Папки-передвижки

Народные игры и игрушки в работе с детьми логопедической группы

Елена Комарова
Народные игры и игрушки в работе с детьми логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщенный опыт педагогов МБДОУ № 29 «Улыбка»

«Народные игры и игрушки в работе с детьми логопедической группы»

Раннее и дошкольное детство - это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.

Публикация «Народные игры и игрушки в работе с детьми логопедической группы» размещена в разделах

Одним из направлений в работе нашего ДОУ является ознакомление детей с традициями русской народной культуры. Актуальность обращения именно к народной культуре очевидна, так как веками проверенные средства этнопедагогики, как показывает практика, весьма эффективны в воспитании современных детей.

Слишком долго современных детей отучали от не модных, не престижных «деревенских» игрушек. Их сменили корейские зеленые зайцы, пластмассовые трансфомеры, американские барби и т. д. Теперь надо признать, что современных детей надо учить играть нашими «родными народными» игрушками. Но стоит только дать детям в руки народную игрушку, они будто «вспоминают» что-то заложенное в их генетической памяти и очень быстро осваиваются в этом мире не модных деревенских игрушек. Барьеры падают, и оказывается, что детям близки и понятны эти «знакомые незнакомцы».

Сейчас особенно необходимо воссоздание игровой традиции, особенно групповых подвижных игр и игрового детского фольклора. Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, формирование солидарности и чувства МЫ. Игрушки — инвентарь к этим играм и созданные своими руками с помощью природных материалов, изделия художественных промыслов, являющиеся средством культурно-эстетического развития ребенка, его национального достоинства, должны занять свое подобающее место в нашей жизни.

Игрушка – непременная участница жизни маленького человека, а иногда и взрослого тоже. Игрушки – это средство воспитания и развития детей.

Как же научить детей играть с народными игрушками? Прежде всего, у детей должны быть народные игрушки с самого раннего возраста. Старайтесь включать народные игрушки в игры детей как можно раньше. Это должны быть только подлинные народные игрушки! Прежде всего, это глиняные и деревянные игрушки. Очень хорошо, если игрушки будут звучащие — гремящие, свистящие. Игрушки для младших детей должны иметь удобную обтекаемую форму, изображать узнаваемый персонаж или предмет, иметь гармоничную по колориту роспись. А главное, конечно, игрушка должна быть чем-то интересна ребенку!

В 5-6 лет детям становятся интересны любые игрушки, именно в этом возрасте очень важно знакомить детей как можно с большим количеством народных игрушек, рассказывать об игрушках и обучать играм с ними.

Играйте вместе с детьми! Вместе придумывайте игры! Умейте увлечь их необычными игрушками! Рассказывайте детям об игрушках, «открывайте» им тайны и секреты незнакомых игрушек! Например, про «волшебную» филимоновскую глину, про секреты «оживления» богородских игрушек, про матрешку-куколку с секретом. А на лесной полянке (из зеленой бумаги) собрать всех лесных животных на день рождения Медвежонка. Или придумать историю про кота с рыбкой, который идет в гости к барашку, а тот встречает их с балалайкой! У всех этих игрушек есть «характер», они сами подскажут вам и детям, какие они и как с ними играть.

Весьма разнообразными были в средние века детские игрушки из глины в виде фигурок животных, а также глиняные свистульки. Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек бесконечно разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и т. д. Особый, более сложный вид свистулек составляют так называемые «соловьи» - маленькие глиняные горшочки с носиком. В горшочек наливается вода, и тогда при вдувании воздуха в носик получаются забавные звуки.

В работе с детьми логопедической группы мы используем свистульки как средство формирования у детей сильного плавного ротового выдоха. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении и активизируются губные мышцы.

Техника выполнения упражнений:

• Вдох через нос, плечи не поднимать

• Выдох медленный, плавный, щеки не надувать

• Губы складывать трубочкой

• Выдыхать, пока не закончится воздух

• Много раз не повторять, так как это может привести к головокружению

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Одной из самых любимых игрушек русского народа была тряпичная кукла. Её делали по разным поводам и для разных случаев. Она сопровождала ребенка с первых дней жизни и была распространена на всей огромной территории России. Тряпичные куклы безопасны, ведь материал, из которого изготовлены куклы, не может причинить никакого вреда ребенку.

