Якуш Ольга
Использование нейрогимнастики в системе музыкальных занятий в ДОУ
Современные образовательные стандарты в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) делают акцент на всестороннем развитии ребенка, включая его физическое, эмоциональное и когнитивное развитие. Одним из эффективных инструментов, способствующих гармоничному развитию дошкольников, является нейрогимнастика. Это комплекс упражнений, направленных на активизацию работы мозга, улучшение межполушарного взаимодействия и развитие когнитивных функций. Включение нейрогимнастики в систему музыкальных занятий в ДОУ позволяет не только укрепить здоровье детей, но и повысить их творческий потенциал, внимание и память.
Что такое нейрогимнастика? Нейрогимнастика — это система упражнений, основанная на принципах нейропсихологии. Она включает в себя движения, которые стимулируют работу обоих полушарий мозга, улучшают координацию, концентрацию внимания и эмоциональное состояние. Упражнения нейрогимнастики просты в исполнении, но при этом эффективны для развития мелкой и крупной моторики, а также для снятия напряжения и стресса.
Почему важно использовать нейрогимнастику на музыкальных занятиях?
Во-первых, такой вид деятельности, качественно влияет на развитие межполушарного взаимодействия.
Музыкальные занятия предполагают активное использование слуха, ритма и движения. Нейрогимнастика помогает синхронизировать работу левого и правого полушарий, что способствует лучшему восприятию музыки, ритма и мелодии.
Во-вторых, происходит улучшение концентрации внимания. Особенно хорошо развивается внимание у детей с ОВЗ.
Упражнения нейрогимнастики требуют сосредоточенности и точности выполнения. Это помогает детям лучше концентрироваться на заданиях, что особенно важно при разучивании песен или танцев.
А также, нейрогимнастические упражнения снимают эмоциональное напряжение. Музыкальные занятия часто сопровождаются эмоциональной нагрузкой. Нейрогимнастика помогает снять напряжение, за счет влияния на мозолистое тело. Помогает расслабиться и настроиться на творческий процесс.
Такая гимнастика способствует развитию творческих способностей у ребят. Активизация работы мозга через нейрогимнастику, способствует раскрытию творческого потенциала детей. Это особенно важно для импровизации, сочинения мелодий или танцевальных движений.
Нейрогимнастика может быть полезна для детей практически с самого раннего возраста, но важно учитывать возрастные особенности и адаптировать упражнения под возможности ребенка. Рекомендуемый возраст для начала занятий нейрогимнастикой – три года. В этом возрасте дети уже способны выполнять простые движения, такие как хлопки, прыжки, марширование. Упражнения должны быть короткими, игровыми и сопровождаться музыкой или стихами, чтобы удерживать внимание ребенка. Пример: "Перекрестные шаги" (марширование, с касанием коленей) или "Ленивые восьмерки" (рисование в воздухе).
Почему важно начинать с раннего возраста? Дело в том, что в дошкольном возрасте мозг ребенка наиболее пластичен, и нейрогимнастика помогает укрепить нейронные связи. Такая гимнастика способствует подготовке к школе: упражнения улучшают внимание, память и координацию, что важно для успешного обучения.
Эмоциональное развитие также зависит от нейрогимнастики, так как помогает снять напряжение и улучшить эмоциональное состояние ребенка.
В четыре-пять лет, дети лучше контролируют свои движения, могут выполнять более сложные упражнения, требующие координации. Можно включать упражнения на развитие мелкой моторики, например, "Кулак-ребро-ладонь". Пример: "Слон" (движения, имитирующие хобот слона) или "Зеркальное рисование" (одновременное рисование двумя руками).
В шесть-семь лет, дети уже способны выполнять сложные упражнения, требующие концентрации и точности. Можно добавлять упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, например, "Перекрестные прыжки" или "Симметричное рисование". Пример: "Кулак-ладонь" (одна рука сжимается в кулак, другая раскрывается, затем смена).
Для младших дошкольников (3–4 года, упражнения должны быть простыми, короткими и игровыми. Используйте яркие образы, музыку и стихи, чтобы заинтересовать детей. Продолжительность занятий — не более 5–7 минут.
Для старших дошкольников (5–7 лет, упражнения могут быть более сложными, требующими концентрации и координации. Можно включать элементы соревнования или творчества (например, придумать свой вариант упражнения). Продолжительность занятий — до 10–15 минут.
Предлагаем примеры упражнений нейрогимнастики на музыкальных занятиях:
1. «Перекрестные шаги»
Дети маршируют на месте, касаясь правой рукой левого колена и наоборот. Это упражнение помогает синхронизировать работу полушарий и улучшает координацию.
2. «Ленивые восьмерки»
Дети рисуют в воздухе восьмерку сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими руками одновременно. Это упражнение развивает мелкую моторику и способствует лучшему восприятию ритма.
3. «Слон»
Дети ставят одну руку к уху, как будто это хобот слона, и рисуют в воздухе восьмерку, двигаясь всем телом. Это упражнение помогает снять напряжение и улучшает концентрацию.
4. «Кулак-ребро-ладонь»
Дети выполняют последовательность движений: кулак, ребро ладони, раскрытая ладонь. Это упражнение развивает мелкую моторику и готовит руку к игре на музыкальных инструментах.
Для достижения максимального эффекта нейрогимнастика должна использоваться в системе, то есть быть неотъемлемой частью каждого музыкального занятия. Это предполагает:
1. Регулярность. Упражнения должны выполняться на каждом занятии, чтобы закрепить положительный эффект.
2. Постепенное усложнение. Начинайте с простых упражнений, постепенно добавляя более сложные элементы.
3. Интеграция с другими видами деятельности. Сочетайте нейрогимнастику с пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах и другими видами музыкальной деятельности.
4. Необходимо учитывать индивидуальный подход
5. Начинать необходимо с простых упражнений и постепенно усложняйте их.
6. Необходимо следить за реакцией ребенка: если упражнение вызывает трудности, упростите его.
7. Используйте игровую форму, чтобы сделать занятия увлекательными. Именно игра является ведущей развивающей деятельностью.
8. Регулярность — ключ к успеху. Даже короткие, но систематические занятия дают заметный результат.