Ольга Вазина
Народное декоративно-прикладное искусство как средство приобщения школьников к культуре Родного края
▼ Скачать + Заказать документы
НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВК КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ
Народная культура является неотъемлемой частью жизни любого человека. Невозможно полноценное существование, как человека, так и общества без знаний своих истоков, особенностей региона и народа. Теряя корни, забывая традиции, искажая историю, общество теряет себя, оно больше не может представлять собой единство силы и духа народа. В современном мире, возможно, можем столкнуться с такой проблемой, как намеренное переписывание истории, вычеркивание из «книги жизни человечества» самых значимых и поворотных событий. Педагог, как основной источник знаний для детей дошкольного возраста, не должен допустить того, чтобы наше подрастающее поколение взращивалось в мире дезинформации и отсутствия условий для усвоения традиций своего народа. Только тот, кто знает свою историю, традиции и особенности может считаться социально состоявшимся гражданином своей страны, полноправным членом общества, который будет богат духовно и разносторонне развит.
Публикация «Народное декоративно-прикладное искусство как средство приобщения школьников к культуре Родного края» размещена в разделах
- Краеведение в школе
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Республика, область, край. Список городов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Дошкольное детство самый благодатный период жизни человека. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. Естественно, что от педагога зависит многое. Правильное воспитание, всестороннее развитие, внимание не только физическому, но и духовному становлению дошкольника – все это определит будущее человека и гражданина.
Одна из главных задач современного воспитания старших дошкольников – воспитание любви к Родине и родному краю, чувство патриотизма и гордости за Отчизну. Представление о малой родине детей дошкольного возраста начинается со знакомства с двором, где находится его дом, на той улице, по которой он ходит домой и в детский сад, природа парка и леса. И чем старше становится ребенок, тем глубже и шире становятся представления – теперь он знакомится и с народным промыслом родного края. Неоценимое значение для становления и углубления знаний о малой родине имеет использование в учебно-воспитательном процессе материала краеведческого характера. Данный материал будет близок воспитанникам, понятен и будет способствовать активизации познавательного интереса. Детям старшего дошкольного возраста также рассказывают об успехах родного края [1; 3; 4; 5; 6; 7].
Многими учеными, педагогами и психологами, такими как А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, Ю. В. Максимов, Н. П. Сакулина, Р. Н. Смирнов, Т. С. Шацкий, и другими говорилось о неоценимом значении народного декоративно-прикладного искусства в воспитании дошкольников.
Великий педагог К. Д. Ушинский, говоря о принципе народности, подчеркивал, что воспитание должно быть народным. Именно он говорил о том, что фольклор есть то самое превосходное средство, которое раскрывает самобытность любой культуры и формирует чувство патриотизма.
А. П. Усова давала высокую оценку роли народного искусства в воспитании дошкольников. Она писала о том, что маленьким детям пока еще недоступны обширные понятия о Родине и воспитание на этой ступени состоит в том, чтобы подготовить их для усвоения этих знаний – воспитание в среде ярких образов и красок его Родины.
Применяя в воспитании старших дошкольников народное декоративно-прикладное искусство, можно выделить главную идею – воспитание зарождающегося чувства любви и патриотизма к Отчизне и малой родине, народу и осознание национальной принадлежности. Именно поэтому на протяжении своего существования отечественная педагогика и ее яркие представители Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина и другие, выделяют главный принцип – воспитание дошкольников в семье и детском саду, в окружении и погружении в родное искусство края. Б. М. Неменский говорил о том, что детей необходимо приобщать к культуре своего народа и это необходимо сделать с помощью его чувств и эмоций.
В исследованиях таких педагогов и психологов как Л. С. Выготского, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейна отмечается следующая позиция: основной путь воспитания – движение дошкольника к общим гуманистическим ценностям, через приобщение к культуре нации, выраженной в материальных и духовных ценностях. Таким образом, дошкольный период рассматривается как этап становления личности, ее социализации и приобщения к культурным истокам.
Роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей старшего дошкольного возраста также отмечали А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина. Они отмечали, что приобщение к произведениям народного творчества вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, первые представления о Родине и крае, об их культуре.
Знакомство с малой родиной это один из ключевых моментов в патриотическом воспитании будущего поколения. Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный педагогический процесс, где происходит воздействие на личность дошкольника, целью которого является воспитание патриотизма, обогащение знаний, становление нравственного поведения и потребности быть полезным обществу [2]. Почему дошкольный возраст является благоприятным периодом для воспитания патриотизма? А именно потому, что ребенок в этом возрасте проникается доверием к взрослому, он часто ему подражает, также он эмоционально отзывчив и искренен в своих суждениях и чувствах. Полученные в дошкольном периоде знания и впечатления сопровождают человека всю жизнь.
Перед педагогом стоит важная проблема при знакомстве старшего дошкольника с родным краем – открыть перед ребенком все разнообразие пути развития края и богатство родного наследия региона. Богатый материал собранный и сохраненный народом и учеными региона помогают показать, ознакомиться и понять всю историю и особенности малой родины. Дошкольная образовательная организация ставит перед собой цель – создание условий воспитания, где осуществление духовного, эстетического, нравственного и патриотического становления осуществляется не только при усвоении базы знаний, но и через включение регионального компонента в воспитательный процесс. Благодаря тому, что педагог обращается в своей работе к региональным особенностям быта и культуры, у дошкольников происходит осознание своей принадлежности к той или иной культурной среде, способствующая в дальнейшем формированию чувства ответственности за сохранение и приумножение культурных традиций. Каждый регион отличает друг от друга какие-либо особенности и черты, проявляющиеся в историческом развитии, культуре, природе. Все это является благоприятным условием для успешного развития интереса к своей культуре, выражающее в привязанности к родному дому.
В настоящее время исследователи выделяют основополагающим фактором интеграции педагогических и социальных условий в патриотическом и гражданском воспитании детей дошкольного возраста региональный компонент ФГОСДО. Основной общеобразовательной программой предусматривается реализация регионального компонента в дошкольной образовательной организации (ДОО). В педагогике региональный компонент рассматривается как создание системы способов и форм реализации воспитательно-образовательного процесса подходящего для определенного региона. Региональный компонент определяет возможность введения содержания объединенного с особенностями региона. Уделяется внимание воспитанию любви к дому и малой родине, ее природе и культуре. При реализации регионального компонента ДОО работает в следующих направлениях: изучение национальных традиций и обычаев, приобщение к ним; знакомство с природой региона, привитие любви и бережного отношения к ней; уважение истории своего народа; любовь к родному языку; формирование толерантности к представителям разных культур.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре касается всех образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», и другие. Работая по принципу интеграции образовательных областей, педагог может организовать свою работу в этой области разнообразно и интересно, именно так, чтобы вся донесенная информация была воспринята дошкольниками глубоко и надолго осела в их сердцах. Региональный компонент определяет воспитание дошкольников в среде национального колорита.
Для успешного осуществления национального направления в воспитании детей старшего дошкольного возраста необходимо создать привлекательную эстетически оформленную образовательную среду, которая будет направлена на духовно-нравственное становление и воспитание детей. Это могут быть не только удачно оформленная группа, стенды, а также создание музеев в помещениях и мини музеев в группе. В настоящее время при отсутствии условий посещения настоящего музея, на помощь приходят электронные образовательные ресурсы – презентации, фильмы, онлайн музеи. В ходе «посещения» такого музея дети могут познакомиться с предметами старины, народными костюмами и предметами быта.
Также не нужно упускать из вида семью, как главный источник народных традиций. Многие семьи хранят в себе и передают из поколения в поколение обычаи и традиции, характерные для данной местности или региона. Педагог должен привлекать семью к активному участию и взаимодействию с ДОО. Родители помогают при сборе экспонатов для музея в детском саду, предоставляют фотографии, участвуют и организовывают народные праздники, шьют народные костюмы, помогают в оформлении развивающей среды.
Народное декоративно-прикладное искусство в силу близости к народу, доступности и простоты, живого характера имеет важное место не только в творческом, но и в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста, а также в развитии фантазии, инициативы, воображения и самостоятельности [10].