Мы раскрыли для себя возможность использования тряпичных кукол в образовательно-коррекционно-воспитательной работе, как средства для поддержания интереса, активизации деятельности детей на занятиях. Игры с куклами способствуют развитию речевых навыков, вариативности мышления; активизируют память, мыслительные операции; снижают утомляемость; позволяют дольше сохранять внимание, концентрировать целенаправленность деятельности детей; активизировать познавательный интерес детей к изучаемому материалу; позволяют максимально раскрыть личностный потенциал каждого ребенка; положительно влияют на комплексное развитие личности в целом.

Знакомя детей с тряпичными куклами, мы знакомим их и с традициями русского народа. Тем самым расширяя их кругозор и обогащая словарный запас. Изготовление кукол своими руками, позволяет развивать у детей мелкую моторику рук, тактильные ощущения и зрительное восприятие, сформировать усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Тряпичные куклы способствуют формированию творческой активности детей, развитию эстетического вкуса. Для развития познавательно-речевой активности, закрепления правильного звукопроизношения и развития связной речи мы применяем рукотворные куклы в совокупности с малыми фольклорными формами.

Вот что писал известный московский врач-педиатр и педагог Егор Арсеньевич Покровский в своем энциклопедическом труде «Детские игры преимущественно русские» вышедшем в 1887 году: «Куклы немало содействуют доброму направлению ума и фантазии ребенка, вместе с тем немало способствуют развитию его языка, речи, голоса, так как дети в своих играх с куклами нередко помногу говорят, поют, и наконец, что еще драгоценнее, мало помалу содействуя, таким образом, с малых лет развитию добрых семейно - нравственных понятий и правил, очевидно, что куклы заслуживают полного одобрения и поощрения».

Говоря об игрушках нельзя не вспомнить всеми любимую Матрешку. Матрешка имеет большую практическую пользу. Сравнивая матрешек, дети учатся проводить анализ, классифицировать, обобщать, развивается логическое мышление. Эта игрушка разборная. Чтобы добраться до следующей куклы, которая прячется внутри, нужно терпеливо и настойчиво открыть ее. Поэтому тут понадобятся – и усидчивость, и крепкость пальчиков, и настойчивость, и смекалка.

Особое место в работе с детьми имеют богородские и бабенские деревянные игрушки (бирюльки, пирамидки, волчки, грибочки, ёлочки, посуда, погремушки, матрёшки, пуговицы и др.). Используя эти игрушки на занятиях мы закрепляем навыки связной речи, развиваем память, внимание, логическое мышление, сообразительность, мелкую моторику рук, терпение и усидчивость детей.

Бирюльки — сбор игрушечных предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек и так далее, старинная русская настольная игра.

Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Чтобы бирюльки было удобно зацеплять, их изготавливают в форме предметов, имеющих ушки либо отверстия — чашек, чайников и так далее.

Бирюльки высыпаются кучей на ровную поверхность. Игроки с помощью специального крючка поочередно вынимают по одной бирюльке, стараясь не пошевелить соседние. Пошевеливший соседнюю бирюльку передаёт ход следующему игроку. Игра продолжается, пока не разберут всю кучу. Выигрывает собравший больше всего бирюлек, либо первым набравший заранее оговоренное количество.

В переносном смысле «играть в бирюльки» — заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное.

Мы так не считаем и учитывая сложность этой игры для логопедических детей, мы придумали несколько своих вариантов игры с бирюльками :

«Чудесный мешочек» -каждый из игроков выбирает одну из фигурок и затем, с закрытыми глазами, наощупь, находит в мешочке точно такую же. Помимо тренировки мелкой моторики, происходит массаж кистей рук, в то время когда ребенок перебирает в мешочке деревянные фигурки;

«Башенка» - ставить по одной бирюльке друг на друга так, чтобы ни одна не упала. У кого выше башня получится, тот и выигрывает.

«Послушные пальчики» -собрать бирюльки в коробку определенными пальцами (большим и мизинцем, большим и безымянным и т. д).

Играя в бирюльки с детьми, не следует забывать о правилах безопасности. Необходимо доставать фиксированное количество бирюлек. И, конечно же, ребенок во время таких занятий должен находиться все время под присмотром взрослого!

На занятиях по развитию слухового внимания и восприятия на неречевых звуках детям нравится играть с шумовыми игрушками. Во время игры дети учатся сравнивать и различать игрушки по их звучанию, угадывать звучащую игрушку. Самостоятельная игра на шумовых игрушках развивает у детей гибкость, подвижность и точность движений кистей рук.

В своей практике мы так же систематически используем народные игры. Они не представляют собой чего-то случайного и присутствует у всех народов и на всех стадиях культурного развития. В игре формируются, созревают и тренируются душевные и физические силы ребенка.

