Елена Волохова
Декоративно-прикладное искусство как средство развития у дошкольников интереса к культуре коренных народов Севера
▼ Скачать + Заказать документы
Важное значение для художественно-эстетического развития имеет приобщение детей к истокам народного творчества. В этом направлении детей знакомят с традиционными национальными и региональными художественными промыслами, а также с некоторыми обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности. Неоценимую роль в данном процессе может оказать декоративно-прикладное искусство.
Публикация «Декоративно-прикладное искусство как средство развития у дошкольников интереса к культуре коренных народов Севера» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народы севера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Декоративно-прикладное искусство, созданное народами Крайнего Севера, неотделимо от природы края, которая сурова, но разнообразна. Изделия из оленьего меха и замши с аппликацией из цветных тканей, с меховой мозаикой, шитье бисером, скульптурные миниатюры из кости, предметы из дерева и бересты еще в прошлые века привлекали внимание землепроходцев. На наш взгляд, очевидно, что воспитательное и развивающее значение декоративно-прикладного искусства для воспитанников дошкольного возраста заключается в следующем:
Воспитанники получают возможность познакомится со спецификой быта своего народа и других народностей, с историей нашей страны и родного края;
Дошкольники знакомятся с искусством на примере доступного и понятного им: народные игрушки, матрешки, предметы быта.
• Произведения декоративно-прикладного искусства, так или иначе, оказывают влияние на эстетическое развитие дошкольников;
• Посредством декоративно-прикладного искусства осуществляется художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста;
• У дошкольников развивается воображение, что важно для детей этого возраста;
• Систематическое ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства способствует развитию памяти, внимательности;
• Дошкольники приучаются к труду.
• Дошкольники получают идеи и стимул к самостоятельному творчеству.
Раскроем приведенные тезисы подробнее.
Несомненно, что при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством дошкольники узнают много нового о своей Родине и родном крае. Произведения декоративно-прикладного искусства отражают специфику быта, жизни народа, изображая сценки в которых отражаются особенности охоты на зверей, домашней обстановки, утвари, ремесел, праздников, национальной одежды, роходцев, путешественников и ученых.
Декоративно-прикладное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека, и призвано эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания. Декоративно-прикладное искусство в своих жанрах и формах проявления многообразно. Особую отрасль декоративного искусства составляет народное декоративное искусство – народные художественные ремесла и художественные промыслы. Народное творчество изначально связано с историей данного народа, его обычаями, обрядами, празднествами, с хозяйственной, промысловой деятельностью, с постройкой жилья, с изготовлением одежды, утвари, орудий труда. Это искусство формировалось в коллективах, и коллективно его принципы и приемы веками передавались из поколения в поколение. Подражание и преемственность трудовых навыков шли рядом, были неразрывны друг с другом.
Работу по развитию интереса к культуре коренных народов Севера у воспитанников дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства необходимо вести с опорой на перспективное планирование, в котором учитываются:
- организованная – образовательная деятельность – это цикл по ознакомлению с окружающей природой, жизнью и бытом, продуктивная деятельность по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством народов ханты и манси, в коммуникативной деятельности вводить загадки, приметы, пословицы, поговорки, потешки, познавательные рассказы о жизни коренных народов, народные игры, игры и демонстрация наглядного материала с помощью информационно –коммуникационных технологий.
- совместная деятельность воспитателя с детьми – беседы, познавательные минутки, наблюдения, дидактические игры, ознакомление с фольклором и национальной художественной литературой, рассматривание репродукций картин художников и иллюстраций, сюжетно– ролевые игры: «Путешествие по Ваху», «Оленеводы», драматизация сказок.
- самостоятельная деятельность: рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование, настольные дидактические игры: «Составь орнамент», «Ковер», народные подвижные и интеллектуальные игры.
- чтобы расширить представления дошкольников о быте, одежде, культуре коренного населения, можно создать в детском саду мини-музей, в котором дети могли бы рассматривать, трогать руками различные предметы и игрушки, ощутить красоту прикладного искусства.
Залогом успешной работы по развитию у воспитанников интереса к культуре коренных народов Севера посредством декоративно-прикладного искусства является взаимодействие воспитателей с семьей.
Поэтому необходимо познакомить родителей с содержанием педагогической работы по развитию интереса к культуре коренный народов Севера посредством декоративно прикладного искусства.
Также целесообразна организация работы с педагогами ДОО по данному направлению.
Таким образом, мы надеемся, что разработанные нами методические рекомендации будут полезны педагогам в работе по развитию у воспитанников интереса к культуре коренных народов Севера посредством декоративно-прикладного искусства.
Проблема знакомства дошкольников с культурой северных народов достаточно сложное явление. Мы сделали попытку решения одной из сторон этой проблемы. Возникает необходимость изучения педагогических условий развития у воспитанников интереса к культуре коренных народов Севера с использованием различных средств приемлемых для работы с воспитанниками дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти [Текст] // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – № 2. – С. 21-23
2. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом [Текст]. – М. : Прогресс, 1999. – 122 с.
3. Базанов, А. Г. и Певгова Л. В. Игры детей народов Крайнего Севера [Текст]. - М. : Учпедгиз, 1949. - 71с.
4. Бойченко, Н. А. Педагогические условия Формирования игровых интересов у детей пятого года жизни [Текст] : Автореф. дисс,. . канд. пед. наук. - Л. ЛГПУ, 1974. -24с.
5. Борисова, З. Н. Хрестоматия для дошкольников [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://forimbook.ru/yumor/num-60082.htm
6. Выготский, Л. С. Избранные труды. Т. 5 [Текст]. - М. : Просвещение, 2004. – 520с.
7. Гельфан, Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию [Текст]. – М. : Педагогика, 2011. – 320 с.
8. Давыдова, О. И. Этнопедагогическая подготовка педагога [Текст] // Мир детства и образования. – Магнитогорск, 2007. – С. 481-483.
9. Давыдова, О. И. Этнопедагогический подход в работе детских садов [Текст] // Детский сад. Управление. – 2003. – № 19 (67). – С. 10.
10. Данилина, Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России : пособие для реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" [Текст]. – [3-е изд., испр. и доп. ]. – М. : АРКТИ, 2005. – 181 с.
11. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 17-20.