При работе с материалом народного декоративно-прикладного искусства необходимо обратить внимание на следующие моменты:
– народное искусство ускоряет становление детского творчества;
– народное искусство является художественным опытом многих поколений народа;
– произведения народного искусства формируют вкус, приобщают к эстетике, развивают творчество личности [8, с. 54].
При взаимодействии с произведениями декоративно-прикладного искусства, восприятию старших дошкольников открываются новые источники и возможности, что способствует первым эстетическим переживаниям. При анализе того или иного народного произведения детям не всегда доступен язык изображения народного умельца. С помощью педагога дети успешно решают эту задачу. Воспитатель показывает всю широту и выразительность декоративно-прикладного искусства, обладающие невероятной силой влияния на дошкольника. Знакомясь с произведениями народного декоративно-прикладного искусства определенной местности, необходимо предоставлять детям подлинные образцы, которые заключают в себе образность художественной выразительности, они должны быть воспринимаемы детьми, доступны для широкого применения в воспитательной работе со старшими дошкольниками.
Ознакомление старших дошкольников с родным краем посредством народного декоративно-прикладного искусства осуществляется через следующие виды работы:
1. Знакомство с историей появления вида декоративно-прикладного искусства.
2. Особенности декоративных образов.
3. Отличительные особенности декоративно-прикладного произведения.
4. Выделение выразительных средств [9, с. 145].
При таком ознакомлении с произведениями народного творчества отдельно взятого региона учитывается уровень уже ранее усвоенного материала, также их технических умений, и на этой основе строится дальнейшее обучение дошкольников.
Нижегородская область славится такими народными художественными промыслами как: Варнавинская резьба по кости, Городецкая золотая вышивка, Городецкая роспись и резьба по дереву, ножевой промысел, Полхов-Майданская роспись, Семеновская роспись, Хохломская роспись, Новинская деревянная игрушка и др.
Все это богатейший материал для знакомства не только с особенностями и историей нижегородского промысла, но и для знакомства с регионом в целом. Изучая произведения декоративно-прикладного искусства, старшие дошкольники знакомятся с местностью, где зародился промысел, с его историей, особенностями. Воспитатель совместно с детьми рисует, лепет, составляет аппликации того или иного декоративно-прикладного произведения, что способствует лучшему закреплению представления о нем. Каждый промысел уникален и отличается друг от друга узорным исполнением, художественной обработкой материала, формой изделия. Все это дети постигают при непосредственном знакомстве и взаимодействии с произведением. Знакомство также проходит на занятиях, где применяются мультимедиа технологии (презентации, фильмы). Подключая родителей воспитанников можно организовать ярмарку с продажей готовой продукции, сделанной самими детьми. Все это может происходить в лучших традициях Нижегородской ярмарки, в виде театрализованного праздника. С детьми старшего дошкольного возраста проводят тематические праздники для родителей, где они рассказывают о каком-либо промысле, рисуют и даже используют фольклор родного края. Неоценимый вклад в получение знаний о Нижегородском регионе также вносит музей. Если нет возможности посетить музей народного промысла, то его с успехом, при помощи родителей, можно организовать в группе, в рамках знакомства с определенным видом промысла.
Формирование знаний о культуре родного края сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя и дошкольников, с использованием различным методов, приемом и средств педагогического воздействия на детей. Воспитание любви к культуре малой родины у детей старшего дошкольного возраста определяет в последующем у них моральный облик и уважение к своему региону и стране, что в свою очередь способствует развитию таких нравственных качеств как смелость, уважение, гордость и отзывчивость. Все это свидетельствует о том, что народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных и наиболее доступных средств ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой родного края.
Заключение
Резюмируя изложенное выше, следует отметить, что изобразительная деятельность оказывает серьезное влияние на социальное и психологическое развитие ребенка дошкольного возраста. В данной деятельности его рисунок проходит путь от изображения неопределенных графических образов, до изображения реально существующего предмета, который узнаваем. Все это требует от ребенка развитого мышления и восприятия, умения видеть, что необходимо для успешного результата. Цвет же в данной ситуации играет немаловажную роль, он влияет на развитие эстетических чувств и восприятия.
___
Библиографическая ссылка
Васильева К. В., Гусев Д. А. НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10-3. – С. 562-565;