Папки-передвижки

Использование нейрогимнастики в системе музыкальных занятий в ДОУ

Якуш Ольга
Использование нейрогимнастики в системе музыкальных занятий в ДОУ

Современные образовательные стандарты в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) делают акцент на всестороннем развитии ребенка, включая его физическое, эмоциональное и когнитивное развитие. Одним из эффективных инструментов, способствующих гармоничному развитию дошкольников, является нейрогимнастика. Это комплекс упражнений, направленных на активизацию работы мозга, улучшение межполушарного взаимодействия и развитие когнитивных функций. Включение нейрогимнастики в систему музыкальных занятий в ДОУ позволяет не только укрепить здоровье детей, но и повысить их творческий потенциал, внимание и память.

Что такое нейрогимнастика? Нейрогимнастика — это система упражнений, основанная на принципах нейропсихологии. Она включает в себя движения, которые стимулируют работу обоих полушарий мозга, улучшают координацию, концентрацию внимания и эмоциональное состояние. Упражнения нейрогимнастики просты в исполнении, но при этом эффективны для развития мелкой и крупной моторики, а также для снятия напряжения и стресса.

Почему важно использовать нейрогимнастику на музыкальных занятиях?

Во-первых, такой вид деятельности, качественно влияет на развитие межполушарного взаимодействия.

Музыкальные занятия предполагают активное использование слуха, ритма и движения. Нейрогимнастика помогает синхронизировать работу левого и правого полушарий, что способствует лучшему восприятию музыки, ритма и мелодии.

Во-вторых, происходит улучшение концентрации внимания. Особенно хорошо развивается внимание у детей с ОВЗ.

Упражнения нейрогимнастики требуют сосредоточенности и точности выполнения. Это помогает детям лучше концентрироваться на заданиях, что особенно важно при разучивании песен или танцев.

А также, нейрогимнастические упражнения снимают эмоциональное напряжение. Музыкальные занятия часто сопровождаются эмоциональной нагрузкой. Нейрогимнастика помогает снять напряжение, за счет влияния на мозолистое тело. Помогает расслабиться и настроиться на творческий процесс.

Такая гимнастика способствует развитию творческих способностей у ребят. Активизация работы мозга через нейрогимнастику, способствует раскрытию творческого потенциала детей. Это особенно важно для импровизации, сочинения мелодий или танцевальных движений.

Нейрогимнастика может быть полезна для детей практически с самого раннего возраста, но важно учитывать возрастные особенности и адаптировать упражнения под возможности ребенка. Рекомендуемый возраст для начала занятий нейрогимнастикой – три года. В этом возрасте дети уже способны выполнять простые движения, такие как хлопки, прыжки, марширование. Упражнения должны быть короткими, игровыми и сопровождаться музыкой или стихами, чтобы удерживать внимание ребенка. Пример: "Перекрестные шаги" (марширование, с касанием коленей) или "Ленивые восьмерки" (рисование в воздухе).

Почему важно начинать с раннего возраста? Дело в том, что в дошкольном возрасте мозг ребенка наиболее пластичен, и нейрогимнастика помогает укрепить нейронные связи. Такая гимнастика способствует подготовке к школе: упражнения улучшают внимание, память и координацию, что важно для успешного обучения.

Эмоциональное развитие также зависит от нейрогимнастики, так как помогает снять напряжение и улучшить эмоциональное состояние ребенка.

В четыре-пять лет, дети лучше контролируют свои движения, могут выполнять более сложные упражнения, требующие координации. Можно включать упражнения на развитие мелкой моторики, например, "Кулак-ребро-ладонь". Пример: "Слон" (движения, имитирующие хобот слона) или "Зеркальное рисование" (одновременное рисование двумя руками).

В шесть-семь лет, дети уже способны выполнять сложные упражнения, требующие концентрации и точности. Можно добавлять упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, например, "Перекрестные прыжки" или "Симметричное рисование". Пример: "Кулак-ладонь" (одна рука сжимается в кулак, другая раскрывается, затем смена).

Для младших дошкольников (3–4 года, упражнения должны быть простыми, короткими и игровыми. Используйте яркие образы, музыку и стихи, чтобы заинтересовать детей. Продолжительность занятий — не более 5–7 минут.

Для старших дошкольников (5–7 лет, упражнения могут быть более сложными, требующими концентрации и координации. Можно включать элементы соревнования или творчества (например, придумать свой вариант упражнения). Продолжительность занятий — до 10–15 минут.

Предлагаем примеры упражнений нейрогимнастики на музыкальных занятиях:

1. «Перекрестные шаги»

Дети маршируют на месте, касаясь правой рукой левого колена и наоборот. Это упражнение помогает синхронизировать работу полушарий и улучшает координацию.

2. «Ленивые восьмерки»

Дети рисуют в воздухе восьмерку сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими руками одновременно. Это упражнение развивает мелкую моторику и способствует лучшему восприятию ритма.

3. «Слон»

Дети ставят одну руку к уху, как будто это хобот слона, и рисуют в воздухе восьмерку, двигаясь всем телом. Это упражнение помогает снять напряжение и улучшает концентрацию.

4. «Кулак-ребро-ладонь»

Дети выполняют последовательность движений: кулак, ребро ладони, раскрытая ладонь. Это упражнение развивает мелкую моторику и готовит руку к игре на музыкальных инструментах.

Для достижения максимального эффекта нейрогимнастика должна использоваться в системе, то есть быть неотъемлемой частью каждого музыкального занятия. Это предполагает:

1. Регулярность. Упражнения должны выполняться на каждом занятии, чтобы закрепить положительный эффект.

2. Постепенное усложнение. Начинайте с простых упражнений, постепенно добавляя более сложные элементы.

3. Интеграция с другими видами деятельности. Сочетайте нейрогимнастику с пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах и другими видами музыкальной деятельности.

4. Необходимо учитывать индивидуальный подход

5. Начинать необходимо с простых упражнений и постепенно усложняйте их.

6. Необходимо следить за реакцией ребенка: если упражнение вызывает трудности, упростите его.

7. Используйте игровую форму, чтобы сделать занятия увлекательными. Именно игра является ведущей развивающей деятельностью.

8. Регулярность — ключ к успеху. Даже короткие, но систематические занятия дают заметный результат.

Публикации по теме:

Универсальное дидактическое пособие «Развивающий кубик» для музыкальных занятий в детском садуУниверсальное дидактическое пособие «Развивающий кубик» для музыкальных занятий в детском саду Универсальное дидактическое пособие «Развивающий кубик»Для музыкальных занятий в детском садуЦель: развитие общей музыкальности детей Задачи:.

Цикл музыкальных занятий для детей 4–5 лет «Музыка лета» Хотя сейчас не пахнет в воздухе даже весной, а я предлагаю окунуться в летнюю радость! Ведь лето - это напоенный ароматами трав воздух,волнующее.

Использование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речиИспользование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речи Применение изобразительного творчества в процессе коррекционного обучения называют изотерапией (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейрогимнастики в системе музыкальных занятий в ДОУ
Опубликовано: 22 апреля 2025 в 15:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нейрогимнастики в системе музыкальных занятий в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Якуш Ольга (УИ 1452144) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД