Елена Анохина
Мастер-класс «Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей»
Мастер класс по теме «НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Ход мероприятия
- Здравствуйте, уважаемые коллеги
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс, а сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Но как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно всегда? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Публикация «Мастер-класс „Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей“» размещена в разделах
Последнее спрошу у вас тогда:
Активными все будете? (Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
Сегодня, тема мастер - класса «НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ».
Цель - представить один из методических приемов обеспечения эффективного решения учебно-воспитательных задач и развитие творческих способностей.
теоретическая часть
Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение засыпавшее дом богач и гостей пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.
Мнемотехника - это настоящая палочка-выручалочка в деле обучения, запоминания детьми разного рода информации. Давно известно, что "зубрёжка" в обучении малоэффективна : её результаты неизбежно "испаряются" из памяти, причём довольно скоро. Совсем другое дело, если запоминание информации связывается воедино с конкретными зрительным и звуковыми образами.
Особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, облегчающие процесс запоминания и увеличивающих объём памяти. Овладение приемами работы с пиктограммами значительно облегчает и сокращает время обучения и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики».
Я хочу поделиться с вами некоторыми эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования, т. е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Пиктограмма - символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться с след. качествах:
-как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью
- как средство временного общения, речи
-как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми.
Практическая часть
А сейчас, уважаемые коллеги, хочу предложить Вам, выполнить несколько заданий, в которых используется метод наглядного моделирования. На столах у Вас лежат карандаши, картинки, которые необходимы для дальнейшей работы.
Перед вами пустое поле, которое символизирует ваши знания о данном методе. Чтобы его превратить в цветущий луг предлагаю вам, представить себя цветком, который будет соответствовать вашему внутреннему миру и настроению и рассказать о себе. Выберите цветок, с которым вы себя ассоциирует, а затем объясняет, например: «Сегодня я приветливая и нежная, как ромашка".
Ну вот наше поле превратилось в цветущий луг, который расцвел благодаря нашему общению. И итак, двигаемся дальше.
Но на нашем пути есть река, которую можно преодолеть благодаря вашей фантазии.
С ее помощью вы должны выбрать нужную пиктограмму из ряда других. Из нескольких пиктограмм необходимо узнать и показать ту, которую я назвала
- А теперь мы усложним задание. Предлагаю рассмотреть пиктограммы, которые лежат на столе. Вам нужно с помощью пиктограмм составить фразу, которую я произнесу. (Выбирают и показывают пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).
Итак, опять появилось препятствие - гора. На нее можно подняться только с хорошим воображением. Я предлагаю вам им воспользоваться составить из пиктограмм пару.
Необходимо соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла – играть, яблоко – есть.
Еще одна преграда позади, а теперь нам осталось пройти лес, и узнать свои возможности думать, анализировать, делать выводы.
На столах у Вас лежат конверты с письмами, но не простые, а зашифрованные с помощью пиктограмм. Вам нужно их прочитать. (желающие берут конверты, где находится загадки, пословицы и ребус).
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер - классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и объединим все в единое и скажем друг другу "Спасибо!"
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе
- Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем МК, помогут в решении творческих задач не только на занятиях с детьми, но и в жизни.
Благодарю за сотрудничество. Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов!