щипал.
Под березоньку клал,
И не знаю кто украл.
В младшем дошкольном возрасте расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, то можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами “Пальчик – мальчик”.
На четвертом году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения со взрослым и с детьми.
Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.
Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей четвертого года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счё т расширения круга персонажей: иногда – это целая система образов; сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры; стиль, язык, звуковая организация высокопоэтичны, содержание более значительно. Ребёнок – один из главных образов поэзии малых форм. “Наша Маша маленька” – о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображён ярко и красочно. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребё нка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идёт гулять. Ведь это о нём самом стихотворение!
Солнышко-ведрышко
Текст Движения
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
Твои детки плачут,
По камушкам скачут. Выполняют 8 «пружинок».
Прыжки на двух ногах или с поворотом вокруг себя и хлопками в ладоши.
Огуречик-огуречик
Текст Движения
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет. Прыгают легко на двух ногах.
Идут к «мышке» пружинящим, осторожным шагом.
Мышка догоняет.
Радуга-дуга
Текст Движения
Рудуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышко-
Колоколнышко! Легкие прыжки на одной ноге.
Прыжки на другой ноге.
Из-за леса, из-за гор…
Текст Движения
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор,
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Гоп, гоп, гоп, гоп,
Гоп, гоп, гоп, гоп,
Тпру-у! Шагают высоким шагом, руки вытянуты вперед, кисти полусогнуты, как бы удерживают лошадку.
Скачут прямым галопом.
Останавливаются.
Поехали с орехами
Текст Движения
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
К дедке по репку,
По пареньку,
По сладеньку,
По горбатеньку…
Гоп, гоп, гоп, гоп,
Тпру-у! Легкий мелкий бег.
Прямой галоп.
Остановка.
Средняя группа
В средней группе увеличивается объем песенного репертуара. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Дети должны правильно интонировать в пределах терции, кварты. В средней группе можно предложить ребенку ситуацию в которой необходимо действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее». Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку :
Ходит сон по горе,
Носит дрему в руке,
Всем детишкам продает,
Нашей Кате не дает.
Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка.
Сиреневая веточка.
Ах, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.
В средней группе усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т. д.).
Радуга-дуга
Текст Движения
Рудуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышко-
Колоколнышко! Легкие прыжки на двух ногах, затем по четыре прыжка н а каждой ноге.
Скачет зайка
Текст Движения
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка! Дети стоят по кругу, проговаривают текст потешки, а выбранный заяц скачет внутри круга. С концом потешки он выбегает в «ворота» (поднятые руки детей). Выбранный «охотник» ловит зайца.
Мыши водят хоровод
Текст Движения
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот-
Разобьет ваш хоровод. Дети идут по кругу хороводным шагом, затем меняют направление и движение с шага на легкий бег.
Пружинящим шагом подходят к заранее выбранному «коту» в углу зала.
С последними словами потешки Васька-кот ловит «мышей».
Старшая группа
В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина»). Песни должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. «Прялица», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание) - упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т. д.
Андрей-воробей
Текст Движения
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Не клюй песок,
Не тупи носок.
Пригодится носок
Клевать колосок. «Ковырялочка» на месте или полуприсядка с попеременным выставлением ног на пятку.
Движение «Козел».
Две тетери
Текст Движения
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Налетели две тетери,
Поклевали.
Улетели.
Шу-у-у! Заранее выбираются «тетери» и «охотник». Дети вместе с «охотником» идут в хороводе».
«Тетери» залетают в круг и клюют творог.
Дети поднимают руки вверх, охотник выбегает из круга и ловит улетающих тетерь.
Скок-поскок
Текст Движения
Скок, поскок,
Молодой дроздок.
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька,
Сама с вершок,
Голова с горшок. Дети прыгают на месте, сложив сзади руки «хвостиком».
Прыгают по кругу друг за другом.
Сходятся к центру круга на пружинящем шаге со слегка разведенными руками.
Приседают.
Поднимают руки вверх и расходятся спиной, расширяя круг.
Сидит зайка
Текст Движения
Сидит, сидит зайка,
Сидит зайка серый,
Под кустом, под кустом.
Охотнички едут,
Едут-скачут в поле
Во-пустом, во-пустом.
Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите.
Я у-шел. Дети стоят полукругом. Перед ними «ворота». За полукругом выбранные заранее два «охотника». Перед полукругом «заяц», он прыгает на корточках.
«Охотники» двигаются по кругу прямым галопом.
Заяц останавливается вместе с охотниками. На последние три строчки заяц кружится, показывает рукой хвостик и убегает в «ворота».
Охотники могут поймать зайца только обхватив его руками вдвоем.
Кошка на окошке
Текст Движения
Кошка на окошке
Рубашку шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет. Дети складывают руки «полочкой» и играют ими.
Попеременно выставляют ноги на пятку.
Как у нашего соседа
Текст Движения
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси-в гусли,
Утки-в дудки,
Овцы-в донцы,
Тараканы-в барабаны. Дети идут по кругу хороводным шагом.
Прищелкивают пальцами перед собой.
Показывают игру на дудочке.
Делают «тарелочки».
Кладут руки на пояс и выполняют «топотушки».
Чики-брики
Текст Движения
Чики-брики, ты куда?
Чики-брики, на базар.
Чики-брики, ты зачем?
Чики=-брикиЮ за овсом.
Чики-брики, ты кому?
Чики-брики, я коню!
Чики-брики, а какому?
Чики-брики, вороному! Дети выстраиваются в две шеренги и по одному выходят навстречу друг другу высоким шагом. В конце каждого вопроса т ответа-притоп.
В образовавшихся парах один становится «всадником», другой- «лошадкой». Дети скачут прямым галопом.
Дуют ветры
Текст Движения
Дуют ветры
В чистом поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли нам пироги. Дети раскачивают руками из стороны в сторону.
Делают круговые движения руками, пружиня ногами.
Лепят «пироги».
Подготовительная группа
В подготовительной группе детям предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни.
Два карася
Текст Движения
Под мельницей,
Под вертельницей
Подрались два карася.
Вот и сказка вся.
(Повтор 4 раза) Дети в парах выполняют «вертушку».
Останавливаются и выполняют перекрестные хлопки.
Один ребенок в паре остается на месте, другой-переходит к следующему партнеру.
Барашеньки-крутороженьки
Текст Движения
Барашеньки-крутороженьки
По горам ходили,
По долам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
Ваня-Ваня, простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород. Дети сначала идут хороводным шагом по кругу, затем переходят на дробный шаг.
Останавливаются и изображают игру на скрипке.
Дети сходятся в центр круга, оставив в центре круга заранее выбранного Ваню.
Дети пружинят ногами, изображая езду на лошади и в конце строки прыжком поворачиваются спиной к центру круга.
Дети разбегаются. Ваня их ловит.
Лады-ладушки
Текст Движения
Лады-лады-ладушки,
Пеку я всем оладушки.
Оладушки горячи-
Не хотят сидеть в печи.
Оладушки румяные,
С маслом, со сметаною. Хлопки слева-справа и 3 хлопка перед собой.
Руки на поясе в кулачке и дробный шаг на месте.
«Распашонка»
Кузнец
Текст Движения
Идет Кузьма
Из кузницы.
Несет Кузьма
Два молота.
Для всех людей
Накует гвоздей. Дети стоят по кругу и поочередно выставляют ноги на пятку и приставляют ноги с притопом.
Через речку
Текст Движения
Положили через речку
То-то узкую дощечку.
Кот пойдет-повалится,
Кошка-в воду свалится,
Петушок-споткнется,
Утка-кувыркнется.
Только мышка пошла-
Всех мышат перевела.