Ирина Петровна Пономарева
«Насекомые». Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемосхем в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Насекомые»
(итоговое занятие по развитию речи с использованием мнемосхем в старшей группе)
Цели:
Образовательная: закрепить знания о жизни и особенностях насекомых;
закрепить умение использовать мнемосхемы для составления рассказа о насекомых;
Воспитательная: воспитывать эстетические чувства, любознательность, любовь к природе и бережного отношения к насекомым.
Публикация «„Насекомые“, Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемосхем в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Коррекционная: коррекция звукопроизношения; работа над лексико-грамматическим строем речи, развитие мелкой моторики, развитие связной речи; активизация познавательной деятельности;
Методы: Словесные: беседа, вопросы, художественное слово.
Предварительная работа: чтение рассказов о насекомых ; составление рассказов по
опорным предметным картинкам; заучивание стихотворений; загадывание загадок
о насекомых; дидактические игры: «Скажи правильно», «Подбери картинку», «Назови ласково»,«Доскажи словечко»
Материал: разрезные картинки насекомых, мнемосхема, набор картинок по теме, шапочки насекомых, «Звуки природы. Пение птиц»-аудиозапись, мяч.
Ход занятия:
Кинезиология "Зайчик -колечко - цепочка"
I. Орг. момент. (стоят в кругу)
Воспитатель: Назовите летние месяцы.
Дети: июнь, июль, август.
Воспитатель: Какие приметы лета вы знаете?
Дети: День становится длиннее. Солнце греет сильнее. Можно ходить раздетыми, загорать и купаться в реке. В лесу много цветов, ягод, грибов. Все деревья зеленые. У животных появляются детеныши.
II. Основная часть
1. Активизация познавательных процессов. Повторение обобщающего понятия.
Воспитатель: Д/И "Кто живет в лесу?" (в кругу с мячом)
Дети: зайцы, лисы, медведи, лоси, совы, дятлы, ежи, белки и т. д.
слайд № 1
Воспитатель: Молодцы! Вы верно назвали лесных обитателей, но кого-то не хватает. А кого- мы узнаем, когда соберем разрезные картинки
Д/Игра "Собери картинку".
3. Воспитатель: Как одним словом можно назвать этих лесных жителей?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир насекомых. Чтобы попасть на лесную полянку нам надо превратиться в насекомых.
Произносим волшебные слова: (встали в круг)
Вокруг себя повернись,
4. Обогащение глагольного словаря, словаря прилагательных, работа над синонимами.
Воспитатель: Поиграем в Д/игру "Скажи какой и что умеет делать"
(на ковре стоят в кругу с мячом)
Воспитатель: комар какой?
ребенок: Комар маленький, кровососущий, длинноносый я комар. умеет летать, кусать, пить кровь.
Воспитатель: Бабочка какая?
ребенок: Бабочка красивая, пестрокрылая.
В. : Что умеет делать? - Умеет летать, кружиться, порхать.
Воспитатель: Муравей какой?
ребенок: Муравей маленький, трудолюбивый.
Умеет ползать, трудиться, строить муравейник.
Воспитатель: Жук какой?
ребенок: Жук коричневый, длинноусый.
Умеет летать, ползать, жужжать.
Воспитатель: Кузнечик какой?
ребенок: Кузнечик зеленый, стрекочущий. Умеет прыгать, скакать
Воспитатель: Пчела какая?
ребенок: Пчела мохнатая, трудолюбивая.
Умеет летать, жужжать. собирать нектар.
5. Дыхательная гимнастика «Божья коровка».
Положите их на ладошку! Давайте скажем слова и дунем – чья коровка дальше улетит?
Божья коровка,
Улети на небко,
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной!
6. Развитие грамматического строя. Употребление предлогов. (сидят у доски)
(Звучат раскаты грома).
СЛАЙД № 3
Воспитатель : Ой! Пошел дождь. А почему насекомые боятся дождя. (ответы детей).
Дети: Боятся замочить крылышки, не смогут летать.
Слайд № 4
Воспитатель: Помогите насекомым укрыться от дождя. Составьте предложения используя слова В и ПОД.
- Где спрячется бабочка? Бабочка спрячется под цветком
- Куда уползет муравей? Муравей уползет в муравейник
- Куда ускачет кузнечик? Кузнечик ускачет в траву
- Где укроется жук? Жук укроется под кору дерева.
- Где спрячется пчела? Пчела спрячется в улье.
Воспитатель : молодцы!
III. Физминутка Слайд № 5 «Дружные муравьи» (стоят на ковре)
От друзей муравьишка отстал, прижимаем ладони к щекам,
Опоздал он и очень устал, качаем головой.
В муравейник скорей побежал, бег на месте.
Но друзей он своих не догнал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ну а солнце за лес уж зашло, присели.
Стало страшно и очень темно, обхватили себя руками.
Хорошо, что друзья помогли, берёмся за руки,раскачиваем их вверх – вниз.
Муравьишку домой привели.
7. Дидактическая игра «Составление рассказа о насекомом по мнемосхеме
Воспитатель: Выберите насекомое, о котором вам хотелось бы составить рассказ.
(дети выбирают, сели за столы перед доской, на тарелочках карточки мнемосхемы)
Слайд № 6
Воспитатель: Посмотрите на таблица -схему, по которой мы будем составлять рассказ. Все обозначения вам понятны?
дети: да.
Воспитатель: Давайте составим рассказ по цепочке о жуке.
Это жук. Он небольшое насекомое. Жук умеет летать, ползать. У его есть голова, грудь и брюшко. На голове глаза, рот, два усика. У жука по два крылышка с каждой стороны и шесть лапок. Питается он листьями и корой деревьев. Жужжит. Пользы не приносит.
Воспитатель: Кто готов самостоятельно рассказать о жуке? (Тимофей) Молодец.
. Приготовьте пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Пчела
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелёк (На каждое название насекомого загибают один пальчик)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам).
Пожужжали, полетали,
От усталости упали. (Роняют ладошки на стол).
Воспитатель: Выложите карточки в любом порядке.
Рассказ 2-3 детей.
Воспитатель: МОЛОДЦЫ. Чей рассказ вам понравился больше всего.
Воспитатель: Нам пора произнести волшебные слова и превратиться из насекомых в детей.
Вокруг себя повернись,
И в ребенка превратись.
8. Подведение итогов
Воспитатель :Вот и подошло к концу наше необычное занятие.
Давайте вспомним, где мы сегодня побывали?
В кого превращались?
А кто из вас каким насекомым был? (ответы детей).
Скажите, как нужно вести себя в лесу?
Можно ли разорять муравейники?
Можно ли губить бабочек, кузнечиков?
9. Релаксация. "На лесной полянке"