Валерия Лоншакова
Мюзикл как эффективная форма развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Мюзикл – как эффективная форма развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
[/h3]
Доктор педагогических наук, профессор В. И. Петрушин дает такое определение способностям :
Публикация «Мюзикл как эффективная форма развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мюзикл. Сценарии мюзиклов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Способности развиваются только в деятельности и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере» [6, с. 229]. Для развития способностей необходимо предоставить возможность проявлять себя в разных видах деятельности: танцах, пении, играх и т. д.
Исследования психологов и педагогов по всему миру доказывают, что занятия музыкой в раннем возрасте эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, интеллект, способность к обучению, умение слушать и слышать, видеть и чувствовать - вот далеко не полный список того, как влияет музыка. Музыка способствуют гармоничной работе обоих полушарий головного мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. И в дальнейшем ему будет легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
Актуальность. Загруженность родителей на работе, повседневная суета не дают возможности развивать детей эстетически : ходить в театры, на концерты, слушать и слышать качественную музыку. У современных дошкольников не достаточно развита координация движений, умение петь в коллективе, эмоционально-волевая сфера. Мюзикл - это особый жанр музыкально-сценического искусства, представляющего собой интеграцию пения, танцев, поэзии и очень интересен для дошкольников. Участие дошкольников в такой эффективной форме, как мюзикл, позволит привлечь внимание семьи к ценности музыки, ее значимости для развития интеллекта, слуха, чувства ритма, творческих способностей, психических процессов, поможет родителям определиться с интересами ребёнка, дать ему возможность реализоваться, ощутить себя в ситуации успеха.
Мюзикл, очень актуальная тема для настоящего времени, где ребёнок может попробовать себя в таких видах деятельности, как пении, танце, пантомиме.
Известно, что занятия вокалом развивают эстетическое восприятие, художественный вкус и весь комплекс музыкально-сенсорных способностей. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определённое содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отражённые в песнях. Таким образом, на занятиях вокалом педагог не только воспитывает у учеников обще-музыкальную культуру, развивает музыкальные способности, обучает вокальным умениям и развивает детский голос, но и формирует ребёнка физически и умственно, а главное – развиваются личностные особенности и познавательные процессы ученика.
Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Нельзя забывать, что пение – это психофизиологический процесс, связанный с различными эмоциональными состояниями ребёнка и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких как дыхание, артериальное давление, сердечный ритм, работа эндокринной системы, кровообращение и т. п. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Оно увеличивает амплитуду дыхания, лёгочную вентиляцию, поднимает эмоциональный тонус, улучшает работоспособность организма. Занятия основываются на общих интересах и взаимном уважении его участников.
Занятия в детской студии мюзикла включает несколько компонентов:
• вокальную подготовку, в процессе которой происходит формирование вокальных навыков (точное интонирование, пение на опоре, экономное расходование дыхания, артикуляция, звукообразование, резонирование, ансамбль и строй,
• распевание (методика пения в речевой позиции С. Риггса)
• навыков работы с микрофоном (атака звука в зависимости от характера произведения и качества микрофона, исполнение под фонограмму (ритмическая организация песни, стиль произведения, корректировка манеры пения в зависимости от стиля фонограммы)
• умение исполнять песни a- capella.
• творческое обсуждение и проектирование эстрадных номеров, во время которого развивается рефлексивная активность детей, формируется умение сотрудничества, развивается способность к эмпатии.
Пение и музыка :
-развивают воображение, и способность выражать мысли словами и жестами;
-приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
- тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
- развитие навыка чтения : пение помогает понять ритмический строй языка;
- песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений;
- правильное дыхание при пении развивает легкие и способствует лучшей
циркуляции крови в организме;
- улучшает работу сердечно - сосудистой системы, влияет на повышение тонуса головного мозга и кровообращения;
- помогает в лечении многих хронических заболеваний;
- пение в группах развивает силу воли ребёнка, способность работы в команде.
театральное направление (сценическая речь и актерское мастерство) :
• развитие творческого воображения, фантазии;
• развитие внимания;
• раскрепощение ребенка;
• развитие речевого аппарата, четкой дикции;
• образность и эмоциональность подачи текста;
• культура поведения на сцене.
танцевальное направление:
• формирование чувства ритма;
• навыки исполнения основных танцев, движений, фигур;
• постановка корпуса, рук, головы, ног (управление собственным телом).
У каждого ребенка в мюзикле есть своя роль, где он является активным участником сказочного действия, а не просто пассивным зрителем. Это способствует развитию его коммуникации, творческой активности. Преодолевая страх перед публичным выступлением, ребенок ставит себя на место своего героя, действует в соответствии с его характером, общается с другими участниками мюзикла. Играя своего героя, ребенок учится переживать собственные чувства и раскрепощается. Как известно, человек запоминает наиболее яркие моменты своей жизни. Играя в мюзикле, дети чувствуют себя настоящими артистами, слышат настоящие аплодисменты, получают удовольствие сыгранной роли. И я думаю, они запомнят эти счастливые мгновения на всю оставшуюся жизнь.
Использованные ресурсы и литература
1. Бровко, Валерий, Валерий Бровко. Три мюзикла для детей (+ CD-ROM) / Валерий Бровко. - М. : Композитор - Санкт-Петербург, 2012.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет. В соответствии с ФГОС ДО. Издательство: Музыкальная палитра СП-б
3. Мюзикл [Электронный ресурс]. URL : https://www.musicals.ru/about_genre/dictionary/musical ( дата обращения: 20.01.2015).
4. О. П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников». Просвещение 1994
5. Рябухина, Н. М. Готовим детский праздник. От миниатюры до мюзикла на большой сцене / Н. М. Рябухина. - М. : Феникс, 2006. - 112 c. Журналы «Музыкальный руководитель».
6. О. Леонтьева. Карл Орф. - М. 1984.
7. Н. А. Лыкова. Журналы «Цветной мир».
8. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М. : Владос, 1997
9. Сет Риггс. Техника пения в речевой позиции. Москва, 2004.
10. Усова О. В. Программа Развитие личности ребенка средствами хореографии». Театр танца. Для детей 3 – 6 лет. – Екатеринбург, 2001
10.www.orff-schulwerk-narod.ru – Педагогическое общества Карла Орфа, где можно прочесть о главных Орф-событиях по всей стран