Замечательной особенностью народной игры является ее педагогическая многофункциональность: нельзя сказать, что одна игра развивает физически, другая- эмоционально, третья развивает память, четвертая- внимание, а пятая формирует навыки общения и т. д. - любая игра положительно воздействует на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка и способствует всестороннему и гармоничному его развитию. Любая народная игра обеспечивает творческое и интеллектуальное созревание ребенка.

Егор Арсеньевич Покровский, который был не только врачом и педагогом, но и крупнейшим русским дореволюционным исследователем и собирателем детских подвижных игр, теоретиком их особого педагогического значения утверждал, что в отличие от гимнастики, в которой слишком много искусственного и навязываемого детям, игры опираются на живую детскую инициативу. Они вносят в душу ребенка радость и веселье, приучая при этом к дисциплине и согласованию своих желаний с желаниями других. Образовательное же значение народных подвижных игр столь же существенно как фольклорной поэзии, сказки, бытовых и трудовых традиций.

Несмотря на то, что игра является естественнейшим состоянием ребенка, количество и содержание детских игр и даже сама способность ребенка к игре целиком зависят от взрослых. Дети, которые полностью предоставлены сами себе, теряют способность к игре.

Игра, как средство народной педагогики, не создавалась профессионалами, а возникла в толще народной жизни, как ответ на задачи воспитания, следовательно, организовать и провести с детьми народную игру по силам любому педагогу и родителю.

Если в традиционной культуре игры естественно бытовали в детской среде и передавались от поколения детей другому, то в наше время задача возрождения народной игры ложится на плечи взрослых.

У ребенка очень остра потребность в гармонических ситуациях: ему необходим радостный мир. Это вообще характерно для человека, но у детей потребность в гармонии и радости выражена особенно ярко- окружающий мир должен все время подтверждать ребенку свою оптимистическую направленность. Без этого сознание травмируется. И эту столь необходимую радость, дают ребенку народные игры и игрушки, которые всегда являются для него источником ярких положительных эмоций.

Детский фольклор, в основе которого игра, широкая амплитуда в настроении песен и плясок, шутки, юмор,- все это способствует внесению радости, красоты, эмоционального комфорта в жизнь наших воспитанников. Любовь к русскому народному искусству, почитание традиций и обычаев, знание основ народной культуры воспитанники нашего детского сада привнесут в свои семьи, духовное возрождение которых – залог возрождения Отечества.

Список литературы:

1. Заинька во садочке/ Составители Л. В. Суровяк, Н. А. Тарасевич. - Новосибирск: Книжица,2002.

2. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. Методическое пособие. - Новосибирск: Книжица. 2002.

3. Коррекция речевого и психоречевого развития детей 4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения/ Под ред. П. Н. Лосева. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

4. Котова И. Н., Русские обряды и традиции. Народная кукла / И. Н. Котова, А. С. Котова. – Спб, Паритет, 2003г., с. 240.

5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях : Кн. Для логопедов. - М. : Просвещение, 1991.

6. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. (В связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной)- Типо-литография В. Ф. Рихтер (Москва). 1895

7. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.

8. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. - СПб. : «Детство-Пресс», 2000.

9. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работников ДОУ/ Г. С. Швайко; под ред. В. В. Гербовой. -М. : Айрис-пресс, 2006.

Публикации по теме:

Игровой тренинг «Использование цвета в логопедической работе с детьми» В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В деятельности.

Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики Игровые приёмы и формы работы должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном.

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьмиИспользование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Использование логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В течение 2-х лет я использую логопедическую ритмику на занятиях с детьми, страдающими различными нарушениями. Движения.

Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста Сказки, сказки, сказочки… Почему их так любят дети и взрослые? Почему их до сих пор читаю я? Когда мои старшие дети: дочь и сын были маленькими,.

Презентация опыта «Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми с ФФНР» .

Применение бумагопластики в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией .

Русские народные игры с детьми разновозрастной группы от 2–7 летРусские народные игры с детьми разновозрастной группы от 2–7 лет Русские народные игры с детьми разновозрастной группы от 2-7 лет Оборудование: -Сумка через плечо; -рисунки с изображением карусели,.

Стихотворные тексты в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Мне хотелось бы представить стихотворные тексты собственного сочинения для автоматизации имён прилагательных в самостоятельной речи детей.

Тексты для физкультминуток в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию стихотворные тексты собственного сочинения для физкультминуток. Некоторые из них можно применять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные игры и игрушки в работе с детьми логопедической группы
Опубликовано: 21 июня 2017 в 12:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные игры и игрушки в работе с детьми логопедической группы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Комарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД